Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:09, дипломная работа
Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить закономерности становления субъектной позиции дошкольника в этнокультурной среде. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- произвести анализ педагогической литературы по проблемам развития ребенка в этнокультурной среде;
-раскрыть понятие этнокультурной образовательной среды;
-выявить особенности формирования этнокультурной компетентности дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ В ЭТНОКУЛЬТУНОЙ СРЕДЕ……………………………8
1.1.Понятие субъектной позиции………………………………………………...8
1.2.Анализ педагогической литературы по проблемам развития ребенка в этнокультурной среде…………………………………………………………...18
1.3. Этнокультурная образовательная среда…………………………………..28
1.4. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников………36
Выводы по первому разделу…………………………………………………….49
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………51
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности этнокультурных знаний у детей……………………………………………………………………51
2.2. Технология формирования этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..68
2.3. Проверка эффективности технологии формирования этнокультурной компетентности дошкольников…………………………………………………90
Выводы по второму разделу…………………………………………………….99
Заключение……………………………………………………………………103
Список использованной литературы
Приложения
должно не только способствовать приобщению к этнокультурным ценностям, но и удовлетворять потребности развития ребенка. Этнокультурная образовательная среда может быть представлена мини-центром краеведения, мини-музеем быта, этно-игровым центром, уголками творчества; обогащена созданным комплексом дидактических игр этнокультурной направленности, театром народного костюма. Культурно-образовательное пространство дошкольного учреждения может быть вариативным, создаваться за счет использования традиционных форм воспитания в их нетрадиционном значении, за счет объединения образовательных пространств ДОУ и образовательных учреждений культуры (музеев, театров и т. д.).34
Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности ребенка обеспечивается отслеживанием результативности воспитательной работы на основе диагностических методик. Индивидуальные беседы с детьми, наблюдение за характером взаимоотношений, содержанием детских игр; анализ продуктов детской деятельности позволяют отслеживать уровень сформированности познавательного, эмоционально-ценностного, поведенческого компонентов этнокультурной компетентности35.
Технологическая карта формирования этнокультурной компетентности
Компоненты этнокультурной компетентности |
Характеристика компонентов |
Методы формирования этнокультурной компетентности |
Когнитивный |
Представления о полиэтнической действительности, об общности культурного и исторического прошлого народов, знание произведений устного народного творчества |
методы, направленные на развитие познавательной активности |
Эмоционально-ценностный |
проявляет устойчивый интерес к народной культуре своего и других народов, положительное отношение к людям разных национальностей |
методы, направленные на развитие чувства сопричастности к культурно- историческому наследию своего народа. |
Поведенческий |
Развитие социальных способностей и навыков поведения |
методы, направленные на творческое преобразование, на установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми |
Этнокультурное воспитание детей связано с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:
Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения36.
Выводы по первому разделу
Проведение исследования позволяет сделать следующие выводы
Этнокультурное воспитание детей связано с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:
-введением в
образовательный процесс
- использованием факторов народной педагогики с учетом современных задач социализации личности;
- применением
известных дидактических
- внедрение
методов, в большей степени
развивающих активность
Продуктивное
использование прогрессивного
Реализация педагогического сопровождения развития этнопедагогической компетентности ребенка обеспечивается:
- использованием
в воспитательном процессе
- созданием
развивающей этнокультурной сре
- использованием
педагогического
Одним
из условий приобщения
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика
исходного уровня
Современные ключевые компетентности – это система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности ребёнка.
Анализ структуры
ключевая компетентность ребенка дошкольного возраста - это личностно-осознаваемая система знаний, умений, навыков, вошедшая в субъективный опыт, имеет личностный смысл и универсальное значение , т.е. может быть использована в различных видах детской деятельности в процессе решения множества жизненно значимых проблем.
Компетентность ребенка дошкольного возраста - это его личностное достояние.37
Этнокультурная компетентность трактуется как владение личностью такими компетенциями, как принятие различий, уважение к другим людям, способность гармонично сосуществовать с людьми других культур, языков и религий, быть готовыми преодолевать предрассудки и идти на компромиссы.38
Под этнокультурной компетентностью дошкольников принято понимать их готовность к взаимопониманию и взаимодействию, которая базируется на знаниях и опыте, приобретенных в реальной жизни (то есть в ходе воспитательных занятий), направленных на их успешную адаптацию в полиэтническом обществе.
Признаками этнокультурной компетентности являются: знание истории и особенностей родной культуры, ее традиций и обычаев; ценностное отношение к культурному наследию своего и другого этносов; толерантное отношение к другим культурам и их представителей, наличие стремления к овладению отечественным и мировым культурными наследиями, наличие знаний об отечественном искусстве и искусстве других стран мира.39
Быть этнокультурно компетентным - значит признавать принцип плюрализма, обладать знаниями о других народах и культурах, понимать их ценность и своеобразие. Но чтобы лучше понять другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, нужно, прежде всего, знать культуру своей нации, то есть, как отмечал П.Блонский, «путь к общечеловеческой культуре заключается через национальное воспитание».40
Этнокультурная компетентность базируется, по нашему мнению на таких ключевых составляющих:
Она охватывает
навыки самостоятельной работы с
информацией, применение полученных знаний
для решения новых
Информация о работе Диагностика исходного уровня сформированности этнокультурных знаний у детей