Диагностика исходного уровня сформированности этнокультурных знаний у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:09, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить закономерности становления субъектной позиции дошкольника в этнокультурной среде. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- произвести анализ педагогической литературы по проблемам развития ребенка в этнокультурной среде;
-раскрыть понятие этнокультурной образовательной среды;
-выявить особенности формирования этнокультурной компетентности дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ В ЭТНОКУЛЬТУНОЙ СРЕДЕ……………………………8
1.1.Понятие субъектной позиции………………………………………………...8
1.2.Анализ педагогической литературы по проблемам развития ребенка в этнокультурной среде…………………………………………………………...18
1.3. Этнокультурная образовательная среда…………………………………..28
1.4. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников………36
Выводы по первому разделу…………………………………………………….49
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………51
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности этнокультурных знаний у детей……………………………………………………………………51
2.2. Технология формирования этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..68
2.3. Проверка эффективности технологии формирования этнокультурной компетентности дошкольников…………………………………………………90
Выводы по второму разделу…………………………………………………….99
Заключение……………………………………………………………………103
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом итог передел.doc

— 3.60 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Этнокультурная образовательная  среда

Современная теоретическая  дошкольная педагогика включает понятие «развитие» в число основных педагогических понятий наряду с понятиями «воспитание», «обучение», «образование» и «просвещение». Социальный смысл образовательной деятельности заключается в развитии всех сторон личности дошкольника, в том числе и этнокультурной. При этом большое значение имеет социокультурное пространство (среда), которое выступает базовым компонентом становления этнокультурной личности. Специфика этнокультурного развития детей определяется тем, что этнокультурное образование рассматривается как часть культуры и отражает специфику социализации детей старшего дошкольного возраста через вхождение в мир традиций, обычаев, норм, правил поведения. В этом случае этнокультурное образование дошкольника становится частью его индивидуальной культуры, проявляющейся в национальном самосознании, этнической идентичности. Гуманитарный подход предполагает построение образовательного процесса в дошкольном учреждении как культурного, где ребенок является субъектом, активно овладевающим социокультурным {в том числе этнокультурным) опытом. Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности (Т.В. Лаврентьева, 1996; СЛ. Новоселова. 1995; В.А. Петровский, Л.М. Кла-рина, ЛА Смывина, К.П. Стрелкова, 1993).

Основные направления  создания предметной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанной по заказу МО России коллективом автором под руководством В.А. Петровского (ВА Петровский и др., 1993). В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.

1. Принцип дистанции,  позиции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми.

2. Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.

3. Принцип стабильности - динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

6. Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.

7. Принцип открытости - закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию.

8. Принцип толовых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Построение развивающей  среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности12.

Используемые в данном исследовании подходы к построению этнокультурного образовательного пространства базируются Богомоловой, ГН. Волкоза, С.А. Козловой, Т.е. Комаровой,  Т.В. Поштаревой, P.M. Чумичевой, Е.С. Бабуновой, рассматривающих процессы взаимодействия ребенка с окружающей этнокультурной средой и включение дошкольника в мир этнокультуры, созданной людьми, в свой собственный мир по поводу взаимоотношения как с предметным, так и с социокультурным миром. Построение среды учитывает процессы социализации и инкультурации, что позволяет реализовать гуманитарный подход в этнокультурном развитии детей. На наш взгляд, этнокультурное развитие представляет собой процесс освоения детьми этнокультурного наследия, становления эмоционально-ценностного отношения к данному опыту, а также формирования способности ребенка пользоваться усвоенным этнокультурным опытом в различных видах детской жизнедеятельности. Этнокультурное развитие включает содержательный (этнокультурные знания), личностный (личностные качества активного субъекта этнокультурного образовательного процесса) и деятельностный (этнокультурная поведенческая деятельность) компоненты. По нашему мнению, этнокультурное развитие представляет собой результат содержательной педагогической деятельности, направленной на создание этнокультурного образовательного пространства. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010 г.) подчеркивается, что образовательная деятельность осуществляется не только в условиях дошкольного учреждения, но и при взаимодействии с семьями детей.

Семья с позиций дошкольной педагогики рассматривается как одна из сфер жизненного пространства ребенка. Уникальность семьи связана с понятием «социокультурное окружение», что предполагает характеристику бытового, предметного мира семьи, ее социально-этическую сущность, типологию семейных традиций, ее социальных контактов. Особенности семьи как воспитательного фактора раскрыты в работах Е.П. Арнаутовой, А.Н, Ганичевой, Л. В. Загик, О.М. Зверевой, Т.Д. Куликовой, Т.А, Марковой и др.

Семья для ребенка, по мнению большинства авторов, имеет следующие специфические особенности:

  • по своей природе влияние семьи основано на особых чувствах. Эти чувства привязанности, эмоциональной зависимости, защищенности, доверия создают интимно-личностную связь, единство с родителями. Нежность, ласка, забота, великодушие, умение прощать создают у ребенка ощущение счастья, радости бытия в семье. Именно они определяют приоритетную ценность дома и семьи;
  • семья представляет собой разновозрастную группу, в ней существуют межпоколенные отношения, разные ценности и идеалы, но в хорошей счастливой семье они гармонизируются на основе создания семейных традиций;
  • в семье создается естественная среда для включения ребенка в различные виды деятельности, в мир человеческих отношений, норм, правил, культуры в целом. Семья является первичным фактором социализации ребенка;
  • воздействие семьи на ребенка постоянно, и диапазон его очень широк. Воспитывает быт семьи, уклад жизни, взаимоотношения взрослых, традиции.13

Выражение «дети - зеркало семьи» удивительно точно  передает ориентацию ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. Семейное воспитание - это, прежде всего самовоспитание родителей. Процесс взаимосвязи семьи и дошкольного образовательного учреждения решает задачу создания единого социально-педагогического пространства детского развития. Инициатором установления сотрудничества, как правило, выступают педагоги детского сада, которые профессионально подготовлены к образовательной работе и  понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности ( в воспитании и развитии детей14.

В настоящее  время социальной практике придается интегрированность связей основных воспитательных институтов социализации детей как условие, обеспечивающее полноту и целостность культурно-образовательной и социальной среды для жизни, развития, самореализации и повышения социальной компетентности детей, гарантию защиты их прав на здоровый социум и приоритет истинных интересов.

Нормативно-правовая основа социально-педагогического взаимодействия базируется на положениях Конституции, Семейного кодекса РФ, Закона «Об образовании», Концепции дошкольного образования. Типового положения о ДОУ (2008 г.), Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010 г.).

В различных  образовательных программах ДОУ используется широкий спектр терминов: взаимодействие ДОУ с родителями - способ совместной деятельности педагогов и родителей на основе общения по поводу воспитания и развития ребенка (программа «Истоки»); сотрудничество ДОУ с родителями (программа «Детство»); педагогическая поддержка родителей (программа «Радуга»).

Социально-педагогическое взаимодействие ДОУ и семьи представляет собой гармонизацию единого социального пространства жизни ребенка, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Цель данного взаимодействия - обеспечить непрерывность сопровождения процессов социализации ребенка с раннего до младшего школьного возраста в едином социальном пространстве жизни ребенка «семья - детский сад - школа - микрорайон». Данный диапазон социумов связан с необходимостью реализацией принципа преемственности.15

Модель взаимодействия ДОУ представляет процесс межличностного ' общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Приоритетными задачами взаимодействия ДОУ и семьи выступают:

  1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника в объединении усилий для развития и воспитания детей.
  2. Информирование родителей о жизни детей в детском саду,
  3. Создание единого пространства детского развития в ДОУ и семье.
  4. Формирование психолого-педагогической культуры родителей воспитанников,
  5. Активное привлечение родителей к образовательному процессу ДОУ.
  6. Гармонизация детско-родительских отношении в семье.16

Таким образом, под спецификой социально-педагогического  взаимодействия ДОУ с семьей понимается способ организации совместной деятельности родителей и педагогов на основе общения по поводу развития и воспитания детей. Результатом взаимодействия должны стать позитивные, искренние отношения, построенные на открытости дошкольного учреждения как педагогической системы. Современные дошкольные учреждения должны осваивать новые принципы рекомендации, технологические подходы к организации взаимодействия с семьей.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи  и дошкольного учреждения, Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость  целенаправленной помощи и содействия детям и доверяют друг другу. Основными принципами психологии доверия должны стать: диалогичность и паритетность отношений; партисипативность субъектов образовательного процесса; открытость и неформальность; гибкость и вариативность в решении вопросов; приоритетность культуры общения и поведения; признание ценности личного опыта как педагогов, так и родителей. Позиция взрослых в семье направлена на развитие субъектности ребенка, т.е. собственной активности в познании и овладением социокультурным, в том числе и этнокультурным, опытом. Задача дошкольного учреждения - организовать социально-педагогическое взаимодействие с семьями детей по этнокультурному развитию, которое способствует формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей.17

Психолог А.В. Брушлинский, давая характеристику понятия «субъектный», ядром данного понятия считает личностную активность субъектов образовательного процесса. По мнению профессора И.П. Подласого, для организации продуктивного взаимодействия субъектов педагогического {образовательного) процесса необходимы специальные средства. К средствам педагогического процесса относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на детей, но и виды деятельности, на которые педагог должен уметь переключать внимание воспитанников, способы сотрудничества с ними, в центре внимания большинства педагогов и психологов стоит методика педагогических влияний, способствующая эффективному взаимодействию участников образовательного процесса18.

Педагогическая стратегия  этнокультурного воспитания детей  старшего дошкольного возраста в  образовательной среде дошкольного  учреждения строится по следующим параметрам:

-цели этнокультурного  воспитания- воспитания опыта жизнедеятельности  и взаимодействий ребенка - дошкольника в этнокультурной среде;

-задачи этнокультурного  воспитания (информационно-познавательный  компонент связанный с познанием,  эмоционально – целостный компонент  (направленный на понимание значимости  этнокультуры), опытно- деятельный компонент (связанный с проявлением этнокультурного опыта и отношения в различных видах деятельности в поведении);

-принципы этнокультурного  воспитания (целостности и системности  этнокультурного образовательного  процесса ДОУ, единства, взаимодействия  и взаимообусловленности внешней и внутренней подсистем дошкольного этнокультурного образования; этипедагогизация образовательной среды на основе регионализации-районирования содержания, методов. Приемов, средств и форм дошкольного этнокультурного образования;

-психологические  механизмы этнокультурного воспитания (развития информационно- познавательной, опытно-деятельной сфер личности);

-взаимосвязь  внешней (этнокультурное образование  педагогов) и внутренней (этнокультурное  воспитание детей старшего дошкольного возраста) подсистем дошкольной образовательной среды19

 

 

1.4. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников

Этнокультурное  воспитание определяется введением  в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.20

Информация о работе Диагностика исходного уровня сформированности этнокультурных знаний у детей