Дидактические игры на этапе совершенствования лексики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:29, дипломная работа

Описание работы

Игра открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и формирования мировоззрения школьников за счёт организации усвоения языка, как подлинного элемента национальной культуры и средства общения. Для дидактической игры свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую иноязычную среду. В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значениииностранных языков, в организации общения, приобретении дополнительной информации. Игра предполагает практические, общеобразовательные, развивающие цели.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Глава 1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА………………………………………………………………………………
1.1 Сущность дидактической игры, ее функции, классификация……………………………………………………………………..
1.2 Особенности применения дидактических игр в подростковый период……….
1.3 Требования к организации дидактических игр на уроке английского языка……
Выводы по главе 1………………………………………………………………………………..
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ……………………………………………………..
2.1 Содержание обучения лексической стороне речи в 5 классе…………………...
2.2 Способы совершенствования лексического материала на уроке английского языка в 5 классе………………………………………………………………………………….
2.3 Разнообразие дидактических игр в процессе активизации лексики на среднем этапе обучения……………………………………………………………………………………
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………….
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В МБОУ СОШ №4 В 5 КЛАССЕ………………………………………….
3.1 Анализ опыта работы учителя МОУ СОШ №4 по совершенствованию лексического материала, на уроке английского языка в 5 классе……………………………………………………………………………….
3.2 Комплекс дидактических игр, направленный на совершенствование лексической стороны речи учащихся в 5 классе……………………………………………….
3.3 Методические рекомендации по применению дидактических игр на этапе совершенствования лексического материала в 5 классе………………………………………
Выводы к главе 3…………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Oglavleni1.docx

— 136.57 Кб (Скачать файл)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

Глава 1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА………………………………………………………………………………

    1. Сущность дидактической игры, ее функции, классификация……………………………………………………………………..
    2. Особенности применения дидактических игр в подростковый период……….
    3. Требования к организации дидактических игр на уроке английского языка……

Выводы по главе 1………………………………………………………………………………..

Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ……………………………………………………..

2.1 Содержание обучения лексической стороне речи в 5 классе…………………...

             2.2 Способы совершенствования лексического  материала на уроке английского  языка в 5 классе………………………………………………………………………………….

             2.3 Разнообразие дидактических игр в процессе активизации лексики на среднем этапе обучения……………………………………………………………………………………

Выводы по главе 2……………………………………………………………………………….

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В МБОУ СОШ №4 В 5 КЛАССЕ………………………………………….

3.1 Анализ опыта работы учителя МОУ СОШ №4 по совершенствованию лексического материала, на уроке английского языка в 5 классе……………………………………………………………………………….

               3.2 Комплекс дидактических игр,  направленный на совершенствование  лексической стороны речи учащихся в 5 классе……………………………………………….

               3.3 Методические рекомендации по  применению дидактических игр  на этапе совершенствования лексического  материала в 5 классе………………………………………

Выводы к главе 3…………………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Игра открывает широкие  возможности для осуществления  гуманистического воспитания и формирования мировоззрения школьников за счёт организации  усвоения языка, как подлинного элемента национальной культуры и средства общения. Для дидактической игры свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую иноязычную среду. В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значениииностранных языков, в организации общения, приобретении дополнительной информации. Игра предполагает практические, общеобразовательные, развивающие цели. Своими увлекательными формами она вызывает определённый эмоциональный настрой, что, по мнению методистов, значительно облегчает достижение этих целей. В игре, с помощью интересно подобранных заданий, упражнений совершенствуются умения и навыки учащихся. Игра не только углубляет знания учащихся, но и способствует расширению их кругозора. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования дидактических игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Изучение данной темы чрезвычайно важно для практического применения полученных результатов в школах. С учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений, ее актуальность на современном этапе является очевидной. И именно игра, как наиболее не стесненная условностями и различного рода рамками, играет важную роль в обучении, так как именно во время игры и существуют неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как преподавателя, так и учащихся.В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.В данной работе показана вся важность обучающей игры в педагогическом процессе на примере использования её на уроках английского языка.Из вышеизложенного следует, что тема нашей выпускной квалификационной работы «Использование дидактических игр на этапе совершенствования лексических навыков в 5 классе» является актуальной и значимой. При написании работы мы опирались на исследования таких учёных и методистов как Н.П.Каменецкая, Е.А. Маслыко,С.А. Шмаков и другие.Проблема: при каких условиях использование дидактических игр является эффективным способом совершенствования лексических навыков в 5 классе? Объектом является процесс совершенствования лексических навыков. Предметом использования дидактических игр в совершенствовании лексического материала на уроке английского языка в 5 классе. Цель исследования: Анализ условийи проверка эффективности дидактической игры на этапе совершенствования лексических навыков в 5 классе.

Гипотеза: Совершенствование  лексического материала при использовании  дидактических игр будет эффективно, если:

-Отбор дидактических игр осуществлять с учетом интересов и потребностей учащихся.

- Дидактические игры проводить систематически.

- Использовать дидактические игры, которые проводятся с участием большинства учащихся.

- Отбор лексического материала для игр осуществлять согласно принципу частотности употребления в речи.

В ходе написания данной выпускной квалификационной работы решались следующие задачи:

1.Определить сущность и особенности дидактической игры.

2.Определить требования к организации дидактической игры на уроке английского языка.

3.Проанализировать способы совершенствования лексического материала на уроке английского в 5 классе.

4.Обозначить роль дидактических игр в процессе активизации лексики на среднем этапе обучения.

5.Опробовать на практике применение дидактических игр на этапе совершенствования лексики английского языка в 5 классе.

6.Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроке английского языка в 5 классе.

Для решения практических задач применены методы: анализ литературы, наблюдение, опытная работа, изучение педагогического опыта, обобщение, конкретизация и дедукция. Базой проведения исследования является 5 класс МОУ СОШ № 4.г. Дзержинска.

 

 

 

 

Глава 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕРИАЛОМ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

    1. Сущность дидактической игры, ее функции, классификация игр

 

Дидактические игры —  это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время ученые называют такие игры развивающими, а не дидактическими, как принято в традиционной педагогике. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях. Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А.Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.

         Сущность  дидактической игры заключается  в том, что дети решают умственные  задачи, предложенные им в занимательной  игровой форме, сами находят  решения, преодолевая при этом  определённые трудности. Ребёнок  воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это  повышает его умственную активность. Сенсорное развитие ребёнка в  дидактической игре происходит  в неразрывной связи с развитием  у него логического мышления  и умения выражать свои мысли  словами. Чтобы решить игровую  задачу требуется сравнивать  признаки предметов, устанавливать  сходство и различие, обобщать, делать  выводы. Таким образом, развивается  способность к суждениям, умозаключению,  умению применять свои знания  в разных условиях. Это становится  возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное  знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание  игры.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  • Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
  • Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.
  • Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточнойсформированностью познавательной мотивации. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу.

 Дидактическая игра  во многом способствует преодолению указанных трудностей.[19]

     В.П.  Беспалько, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.[1]

Дидактические игры различаются  по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям  и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные  признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают  одни признаки, в других – иные. Чёткой классификации, группировки игр  по видам ещё нет. Игра-это вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Если в труде важнейшим является конечный продукт, результат, ради которых затрачивается физическая и нервно-психическая энергия человека, то в игре основное — субъективная удовлетворенность от самого процесса. В игре можно отвлечься от реальной обстановки с ее ответственностью и многими требованиями. В то же время играющий выполняет реальные действия, связанные с решением конкретных, часто творческих задач. Часто игры соотносят с содержанием обучения:  игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

       Иногда игры соотносят с материалом:

  • Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
  • Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
  • Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. [9]

Карпова В.П выделяет следующие виды дидактических игр: [6]

  • игры-путешествия;
  • игры-поручения;
  • игры-предположения;
  • игры-загадки;
  • игры-беседы.

        Охарактеризуем кратко каждый  вид:

игры-путешествияпризваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.

игры-порученияпо содержанию проще, а продолжительности — короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

игры-предположения(«что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

игры-беседы.В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровыхдействий.

Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиесяпри обучении детей.Игровые приемыотносятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие правил, не предусматривающих поэтапную процедуру действий конкретных участников с контролем времени. Организуемые со всей аудиторией, но при непосредственном участии только отдельных ее представителей, чаще всего по личному желанию. Главная цель применения игровых приемов в изменении эмоционального отношения к учебной информации или процессу обучения. Используются в основном для активизации традиционных форм занятий.

Информация о работе Дидактические игры на этапе совершенствования лексики