Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:23, курсовая работа
Целью курсового исследования является изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье.
Задачи курсового исследования:
1)Рассмотреть теоретические основы изучения вопроса детско-родительских взаимоотношений.
2)Изучить психологические особенности влияния родительского воспитания на эмоциональное благополучие ребенка.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсового исследования. Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы, например А. Спиваковская1, А. Захаров2.
Такие отечественные психологи, как Л.С. Выготский3, Л.И. Божович4 в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материнского и духовного производства, которые усваивает ребенок на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.
Проблемы касающиеся детско-родительских отношений затронуты в трудах А.Е. Личко5, А.Я. Варга6, А.С. Спиваковской и других. Специалисты достаточно полно отражают в своих исследованиях вопросы, касающиеся типов воспитания детей, типов неправильного воспитания детей, вариантов семьи, детско-родительских позиций, функции семьи, влияющие на личностное и психическое развитие детей и в свою очередь на процесс их социализации и адаптации в социуме.
Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека. В свою очередь развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте во многом (если не в основном) зависит от детско-родительских отношений. Традиционно главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
Степень научной разработанности темы курсового исследования. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга7; Т.В. Архиреева8; Н.Н.Авдеева9; А.И. Захаров10; А.Е.Личко11; Э.Г. Эйдемиллер12, и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.
Вопросы, посвященные проблеме
детско-родительских отношений, рассматривались
учеными на протяжении всего развития
психологической науки и
Божович Л.И. установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Эльконин Д.Б15 разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе Семья и социализация ребенка рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание это процесс социальный в самом широком смысле.
Проблема курсового исследования: связана с противоречиями, обусловленными неоднозначностью влияния старшего поколения на детей.
Объект курсового исследования - детско-родительские отношения.
Предмет курсового исследования - особенности взаимоотношений родителей и детей.
Целью курсового исследования является изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье.
Задачи курсового исследования:
1)Рассмотреть теоретические основы изучения вопроса детско-родительских взаимоотношений.
2)Изучить психологические особенности влияния родительского воспитания на эмоциональное благополучие ребенка.
Теоретико-методологическая основа курсового исследования.
Методологической основой работы является - учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие личности ребенка; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка.
Эмпирическая база курсового исследования: обобщенный анализ исследования, проводимого на базе Новоуренгойской средней школы №5.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка источников и литературы.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Первым научным направлением,
поставившим детско-
В современных исследованиях,
данного вопроса, происходит
Помимо теории привязанности,
весьма популярным в западной
психологии являются
В последнее время
одним из наиболее
Согласно гипотезе, специфика
родительского отношения
Своеобразие и внутренняя
конфликтность родительского
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется
в систематическом поведении
одними членами семейства (
Родители, разумеется, могут
и должны предъявлять
Опека в семье - это
система отношений, при
По данным психологических
наблюдений именно эта
Система межличностных
отношений в семье, строящаяся
на признании возможности и
даже целесообразности