Детско-родительские отношения в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье.
Задачи курсового исследования:
1)Рассмотреть теоретические основы изучения вопроса детско-родительских взаимоотношений.
2)Изучить психологические особенности влияния родительского воспитания на эмоциональное благополучие ребенка.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.33 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы курсового исследования. Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы, например А. Спиваковская1, А. Захаров2.

Такие отечественные психологи, как Л.С. Выготский3, Л.И. Божович4 в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материнского и духовного производства, которые усваивает ребенок на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.

Проблемы касающиеся детско-родительских отношений затронуты в трудах А.Е. Личко5, А.Я. Варга6, А.С. Спиваковской и других. Специалисты достаточно полно отражают в своих исследованиях вопросы, касающиеся типов воспитания детей, типов неправильного воспитания детей, вариантов семьи, детско-родительских позиций, функции семьи, влияющие на личностное и психическое развитие детей и в свою очередь на процесс их социализации и адаптации в социуме.

Старший дошкольный возраст  характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без  преувеличения можно сказать, что  самооценка оказывает огромное влияние  на общее развитие личности человека. В свою очередь развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте во многом (если не в основном) зависит от детско-родительских отношений. Традиционно главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

Степень научной  разработанности темы курсового  исследования. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга7; Т.В. Архиреева8; Н.Н.Авдеева9; А.И. Захаров10; А.Е.Личко11; Э.Г. Эйдемиллер12, и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались  учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И.13, Выготский Л.С.14 и многие другие.

Божович Л.И. установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Эльконин Д.Б15 разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе Семья и социализация ребенка рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание это процесс социальный в самом широком смысле.

Проблема курсового  исследования: связана с противоречиями, обусловленными неоднозначностью влияния старшего поколения на детей.

Объект курсового  исследования - детско-родительские отношения.

Предмет курсового  исследования - особенности взаимоотношений родителей и детей.

Целью курсового исследования является изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье.

Задачи курсового  исследования:

1)Рассмотреть теоретические основы изучения вопроса детско-родительских взаимоотношений.

2)Изучить психологические особенности влияния родительского воспитания на эмоциональное благополучие ребенка.

Теоретико-методологическая основа курсового исследования.

Методологической основой  работы является - учение о влиянии  семьи как социальной среды на развитие личности ребенка; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка.

Эмпирическая  база курсового исследования: обобщенный анализ исследования, проводимого на базе Новоуренгойской средней школы №5.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка источников и литературы.

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения  в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между  детьми и родителями (Э.Эриксон16, К.Хорни17, др.). Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби18, М.Эйнсворт19). Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

 В современных исследованиях,  данного вопроса, происходит переориентация  с изучения самосознания ребенка  к исследованию его поведения,  которое чаще всего описывается  в терминах социальной адаптации  и компетенции. Привязанность  рассматривается уже не как  отношение, а как стратегия  поведения с родителями, ученые отмечают положительную корреляцию между "надежным" типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско-родительской диаде. В исследованиях ученых показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери.

 Помимо теории привязанности,  весьма популярным в западной  психологии являются теоретические  модели, разработанные Р. Беллом20, он предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль. Р. Белл разработал динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая позиция взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью. Хотя данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского отношения.

 В последнее время  одним из наиболее распространенных  направлений исследования ДРО  становятся кросскультурные и  гендерные исследования. Проведенные  исследования в этой области,  показали, что каждому типу темперамента  ребенка соответствует определенный  родительский стиль поведения.  Интересное исследование половых  различий родительских стилей проведено Расселом A.21. Авторитарный стиль более свойственен родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки.

 Согласно гипотезе, специфика  родительского отношения заключается  в двойственности и противоречивости  позиции родителя по отношению  к ребенку. С одной стороны,  это безусловная любовь и глубинная  связь, с другой - это объективное  оценочное отношение, направленное  на формирование общественных  способов поведения. Наличие этих  двух противоположных начал характерно  не только для родительского  отношения, но и для межличностных  отношений вообще.

 Своеобразие и внутренняя  конфликтность родительского отношения  заключается в максимальной выраженности  и напряженности обоих моментов. Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система  воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более  или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики воспитания в семье  и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

 Диктат в семье проявляется  в систематическом поведении  одними членами семейства (преимущественно  взрослыми) инициативы и чувства  собственного достоинства у других  его членов.

 Родители, разумеется, могут  и должны предъявлять требования  к своему ребенку, исходя из  целей воспитания, норм морали, конкретных  ситуаций, в которых необходимо  принимать педагогически и нравственно  оправданные решения. Однако те  из них, которые предпочитают  всем видам воздействия приказ  и насилие, желают утвердить  собственное превосходство на  ощущении зависимости другого,  более слабого существа, сталкиваются  с сопротивлением ребенка, который  отвечает на нажим, принуждение,  угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а  иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление  оказывается сломленным, вместе  с ним оказываются сломленными  и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного  достоинства, инициативность, вера  в себя и в свои возможности.  Безоглядная авторитарность родителей,  игнорирование интересов и мнений  ребенка, подавление, принуждение,  а, в случае сопротивления ребенка  порой еще и эмоциональное  или физическое насилие над  ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

 Опека в семье - это  система отношений, при которых  родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей  ребенка, ограждают его от каких-либо  забот, усилий и трудностей, принимая  их на себя. Вопрос об активном  формировании личности отходит  на второй план. В центре воспитательных  воздействий оказывается другая  проблема - удовлетворение потребностей  ребенка и ограждение его от  трудностей. Родители, по сути, блокируют  процесс серьезной подготовки  их детей к столкновению с  реальностью за порогом родного  дома. Именно эти дети оказываются  более неприспособленными к жизни  в коллективе.

 По данным психологических  наблюдений именно эта категория  подростков дает наибольшее число  срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось  бы не на что жаловаться, начинают  восставать против чрезмерной  родительской опеки. Если диктат  предполагает насилие, приказ, жесткий  авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако  результат во многом совпадает:  у детей отсутствует самостоятельность,  инициатива, они так или иначе  отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем  более общих проблем семьи. 

 Система межличностных  отношений в семье, строящаяся  на признании возможности и  даже целесообразности независимого  существования взрослых от детей,  может порождаться тактикой "невмешательства". При этом предполагается, что  могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем,  ни другим не следует переходить  намеченную таким образом линию.  Чаще всего в основе этого  типа взаимоотношений лежит пассивность  родителей как воспитателей, а  порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание  учиться быть родителями, учиться  родительству. Причем такой вариант  может встречаться как в бедных, неустроенных семьях (скажем, семья  алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в очередной раз раздобыть себе выпивки и им совершенно наплевать на детей), так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях (богатые родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в карьере, и, желая прежде всего обеспечить будущее материальное благополучие своих детей, в раннего возраста приучают их к своей будущей (иногда выбранной самими родителями) профессиональной ориентации, которая сама по себе может включать долгие периоды разлуки с родителями, в течение которых ребенок оказывается, предоставлен самому себе; после же того, как ребенок "встанет на ноги", практически всякая забота о нем прекращается).

Информация о работе Детско-родительские отношения в семье