Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 22:31, курсовая работа
Описание работы
Актуальность данной работы определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально. В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к своим родным и близким. Преступность растет с каждым днем. И все это, зачастую, результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие.
Содержание работы
Введение……………………………………………………….………………..…3 1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка …….7 1.1. Личность ребёнка…………………………………………………….….…..7 1.2. Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка…………………………………………………………….………….....…9 1.3. Нарушения детско-родительских отношений. Влияние на личность ребенка………………………………………………………………………..…..24 2. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик…………………………………………………………………………....31 2. 1. Методики исследования детско-родительских отношений………….......31 2.2. Результаты проведенного исследования………………………………..…36 Заключение……………………………………………………………………..…39 Список литературы………………
Эмоциональное состояние родителей
остро воспринимают дети любого возраста.
Там, где взаимоотношения родителей искажены,
развитие детей идет с отклонением от
нормы. В таких условиях омрачаются или
даже утрачиваются представления о светлых
идеалах любви и дружбы, которые человек
усваивает в раннем возрасте на примере
самых близких людей – отца и матери. Кроме
того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым
психическим травмам. В семьях с ненормальными
отношениями супругов более чем в два
раза чаще встречаются дети с аномалиями
психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях,
где родители конфликтовали между собой,
заметно возрастает массивность невротических
реакций. Духовное развитие ребенка во
многом зависит от контактов, которые
устанавливаются между родителями и детьми.
Влияние отношений родителей к детям на
особенности их развития носит многообразный
характер. Получено достаточно убедительных
доказательств того, что в семьях с прочными,
теплыми контактами, уважительным отношением
к детям у них активнее формируются такие
качества, как доброжелательность, способность
к сопереживанию, умение разрешать конфликтные
ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное
осознание образа «Я», его целостность,
а, следовательно, и более развитое чувство
человеческого достоинства. Все это делает
их коммуникабельными, обеспечивая высокий
престиж в группе сверстников.
Существуют варианты взаимоотношений,
мешающие нормальному развитию личности
ребенка.
1. Авторитарное отношение
родителей к детям, при котором
формирование нужных качеств
затрудняется и искажается.
Многие исследователи приходят
к выводу, что особенности взаимосвязи
родителей и детей закрепляются в их собственном
поведении и становятся моделью в их дальнейших
контактах с окружающими.
Отношение родителей, которое
характеризуется отрицательной эмоциональной
окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка.
Поскольку детское сознание склонно к
односторонним выводам и обобщениям в
силу ограниченности жизненного опыта,
постольку у ребенка возникают искаженные
суждения о людях, ошибочные критерии
их взаимоотношений. Грубость или равнодушие
родителей дают ребенку основание считать,
что чужой человек причинит ему еще больше
огорчений. Так возникают чувства неприязни
и подозрительности, страх перед другими
людьми.
Формирование личности ребенка
происходит как под непосредственным
влиянием объективных условий его жизни
в семье (семейных отношений, структуры
и численности семьи, примера родителей
и т.д.), так и под воздействием целенаправленного
воспитания со стороны взрослых. Воспитание
активизирует процесс освоения ребенком
общественно необходимых нормативов поведения,
оказывает серьезное влияние на его способности
к восприятию стихийных воздействий окружающей
Среды, стимулирует усвоение положительного
примера.
Успех сознательной воспитательной
деятельности взрослых зависит от многих
обстоятельств. Она становится эффективной
в том случае, если осуществляется не в
отрыве от реальной жизни родителей, а
находит свое подтверждение в ней. Влияние
на семейное воспитание оказывает духовная
культура родителей, их опыт социального
общения, семейные традиции. Особая роль
принадлежит психолого-педагогической
культуре родителей, которая дает возможность
сузить тот элемент стихийности, свойственный
семейному воспитанию в большей мере,
чем любой иной его форме.
Личностной особенностью младших
школьников может стать тревожность. Высокая
тревожность приобретает устойчивость
при постоянном недовольстве учебой со
стороны родителей. Допустим, ребенок
заболел, отстал от одноклассников и ему
трудно включиться в процесс обучения.
Если переживаемые им временные трудности
раздражают взрослых, если родители все
время говорят ребенку о том, что он не
сможет наверстать упущенную программу,
у ребенка возникает тревожность, страх
отстать от одноклассников, остаться на
повторное обучении, страх сделать что-то
плохо, неправильно. Тот же результат достигается
в ситуации, когда ребенок учится достаточно
успешно, но родители ожидают большего
и предъявляют нереально – завышенные
требования.
Из-за нарастания тревожности
и связанной с ней низкой самооценки снижаются
учебные достижения, закрепляется неуспех.
Неуверенность в себе приводит к ряду
других особенностей:
желанию бездумно следовать
указаниям взрослого;
действовать только по образцам
и шаблонам;
боязни проявить инициативу;
формальному усвоению знаний
и способов действий;
боязнь идти к чему-то новому;
браться за новое дело;
ставить перед собой какие-либо
цели и добиваться их.
Взрослые, недовольные падающей
продуктивностью учебной работы ребенка,
все больше и больше сосредотачиваются
на этих вопросах в общении с ним, что усиливает
эмоциональный дискомфорт.
Получается замкнутый круг:
неблагоприятные личностные особенности
ребенка отражаются на его учебной деятельности,
низкая результативность деятельности
вызывает соответствующую реакцию окружающих,
а эта отрицательная реакция в свою очередь,
усиливает сложившиеся у ребенка особенности.
Разорвать этот круг можно, изменив установки
и оценки родителей. Родители, концентрируя
внимание на малейших достижениях ребенка,
не порицая его за отдельные недочеты,
снижают уровень его тревожности и этим
способствуют успешному выполнению учебных
заданий.
1. Демонстративность – особенность
личности, связанная с повышенной потребностью
в успехе и внимании к себе окружающих.
Источником демонстративности обычно
становится недостаток внимания взрослых
к детям, которые чувствуют себя в семье
заброшенными, "недолюбленными".
Но бывает, что ребенку оказывается достаточное
внимание, а оно его не удовлетворяет в
силу гипертрофированной потребности
в эмоциональных контактах. Завышенные
требования к взрослым предъявляются
не безнадзорными, а наоборот, наиболее
избалованными детьми. Такой ребенок будет
добиваться внимания, даже нарушая правила
поведения. ("Лучше пусть ругают, чем
не замечают"). Задача взрослых – обходиться
без нотаций и назиданий. Как можно менее
эмоционально делать замечания, не обращать
внимание на легкие проступки и наказывать
за крупные (скажем, отказом от запланированного
похода в цирк). Это значительно труднее
для взрослого, чем бережное отношение
к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой
тревожностью основная проблема - постоянное
неодобрение взрослых, то для демонстративного
ребенка - недостаток похвалы.
3. «Уход от реальности»
наблюдается в тех случаях, когда у детей
демонстративность сочетается с тревожностью.
Эти дети тоже имеют сильную потребность
во внимании к себе, но реализовать ее
не могут благодаря своей тревожности.
Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение
своим поведением, стремятся к выполнению
требований взрослых. Неудовлетворенная
потребность во внимании приводит к нарастанию
еще большей пассивности, незаметности,
что затрудняет и так недостаточные контакты.
При поощрении взрослыми активности детей,
проявлении внимания к результатам их
учебной деятельности и поисках путей
творческой самореализации достигается
относительно легкая коррекция их развития.
В кризисном состоянии почти
всегда кажется, что ничего нельзя изменить.
Даже если это действительно так, то все
одно выход есть – человек способен изменить
свое отношение к тому, что случилось.
Поскольку успех в решении сложной
жизненной ситуации зависит прежде всего,
от самого человека. Рассмотрим отношения
ее к собственным возможностям решить
конфликт, преодолеть напряженность, уменьшить
тревогу. Прежде всего, определимся с пониманием
понятия «самореабилитация».
Реабилитация в личностном
контексте – это активизация функций
конструктивно-положительного приспособления
к социуму после преодоления сложной жизненной
ситуации. Это восстановления на более
высоком качественном уровне, если человек
становится способным конструктивнее
одолевать трудность, чем к началу психолого-реабилитационных
влияний.
В отличие от реабилитации как
профессиональной помощи человеку, который
попал в жизненную кризисную ситуацию,
самореабилитация направлена на самостоятельную
работу человека с собою в сложных жизненных
обстоятельствах, которые нельзя назвать
еще кризисными. Самореабилитация – это
самопомощь в продуктивном преодолении
внутренних и внешних препятствий, выходе
из затруднительного положения, возвращение
во временно утраченную траекторию жизненного
пути.
Такая психологическая помощь
оказывает содействие раскрытию субъективного
потенциала человека, стимулирует самостоятельные
поиски внутренней целостности, гармоничности,
новых возможностей саморазвития, самоосуществление,
облегчает разработку индивидуальных
стратегий преобразования проблемной
ситуации, устаревшего, хронического конфликта,
болезненного состояния на этапы личностного
взросления, приближение к себе, к собственной
сущности.
Глава 2. Исследование
детско-родительских отношений с помощью
различных методик
2.1. Методики исследования
детско-родительских отношений
Основу любой науки составляет
изучение фактов. Те способы, при помощи
которых добываются, вытесняются факты,
называются методами науки. Методы каждой
науки зависят от ее предмета - оттого,
что она изучает. Методы детской психологии
– это способы выяснения фактов, характеризующих
психического развития ребенка.
Казалось бы, эти факты окружают
нас со всех сторон. Каждый воспитатель
следит за развитием детей и может рассказать,
как происходит это развитие, привести
множество примеров. Но в обыденных впечатлениях
главное смешивается с второстепенным,
домыслы и догадки – с действительными
фактами. Наука между тем нуждается в достоверных
и объективных фактах, таких, которые не
зависят от личного впечатления наблюдателя
и могут быть проверены – получены заново
любым другим исследователем.
Детская психология изучает
психическое развитие детей. Факты, относящиеся
к развитию, можно получать, только сравнивая
между собой особенности детей. Это можно
сделать двумя способами: либо длительно
изучать особенности одних и тех же детей
и фиксировать возникающие изменения,
либо изучать большое количество детей
одного или разного возраста и выяснять,
чем одни дети отличаются от других. В
данной курсовой работе описаны методики,
позволяющие выявить межличностные отношения
ребенка с окружающими – это методика
цветовой социометрии, анкета исследования
особенностей эмоциональной стороны детско-родительского
взаимодействия, методика «Рисунок семьи»,
а также опросник родительских отношений
А.Я. Варга, В.В. Столина.
Методика «Цветовая
социометрия»
Целью данной методики является
исследование эмоционально-непосредственных
межличностных отношений ребенка с окружающими.
Для проведения методики необходимо
подготовить цветовое поле в виде шахматной
доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит
из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем
порядке:
1-й ряд: черный, белый, синий,
белый, черный квадраты;
2-й: белый, зеленый, белый, зеленый,
белый;
3-й: синий, белый, красный, белый,
синий;
4-й: как второй;
5-й: как первый.
А также нужно подготовить цветные
фишки красного, зеленого, желтого, синего,
белого, черного, коричневого, розового,
малинового, серого, оранжевого, фиолетового,
сиреневого цветов. Каждого — по 3.
Инструкция дается по ходу выполнения
задания.
При проведении методики должны
выполняться следующие требования:
Не все квадраты могут быть
заполнены.
Выбор цвета может быть расширен.
Например, одним и тем же
цветом могут быть обозначены
несколько человек.
Если ребенок захочет выбрать
большее количество людей (чем
четверых), то это фиксируется
в протоколе, а дополнительные
фишки размещаются на белых
квадратах.
Во время работы испытуемого,
исследователь должен вести протокол
(см. Приложение 1)
Интерпретация данных к методике
«Цветовая социометрия»
В таблице (см. Приложение 2)
рассматриваются следующие типы отношений:
– отношение ребенка к самому
себе, самовосприятие;
– явно предпочтительные, характеризующиеся
согласованностью;
– предпочтительные, но несколько
противоречивые, нестабильные;
Анкета исследования
особенностей эмоциональной стороны детско-родительского
взаимодействия
Прежде чем перейти к исследованию
особенностей эмоциональной стороны детско-родительского
взаимодействия, Е. И. Захарова предлагает
изучить содержание блоков.
В первый (воспринимающий) входят
характеристики, отражающие особенности
восприятия – распознавания эмоционального
состояния партнера взаимодействия.
Характер реагирования родителя
на то или иное состояние определяется
его отношением к ребенку. Характеристики,
раскрывающие это отношение, также могут
быть объединены в самостоятельную группу
и составить второй (отношенческий) содержательный
блок.
Внешние особенности поведения
ребенка и родителей – такие поведенческие
проявления, являющиеся интегративными
характеристиками эмоциональной стороны
взаимодействия, – составляют третий
содержательный блок.
Диагностический инструмент:
опросник для родителей, позволяющий опосредованно
выявлять степень выраженности каждой
отдельной характеристики взаимодействия
в каждой конкретной диаде (ОДРЭВ). Опросник
содержит 66 утверждений, касающихся особенностей
материнской чувствительности, отношений
к ребенку и характера детско-родительского
взаимодействия.
Протокол проведения и инструкцию
(см. Приложение 3).