Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:09, дипломная работа
Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить закономерности становления субъектной позиции дошкольника в этнокультурной среде. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- произвести анализ педагогической литературы по проблемам развития ребенка в этнокультурной среде;
-раскрыть понятие этнокультурной образовательной среды;
-выявить особенности формирования этнокультурной компетентности дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ В ЭТНОКУЛЬТУНОЙ СРЕДЕ……………………………8
1.1.Понятие субъектной позиции………………………………………………...8
1.2.Анализ педагогической литературы по проблемам развития ребенка в этнокультурной среде…………………………………………………………...18
1.3. Этнокультурная образовательная среда…………………………………..28
1.4. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников………36
Выводы по первому разделу…………………………………………………….49
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………51
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности этнокультурных знаний у детей……………………………………………………………………51
2.2. Технология формирования этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..68
2.3. Проверка эффективности технологии формирования этнокультурной компетентности дошкольников…………………………………………………90
Выводы по второму разделу…………………………………………………….99
Заключение……………………………………………………………………103
Список использованной литературы
Приложения
Результатом этнокультурного воспитания является сформированность компонентов этнокультурной компетентности дошкольника. Данная характеристика определяется нами как формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно: от познания своей национальной культуры, понимания и принятия этнокультурных различий
К убеждению, что этнокультурное многообразие - это позитивное, прогрессивное явление - и затем к выстраиванию положительного взаимодействия с другими людьми.
К основным показателям этнокультурной компетентности дошкольников нами отнесены: наличие представлений об этнокультурной действительности, развивающийся интерес к познанию мира этнокультур своего и других народов, развитие социальных способностей и навыков поведения в полиэтническом обществе.21
Личностно-ориентированная педагогика предполагает опосредованное воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее этнокультурной компетентности. Этому во многом способствует педагогическое сопровождение развития личностных и социальных качеств.22
Изучение современных исследований по проблеме педагогического сопровождения, позволяет выделить его разные аспекты: содержание понятия, принципы педагогического сопровождения, роль педагога в развитии личности ребенка. Педагогическое сопровождение ребенка-дошкольника в развитии определенных качеств рассматривается исследователями как создание условий, как организованное взаимодействие детей и взрослых; в нашем случае, связанного с формированием ценностно-смысловых ориентации и установок, с развитием интереса к народной культуре и культуре других народов, желанием использовать ее компоненты в своей деятельности. Причиной обращения к проблеме педагогического сопровождения социально-личностного развития послужил уход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка, к обеспечению условий его развития23.
Воспитание и этнокультурной
личности обусловлено
Эффективность этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде дошкольного учреждения обеспечивается современными концептуальными идеями, раскрывающими тенденции воспитания (культурообразные стратегии, диалогичность культур, опора на опыт ребенка, сложившейся в семье и социуме, этнокультурные особенности детской субкультуры, совместное жизнетворчество детей и взрослых, педагогической стратегией, обеспечивающей направленность, цели, задачи, закономерности, принципы, содержание этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде дошкольного учреждения.
Под этнокультурным воспитанием детей дошкольного возраста понимается процесс жизнедеятельности и жизнетворчества детей и взрослых, обеспечивающих становление этнокультурного опыта и эмоционально- ценностных отношений к этнокультурному наследию и представителям различных этнических культур на основе познания ребенком этнокультурных ценностей, способов общения и средств активного творческого самовыражения детей в этнокультурной образовательной среде дошкольного учреждения.25
В процессе этнокультурного воспитания происходит не только накопление представлений об этнокультурном наследии. Но и развивается активная субъектная творческая позиция ребенка в жизнедеятельности, проявляются личностные качества (толерантность, уважительность, доброжелательность) и опыт жизни ребенка в этнокультурной среде (культурных коммуникаций, индивидуального и коллективного творчества и социального взаимодействия). Результативность этнокультурного воспитания детей в образовательной среде дошкольного учреждения обуславливается и этнокультурной образованностью педагогов, способностью реализовать педагогическую стратегию и организационно- педагогические условия воспитания детей дошкольного возраста.26
Конкретизация этой идеи
Проблема этнокультурного воспитания дошкольников настолько многогранна, что для ее всестороннего исследования недостаточно применить один методолога - теоретический подход, она требует разных научных подходов, дополняющих и конкретизирующих друг друга для формирования основных понятий данного исследования. Методологической основой нашего исследования выступает совокупность антропологического, культурологического, гуманистического, личностно – ориентированного, системного, деятельного подходов. Все подходы применяются в едином комплексе в рамках общей методологии и в определенной логической последовательности, соответствующей поставленным научным задачам.
Для достижения поставленной цели и решения задач были использован комплекс методов, среди которых: изучение философской, культурологической, историко - педагогической, психолого-педагогической литературы по вопросам теории этноса, культуры, этической культуры, образования, этнокультурного образования, этнокультурного образования, дошкольного этнокультурного образования, становления этнокультурной личности педагогов и детей дошкольного возраста: теоретический анализ – историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирование, изучение эмпирической базы, анализ содержания Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Можно определить ряд значимых положений этнокультурного воспитания детей:
В старшем дошкольном возрасте этнокультурное воспитание направлено на развитие этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность дошкольника ~ формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. От познания своей национальной культуры, понимания и принятий этнокультурных различий - к убеждению, что этнокультурное многообразие - это позитивное, прогрессивное явление, и затем к выстраиванию положительного взаимодействия с другими людьми.
К основным показателям этнокультурной компетентности дошкольников нами отнесены:
Значимыми средствами
и формами этнокультурного
Современный взгляд на развитие ребенка в воспитательном пространстве народных праздников позволяет решать задачи физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания. Похожие климатические условия проживания, традиционная трудовая деятельность, интегративные процессы проецируют схожие элементы в структуру и содержание народных праздников разных народов. В связи с этим при выборе народных праздников для проведения целенаправленной работы с детьми дошкольного возраста по приобщению к этнокультуре нами учитывался ряд положений:
Характеристика сезонных народных праздников
Время года |
Основная идея праздника |
Осень |
Уборка и сохранение урожая, благодарность земле, природе. Ярмарочные гулянья. Владение ремёслами, мастерство и творчество народа. |
Зима |
Народные гулянья. Рождественские забавы. Ряженье, гадание, народные игры. |
Весна |
Проводы зимы, встреча весны, пробуждение природы, встреча птиц, подготовка к полевым работам, обрядовые действия. |
Лето |
Прославление берёзы. Пожелание хорошего урожая, прибыли скота, богатства и здоровья семьям. Молодёжные игрища, хороводы. |
Народные танцы как элемент народной культуры - важное средство этнокультурного воспитания детей. Народный танец - способ выражения символичности взглядов народа посредством движений и жестов. Образцы народной хореографии восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Г. Гачев отмечал, что танцы отражают специфику мировидения каждого этноса, и их появление исторически обусловлено . Предлагаемая нами методика ознакомления детей с танцевальным фольклором предусматривает определенные этапы: эмоционально-познавательный - познание культурных ценностей народа (отношение к природе, людям, миру в целом на основе ознакомления с праздниками, сказками, традициями). Второй этап - «игровой», дети постигают основы танцевальной культуры через игры, в которых используется инструментальная музыка, пение, простые танцевальные элементы, этюды для образной передачи сути движений. Третий этап - «постановочный», изучение и исполнение народных танцев.
Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они обеспечивают процесс простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур. Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, на развитие этнокультурной компетентности дошкольников32.
Эффективность формирования этнокультурной компетентности дошкольника во многом определяется комплексным подходом к использованию традиционных, народных и дидактических средств воспитания.
При выборе форм и методов работы необходимо использовать такие, которые в большей степени помогают ребенку включиться в процесс приобретения знаний и социокультурного опыта. К ним относятся метод проектов, музейная педагогика. Использование метода проектов в воспитании детей способствует развитию многих личностных качеств: самостоятельности, креативности, инициативности, лидерства. Этнокультурный проект современного дошкольного учреждения нацелен на последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности. В процессе приобщения дети познают знаки и символы народной культуры (3. А. Богатеева), адаптируются в социальной среде (В. Н. Лукьяненко), вырабатывают навыки социального, ценностно-ориентированного поведения, способов сотрудничества в соответствии с принятыми в данной культуре нормами и ценностями.
Формирование этнокультурной компетентности дошкольника обеспечивается использованием в воспитательном процессе элементов музейной педагогики. Музейная среда помогает приобщению детей к общечеловеческим, национальным ценностям. Своеобразие использования элементов музейной педагогики в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста определяет специфику форм работы. Учитывая своеобразие детского восприятия, неспособность старших дошкольников к длительному статическому напряжению, неустойчивость их внимания, потребность в движении в процессе «передачи» ценностей и смыслов (распредмечивания) музейных экспонатов необходимо создать особую среду. Статичность экспозиций диктует необходимость изменения традиционных экскурсий, путем включения в её структуру игр (дидактических, подвижных), творческих заданий, театрализованных представлений.
Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности дошкольника обеспечивается созданием развивающей образовательной среды.33 Содержание этнокультурной среды дошкольного учреждения
Информация о работе Диагностика исходного уровня сформированности этнокультурных знаний у детей