Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально. В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к своим родным и близким. Преступность растет с каждым днем. И все это, зачастую, результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………………..…3
1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка …….7
1.1. Личность ребёнка…………………………………………………….….…..7
1.2. Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка…………………………………………………………….………….....…9
1.3. Нарушения детско-родительских отношений. Влияние на личность ребенка………………………………………………………………………..…..24
2. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик…………………………………………………………………………....31
2. 1. Методики исследования детско-родительских отношений………….......31
2.2. Результаты проведенного исследования………………………………..…36
Заключение……………………………………………………………………..…39
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсоваяя.docx

— 112.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Приложение 2

 

Таблицы для методики «Цветовая социометрия»

 

Синий цвет

1

2

3

4

Жалеет себя,

часто обижается

на мелочи.

Мечтатель,

склонен к

фантазированию.

Миролюбивый,

печальный.

Нежелание

конфликта с этим

человеком.

Совместные игры, интересы.

Привлекательны

интересы данного лица. Дистанция в

межличностных

отношениях.

Почтительно-

негативное

отношение.

Внутреннее

состояние

беспокойства.


 

 

Желтый цвет

1

2

3

4

Свободный от

комплексов,

оптимистичный,

кокетливый.

Предпочитает

перемены ради перемен. Свои

фантазии

стремится

воплотить в жизнь.

Значимый человек,

авторитет, на которого хочется

быть похожим.

Стремление быть

ближе к человеку.

Ощущение

приятного

возбуждения от

общения с ним.

Признание таланта

и особенных,

положительных

черт характера.

Зависть по отношению к заслугам данного

человека, и (или)

легко попадает под

его влияние,

увлекают его

интересные идеи.


 

 

Зеленый цвет

1

 

1

2

3

4

Желание

самоутвердиться,

понравиться

окружающим.

Стремление к

реальному

удовлетворению

потребностей.

Склонность к

депрессии.

Ощущение

спокойствия,

расслабленности,

удовлетворенности от общения

с этим человеком.

Мечтательный

человек,

переоценивающий

значимость

отношения к себе

со стороны

окружающих.

Наличие страха,

который служит

причиной частого

уединения в

коллективе;

неоправданные

ожидания.

Энергичный.


 

 

Серый цвет

1

2

3

4

Устойчивое стрессовое состояние, внутренний конфликт; стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества

Признание

достоинств

человека,

одновременно

недовольство

характерными

особенностями:

занудливостью,

мелочностью,

излишней опекой

Человек

незаурядный,

способный к

плодотворной

деятельности это

привлекает, но

отталкивает его

непостоянство,

изворотливость.

Слабость

контактов.

Угнетающе

действует на

окружающих.

Неискренний

человек. Часто его

поведение

демонстративное.

Тревожный,

ранимый


 

 

Черный цвет

1

2

3

4

Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки.

Контролирует и маскирует свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет.

Часто драматизирует события, видит все «в черном цвете». Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева.

Действует

безрассудно,

отрицает

положительные

стороны

окружающих.

Высокая степень

агрессивности.

Эгоистичность.

Тревожность.


 

Оранжевый цвет

1

2

3

4

Оптимист. Любит быть в центре внимания, событий.

Озабочен своим внешним видом. Приятный собеседник.

Клиент удивляется некоторым поступкам данного лица. Ожидание новых, благоприятных отношений. Партнер по играм и забавам.

Вызывают умиление некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе.

Неопределенное отношение.

Излишняя импульсивность, несобранность, язвительность. 


 

 

Фиолетовый цвет

1

2

3

4

Стремление к спокойствию,

пониманию со

стороны

окружающих.

Незащищен от

неблагоприятных

эмоциональных

влияний.

Неустойчивое

настроение.

Состояние,

близкое к

игнорированию

данного лица:

«Терплю, потому

что нуждаюсь».

Болтлив. Дает

множество

обещаний и не

выполняет их.

Часто является

причиной

страданий

ребенка.

Некритичное

отношение к себе

мешает адекватно

оценить

собственное

поведение.


 

 

Коричневый цвет

1

2

3

4

Усталость,

наличие

множества

проблем,

переживание

обиды, огорчения,

попытка

разобраться в

себе.

Напряженность.

Стремление к

уединению. Часто

непонимание со

стороны

окружающих.

Немного

флегматичен.

Предпочитает

покой. Стремление

избавиться от

проблем, но

предпочитает

пассивно ждать,

чем активно

действовать.

Стремление к

четкому контролю

над собой, вплоть

до расписания

режима, плана

действия, но не

доводит начатое

дело до конца,

активное

стремление к

эмоциональной

разрядке.

Нетерпим к

окружающим.

Предъявляет

завышенную

требовательность

к людям, часто

проявляет злобу.


 

 

Сиреневый цвет

1

2

3

4

Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление.

Инертный человек, не желающий каких- либо перемен в отношениях с людьми.

Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей.

Чувство обиды, злости. Проявление безразличия, часто жестокости по отношению к окружающим.


 

 

Малиновый цвет

1

2

3

4

Стремление произвести впечатление на

окружающих.

Авторитарность в

социальных

отношениях. 

Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность.

Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы.

Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные «приключения». 


 

 

 

 

 

Розовый цвет

1

2

3

4

Стремление к нежности, комфорту, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности.

Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовольствие в процессе общения с ним.

Любит, чтобы им

восхищались.

«Нарциссизм»

Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими.


 

 

Красный цвет

1

2

3

4

Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением самобытности. 

Олицетворение человека

действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка. 

Независимый, осторожный человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам.

Агрессивный, придирчивый, не признающий за

собой недостатков.

Авторитарен.

Хвастлив.

Стремление

любыми

средствами


 

 

 

 

 

 

Белый цвет

1

2

3

4

Стремление к нежности, ласке, защите, к близкому, доверительному общению. Нервный, отличается привязанностью. Проявляет чуткость, терпение.

Значимый человек, отношение к которому трепетное, хотя бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку.

Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям.

Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия.


 

 

 

Приложение 3

 

Вопросы к анкете исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских взаимоотношений.

 

Протокол и инструкция

Возраст

Пол ребенка

Ребенок в семье по старшинству

Структура семьи (полная/неполная)

   
         

 

 

Уважаемые родители! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы ли для Вас следующие утверждения:

 

Шкала

5

абсолютно верно

4

скорее всего, это так

3

в некоторых случаях верно

2

не совсем верно

1

абсолютно неверно


 

 

 

Приложение 4

 

Вопросы анкеты

  1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.

  1. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять пока 
    кой причине.

  1. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую 
    боль.

  1. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.

  1. Чтобы ни сделал мой ребенок, я буду любить его,

  1. Воспитание ребенка - сложная проблема для меня.

  1. Я редко повышаю голос.

  1. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его 
    и испортить.

  1. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.

  1. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания.

  1. Я легко могу успокоить моего ребенка.

  1. Чувства моего ребенка для меня загадка.

  1. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.

  1. Часто я не могу разделить радость моего ребенка.

  1. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя».

  1. Я много хотел (а) изменить в своем ребенке.

  1. Мне нравится быть матерью (отцом).

  1. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.

  1. Я часто глажу моего ребенка по голове.

  1. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с 
    этим самостоятельно.

  1. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он 
    не прав.

  1. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.

  1. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.

  1. Часто я не могу понять, почему мой ребенок плачет.

  1. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.

  1. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.

  1. Ничто не мешает мне любить своего ребенка.

Информация о работе Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка