Дидактические игры на этапе совершенствования лексики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:29, дипломная работа

Описание работы

Игра открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и формирования мировоззрения школьников за счёт организации усвоения языка, как подлинного элемента национальной культуры и средства общения. Для дидактической игры свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую иноязычную среду. В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значениииностранных языков, в организации общения, приобретении дополнительной информации. Игра предполагает практические, общеобразовательные, развивающие цели.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Глава 1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА………………………………………………………………………………
1.1 Сущность дидактической игры, ее функции, классификация……………………………………………………………………..
1.2 Особенности применения дидактических игр в подростковый период……….
1.3 Требования к организации дидактических игр на уроке английского языка……
Выводы по главе 1………………………………………………………………………………..
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ……………………………………………………..
2.1 Содержание обучения лексической стороне речи в 5 классе…………………...
2.2 Способы совершенствования лексического материала на уроке английского языка в 5 классе………………………………………………………………………………….
2.3 Разнообразие дидактических игр в процессе активизации лексики на среднем этапе обучения……………………………………………………………………………………
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………….
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В МБОУ СОШ №4 В 5 КЛАССЕ………………………………………….
3.1 Анализ опыта работы учителя МОУ СОШ №4 по совершенствованию лексического материала, на уроке английского языка в 5 классе……………………………………………………………………………….
3.2 Комплекс дидактических игр, направленный на совершенствование лексической стороны речи учащихся в 5 классе……………………………………………….
3.3 Методические рекомендации по применению дидактических игр на этапе совершенствования лексического материала в 5 классе………………………………………
Выводы к главе 3…………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Oglavleni1.docx

— 136.57 Кб (Скачать файл)

По мере «вхождения»  детей в новую для них деятельность — учебную — значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Необходимо отметить в связи с этим следующее. К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент урока, позволяющий снять умственное напряжение. Такое представление в корненеверно. В этом случае игра не входит органично в урок, находится около процесса обучения. Можно поэтому согласиться с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль учеников, некоторые учителя облекают в игровую форму обучения тренировочные упражнения». Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

 Исходя из  вышесказанного, дидактическая игра  — это игра только для ребенка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения — облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Хабиб Р.А позволяет  сформулировать основные функции дидактических игр: [17]

  1. функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
  2. функция формирования психических новообразований;
  3. функция формирования собственно учебной деятельности;
  4. функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
  5. функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  6. функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Никитин Б. П. считал что, дидактическая игра — это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. [9]

     Организовать  и провести дидактическую игру  — задача достаточно сложная для педагога.

 

    1. Особенности применения дидактических игр в подростковый период.

 

Подростковый  возраст, принято в возрастной психологии считать периодом, крайне неблагоприятным для обучения.Это в первую очередь связано с общеизвестным фактом, что при переходе из начальной в среднюю школу у большинства детей снижается успеваемость и качественно меняется в худшую сторону мотивация обучения.Многие педагоги и родители характеризуют подростковый период развития как возраст, когда появляются первые прогулы, невыполненные домашние задания, падает авторитет взрослых и одновременно возрастает популярность тех, кто может противостоять им как в школе, гак и дома. Несмотря на все эти факты, подростковый период развития, наоборот, может быть назван очень благоприятным для обучения периодом развития. С основным доказательством этого тезиса, как ни парадоксально, хорошо знакомы утверждающие, что подростков трудно учить, что подростки не любят и не хотят учиться. Обычно после подобных слов они добавляют, что им известны многочисленные случаи, когда младшие подростки попадают в плохие компании и обучаются там разного рода противоправным формам поведения.Следовательно, с одной стороны, это возраст, когда появляются или усугубляются проблемы с успеваемостью, и, с другой стороны, возраст, когда обостряется способность на лету схватывать и усваивать новое содержание, иную (как по своему характеру, так и по формам проявления) деятельность. Следует добавить, что если для обучения в школе тщательно отбирали способных, отсеивая неспособных, а в процессе обучения все время ранжировали учеников, многие неспособные уверенно занимают место лидеров и не только замечательно учатся чему-то, но и не менее хорошо учат своих товарищей. Рассмотрим некоторые психологические особенности современного ученика, имея в виду лишь те его особенности, которые важно учитывать в процессе обучения с применением дидактических игр.

Подростковый  возраст -это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребёнка претерпевает кардинальные изменения. Развёртывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребёнке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально-нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности.Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения.Подросток становится более независимым от взрослых ещё и потому, что у него возникают такие потребности, которые он должен удовлетворить только сам (потребность в общении со сверстниками, в дружбе, в любви). Родители и вообще взрослые при всём их желании не могут решить проблемы, встающие перед подростками в связи с возникновением у них новых потребностей, между тем как удовлетворение всех основных потребностей младших школьников зависит в основном от родителей. Всё это зачастую болезненно сказывается на отношении учащихся к учению. Вот как характеризует это известный психолог Н.С. Лейтес: «Дети 12-13 лет в подавляющем большинстве своём относятся к учению в основном благодушно: не утруждают себя излишними раздумьями, выполняют только уроки в пределах заданного, часто находят поводы для развлечения… Ослабление связи с учителем, снижение его влияния особенно дают о себе знать в недостатках поведения учеников на уроках. Теперь учащихся не только иногда позволяют себе игнорировать получаемые замечания, но могут и активно им противостоять. В средних классах можно столкнутся с изобретательными шалостями и проявлением самого легкомысленного поведения».[15] Школьные годы могут оказать значимое влияние в определении жизненных ценностей молодого поколения. Особенно учащиеся в подростковом возрасте отличаются любознательностью, доверчивостью, стремительностью, романтичностью, способны не только много и быстро усваивать новые, но и интенсивно развивать свои нравственные качества. Игра, как явление, ставящее личность в позицию субъекта деятельности, приобретает особое значение в подростковом возрасте. С.А.Шмаков говорит об "игровом дефиците", который испытывают подростки. Т.Е. Конникова, Е.С.Махлак утверждают, что существует "вторичный" взлет игровых интересов у подростка. Л.И.Божович объясняет такой взлет возросшим значением коллектива в подростковом возрасте. Многие авторы единодушно признают наиболее "игровым"  школьный возраст. Дети этого возраста любят подвижные, творческие, сюжетные игры. В играх и в жизни их привлекают нравственно-психологические качества: смелость, решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Игра дает возможность каждому проявить себя, добиваться лучших результатов во всех отношениях, т.е. игра - для всех и во благо всем.Еще и сейчас лишь в народной педагогике игры можно найти достаточно ясные и мудрые позиции в отношении игр подростково-молодежного межполового общения или незаменимой роли дедушек и бабушек в формировании естественной игровой среды. Игра - это своеобразная школа социализации ребенка.

 

                          1.3  Требования к организации дидактических игр.

 

           Дидактические  игры организуются по плану  в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игры; в  распоряжение детей дается разнообразный  материал, с которым они могут  играть по своему желанию. Если  дидактическая игра проводится  все занятия, то она должна  быть связана по содержанию  с предшествующим занятием. Руководство  дидактической игрой требует  большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и  в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить  игру - деятельность интересную, близкую  детям, радующих их, содействующую  общению детей, возникновению  и укреплению дружбы, симпатии, формированию  коллектива, живущего по законам  "детского общества". В дидактических  играх применяются разные приемы  обучения: наглядные, словесные,  практические. Дидактические игры  кратковременные (10 - 20 минут), поэтому  важно, чтобы все это время  не снижалась умственная активность  играющих, не падал интерес к  поставленной задаче. Основные требования  к планированию дидактических  игр: выбирая игру, педагог должен  учитывать и содержание, и степень  сложности и новизны для детей.  Учет возрастных возможностей  требует более широкого использования  в младшем возрасте дидактических  игр с игрушками и предметами  для развития у детей сенсорных  и умственных способностей; в  старшем возрасте увеличивается  значение настольно-печатных и  словесных игр. Чтобы избежать  однообразия, в плане указывают  изменения, которые вносятся в  различные варианты одной и  той же игры. В игре проявляются  особенности характера ребенка,  обнаруживается уровень его развития, поэтому игра требует индивидуального  подхода к детям. Воспитатель  должен считаться при выборе  задания, постановке вопроса с  индивидуальными особенностями  каждого ребенка. Особого внимания  требуют дети робкие, застенчивые:  иногда такой ребенок знает,  как отгадать загадку, но от  робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает  преодолеть ему застенчивость,  ободряет его, хвалит за малейшую  удачу, старается его чаще вызывать, чтобы выступать перед коллективом.  Д.В. Менджерицкая выделила следующие  требования к дидактическим играм  [8, 14]. « Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей». К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра". Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

        В подготовку  к проведению дидактической игры  входят:

- отбор игры в соответствии  с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов  (память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной  игры программным требованиям  воспитания и обучения детей  определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного  времени проведения дидактической  игры;

- выбор места для игры, где  дети могут спокойно играть, не  мешать другим;

- определение количества играющих;

- подготовка необходимого дидактического  материала для выбранной игры;

- подготовка к игре самого  воспитателя: он должен изучить  и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства  игрой;

- подготовка к игре детей:  обогащение их знаниями, представлениями  о предметах, необходимыми для  решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр  включает:

- ознакомление детей с содержанием  игры, с дидактическим материалом, который будет использован в  игре;

- объяснение хода и правил  игры;

- показ игровых действий, в процессе  которого воспитатель учит детей  правильно выполнять действие, доказывая,  что в противном случае игра  не приведет к нужному результату;

- определение роли воспитателя  в игре, его участие в качестве  играющего, болельщика или арбитра  (определяется возрастом детей,  уровень их подготовки, игровых  правил);

- проведение итогов игры - это  ответственный момент в руководстве  ею, т.к по результатам, которых  дети добиваются в игре можно  судить об ее эффективности,  о том, будет ли она с интересом  использоваться в самостоятельной  игровой деятельности ребят.        

      К дидактической  игре, как любой форме, предъявляются  психологические требования:

Как и любая деятельность, игровая  деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

Важную роль играет психологическая  и интеллектуальная готовность к  участию в дидактической игре.

Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю  необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние  здоровья каждого участника игры. Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников.

Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным  в целесообразности её использования. Анализ проведенной игры направлен  на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались  эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить  индивидуальные особенности в поведении  и характере детей и, значит, правильно  организовать индивидуальную работу с  ними. Руководя игрой, воспитатель осуществляет дидактические задачи через привлекательные  для детей игровые задачи, игровые  действия, игровые правила. Одновременно он является участником игры, причем процесс  обучения для самих детей незаметен, т.к они учатся играть. Огромное значение в руководстве играми имеет слово  учителя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые  раскрывают содержание игры и поведение  персонажей, образные пояснение игровых  действий, вопросы к детям - все  это раскрывает содержание игры и  участие детей в ней, содействует  пониманию детьми включенных в игру задач. При помощи словесных пояснений, указаний, создания образных представлений  учитель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представление, расширяет опыт. Речь должны быть понятной детьми, образной и вместе с тем, краткой, подробные и многословные объяснения недопустимы. Мешают развитию игры, проявлению детской непосредственности многочисленные направляющие вопросы  учителю. Разрушает игру замечания, указания на ошибки, стремление воспитателя  довести их до сознания детей, его  желания выправить игру. Дидактическая  игра характеризуется разнообразными формами деятельности детей в их сочетании. Учитель  учит детей целесообразным игровым действиям, используя зрение, слух, двигательно-моторный и осязательный анализаторы. Двигательная активность детей сочетается с речевой, т.к воспитатель обозначает словом качества предметов, действия. Движения, и повторяя слово в разных условиях, закрепляет его в словаре ребенка. Для развития интереса к дидактическим играм у старших детей педагог включает более сложные интеллектуально-волевые задачи, не спешит подсказывать игровые действия, а предлагает детям определить их самостоятельно. Практическая деятельность детей в игре становится более осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от решения поставленных в ней задач.

       Развитию игры  чаще всего способствуют не  прямые, а косвенные приемы: интригующий  и направляющий игру вопрос; удивление,  высказанное воспитателем, направляющее  игровые действия; шутка, оживляющая  игру и помогающая заметить  то, на что дети не обратили внимание; доброжелательный юмор, неожиданные для детей ситуации в игре; элемент ожидания. В руководстве игрой и в развитии ее важное  значение имеет темп. Он определяется темпом умственной активности, темпом речи, большей или меньшей активностью игровых действий, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями, большей или меньшей увлеченностью детей. Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дети как бы не успевают "втянуться в игру". Слишком быстрый темп игры возбуждает детей. Руководя дидактической игрой, воспитатель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливать моторно-двигательную активность. Контакт педагога с детьми, детей между собою достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а воспитатель в центре круга или полукруга. Иногда дети делятся на группы, занимающие разные места, а иногда "едут путешествовать" и покидают пределы группы. В дидактических играх действующими лицами являются и педагог и дети. В этом отношении игра открывает несравненно большие возможности для повышения инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детей вопросов, предложений. Держать игру в пределах предлагаемого времени - большое искусство. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик детей является условием развития игры. Каждая игра - это общение ребенка с взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой ребенок учится, и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумка и фантазия - только в этом случае дидактические игры будут полезны для развития ребенка.

Информация о работе Дидактические игры на этапе совершенствования лексики