Детско-родительские отношения в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье.
Задачи курсового исследования:
1)Рассмотреть теоретические основы изучения вопроса детско-родительских взаимоотношений.
2)Изучить психологические особенности влияния родительского воспитания на эмоциональное благополучие ребенка.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.33 Кб (Скачать файл)

 Сотрудничество как  тип взаимоотношений в семье  предполагает опосредованность  межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной  деятельности, ее организацией и  высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается  эгоистический индивидуализм ребенка.  Семья, где ведущим типом взаимоотношений  является сотрудничество, где родители  общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться  к другому с вопросом или  просьбой и получить помощь  обретает особое качество, становится  группой высокого уровня развития - коллективом. 

Разнообразие родительского  поведения диктуется множеством потребностей и конфликтов личности. В большинстве своем, при общении  с ребенком, родитель подсознательно воспроизводит свой опыт переживаний  раннего детства, проигрывают свои собственные конфликты.

 То, что за определенным  родительским отношением стоит  определенная черта личности  родителя утверждает и Шредер Б.22. Так, он включил в свою модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI. Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые распадаются шкалы MMPI - интроверсия, экстраверсия и сила "Я", и факторами родительского отношения "любовь - ненависть", "автономия - контроль". Так, фактор "экстраверсия-интроверсия" представляет собой структурную единицу личности человека, а фактор "любовь - ненависть" - это образующая родительского отношения. Эти структурные пары представляют собой варианты социального поведения человека, и обозначают точки на круговой модели социального поведения.

Ловинджер Л.23 считает, основой того или иного родительского отношения показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект "Я" - осознание своей внутренней жизни и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития "Я". API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса - подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни родителя, приводит прежде всего к подавлению внутренней жизни и ребенка. В данном случае, клинико-психологические особенности родителя так же влияют и на специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Орвашел Г.24 С большим трудом депрессивной матери по сравнению с нормальной, удастся установить интерактивные взаимодействия с ребенком. Она попросту сможет отделить свои потребности от его потребностей.

Деструктивный стиль отношения  к ребенку зачастую приводит к  его невротизации. Он зависит, по мнению того же автора, от таких черт личности родителя как сензитивность (подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность: впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать "близко к сердцу") и гиперсоциализация (заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов).

 Помимо этого, деструктивность  в отношении к ребенку обусловлена  также, отсутствием у родителя  открытости, непосредственности и  непринужденности в общении, что чаще всего имеет в своей основе имевшийся ранее поихотравмирующий опыт межличностных отношений. Также было выявлено, что "деструктивные" матери обладают следующими чертами личности: они сензитивны, склонны к подозрительности, недоверчивости. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими; наличие хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний.

 На конструктивный  стиль отношения родителей к  ребенку оказывают влияние такие  черты личности, как: стремление  наиболее полно проявить свои  задатки и способности; созидательность;  умеренная тревожность; способность  брать на себя ответственность;  склонность к самоанализу, рефлексии. 

Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный  стиль отношения родителей к  ребенку ведет к возникновению  аномалий формирования личности в детском  возрасте.

Так, один из основоположников отечественной психиатрии И.М.Балинский25 считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение - причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований - причиной душевной слабости ребенка.

Жестокое воспитание (по мнению Сикорского И.А.26) способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще. Многие источники, также, указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.

В работах зарубежных авторов  можно найти подтверждение того, какую огромную роль играют детско-родительские отношения в возникновении нарушений  и отклонений психического-физического  развития ребенка. А.Адлер27 отмечает, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании. Так же ученые считают, что, прежде всего, к неустойчивости психики, и агрессивности детей, приводит родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение. Обобщенные результаты многих исследований, установили тот факт, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.

Личностные особенности  родителей оказывают существенное влияние на характер их отношения  к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это положение, является концепция  шизофреногенной матери (Фромм28). Шизофреногенная мать - деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка из-за сильной потребности контролировать чужие жизни. Она стремиться быть безупречной в своих поступках и требует того же от других. Поэтому он пассивно изолируется от семьи и позволяет своей жене окружить ребенка всеобъемлющей опекой. В результате ребенок уступает позиции и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает всемогущая, противоборствующая мать, прячущая собственную ненависть и обиду за демонстрируемую забот.

Нередко приходится сталкиваться и с такой ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера или привычки, отрицательно к ним относится. Поэтому, если он встречает их проявления у  своего ребенка, то реагирует на них  очень эмоционально и начинает вести  борьбу с этими недостатками с  удвоенной силой. Однако описанный  случай не самый сложный. Хуже, если родитель не осознает или не признает существование каких-то отрицательных  черт в себе, а приписывает их ребенку (иногда совершенно неоправданно) и ведет "военные действия" на чужой территории. Крайним следствием этой борьбы может стать даже эмоциональное  отвержение ребенка (родитель не способен смириться с наличием недостатков, а потому никогда не принимает  ребенка таким, какой он есть, пытаясь  его постоянно "улучшать").

Негибкость поведения  и мышления родителя, привычка действовать  в разных ситуациях по одной схеме, может приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях. Это вызывает необходимость "подстраиваться" под новый этап возрастного развития ребенка по мере его роста. Таким  родителям может казаться, что  их дети стали хуже, упрямее, своевольнее, эгоистичнее, просто потому, что прежние  методы в обращении с ними уже  не годятся, а новые выработать сложно, это и вызывает у родителей  напряжение, раздражение от необходимости  перемен.

Отношения со вторым родителем  ребенка- очень важная составляющая семейных отношений. Если что-то в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес душевную рану, то естественно, что в этом случае, родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго биологического родителя. К сожалению, описанное явление довольно часто лежит в основе недовольства ребенком разведенным родителем, однако взрослыми с трудом осознается истинная причина этого неприятия. В подобных ситуациях очень важно осознавать, что "перевоспитывая" ребенка, "борясь" с его недостатками, вы главным образом ведете незримую войну в отношениях с бывшим супругом -гой, но делаете это на территории ребенка, который ничуть не виноват в том, что вы выбрали ему такого отца (или мать).

Бесспорно, огромное влияние  на детско-родительские отношения оказывают  обстоятельства рождения ребенка. Если родители воспринимают своего ребенка как "болезненного", "хрупкого" или "беззащитного", то полезно вспомнить при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Нередко страх потерять ребенка, приводящий к описанному искажению восприятия, появляется у родителей при наличии таких проблем, как долгое лечение бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве, или же, напротив, нежеланность появления ребенка, несоответствие его пола ожидаемому или желаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша и т.п., могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка.

Таким образом, проанализировав  теоретическую базу по проблематике детско-родительских отношений и  рассмотрев взгляды различных авторов  относительно термина «детско-родительские отношения»: детско-родительские отношения - семейные отношения, в которые непосредственно  включён ребёнок. Эти отношения  оказывают исключительное влияние  на личность и накладывают отпечаток  на всю жизнь.

 

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА

 

Формирование и развитие личности - сложный и многогранный процесс. Значительное влияние, на этот процесс, оказывают взаимосвязи  и взаимодействия, которые складываются в системе родитель-ребенок, особенно на этапе формирования личности. Многочисленные психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношение  к нему влияют множество факторов, среди которых только некоторые  непосредственно связаны с чертами  самого мальчика или девочки. Итак, на отношение родителя к ребенку  влияют:

1) Детский опыт самих  родителей. Люди, став взрослыми,  зачастую в своей собственной  семье неосознанно формируют  отношения, которые сложились  в семье родителей, а также  воспроизводят те проблемы, которые  они не смогли решить в детстве.  Например, если человек в детстве  имел младшего брата или сестру, "забравшего" всю любовь и  внимание родителей, то весь  период взросления может оцениваться  им как "несчастливый" период  жизни, при этом радость и  безмятежность младшего возраста  могут, напротив, идеализироваться. Вероятнее всего, такой человек  будет неосознанно тормозить  взросление своего ребенка, считать  его "еще слишком маленьким", игнорируя растущую потребность  в самостоятельности. 

2) Нереализованные потребности  родителей. Для некоторых родителей  (особенно матерей) воспитание  может становиться основной деятельностью  и даже основным смыслом жизни.  Тогда сам ребенок становится  единственным объектом удовлетворения  этой потребности. В результате, с возрастом дети естественно  несколько отдаляются от родителей,  в их жизни начинают играть  большую роль другие люди. Подобные  следствия взросления воспринимаются  такими родителями как угроза  собственному благополучию, вследствие чего, они могут неосознанно препятствовать установлению ребенком тесных контактов вне семьи, стремиться принимать участие во всех сферах жизни сына (дочери), сильно огорчаться при наличии у него (нее) мыслей или чувств, которыми тот не хочет делиться, то есть фактически не признавать права ребенка на свой внутренний мир.

Другая потребность, влияющая на отношение к ребенку, это потребность  родителя в достижениях. Здесь, возможны два сценария. Первый, это когда  Родитель хочет, чтобы ребенок добился  многого, особенно того, чего по каким-то причинам не смог достичь сам. Отрицательным  результатом реализации такой потребности  иногда становится выбор сферы достижения, которая не соответствует реальным возможностям и склонностям ребенка. Так папы и мамы могут выбирать, например, тип школы или виды развивающих  кружков и секций, исходя не из желаний, способностей и потребностей своего ребенка, а движимые на самом деле желанием, чтобы он достиг того, что  они считают важным, но что им самим не удалось. Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств.

Обычно не принимаются  во внимание возможности, интересы, способности  ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед  выбором. Он может втиснуть себя в  рамки чуждых ему родительских идеалов  только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности  родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его  личности и способностям, который  часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем  самым разочарование родителей  из за несбывшихся надежд, и в  результате возникают глубокие конфликты  в отношениях между ребенком и  родителями. Такая ситуация обнаруживается довольно часто в процессе консультирования родителей, хотя их истинные мотивы могут  скрываться под самыми разными рассуждениями о перспективности и полезности этой деятельности для ребенка.

Информация о работе Детско-родительские отношения в семье