Дидактические игры на этапе совершенствования лексики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:29, дипломная работа

Описание работы

Игра открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и формирования мировоззрения школьников за счёт организации усвоения языка, как подлинного элемента национальной культуры и средства общения. Для дидактической игры свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую иноязычную среду. В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значениииностранных языков, в организации общения, приобретении дополнительной информации. Игра предполагает практические, общеобразовательные, развивающие цели.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
Глава 1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА………………………………………………………………………………
1.1 Сущность дидактической игры, ее функции, классификация……………………………………………………………………..
1.2 Особенности применения дидактических игр в подростковый период……….
1.3 Требования к организации дидактических игр на уроке английского языка……
Выводы по главе 1………………………………………………………………………………..
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ……………………………………………………..
2.1 Содержание обучения лексической стороне речи в 5 классе…………………...
2.2 Способы совершенствования лексического материала на уроке английского языка в 5 классе………………………………………………………………………………….
2.3 Разнообразие дидактических игр в процессе активизации лексики на среднем этапе обучения……………………………………………………………………………………
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………….
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В МБОУ СОШ №4 В 5 КЛАССЕ………………………………………….
3.1 Анализ опыта работы учителя МОУ СОШ №4 по совершенствованию лексического материала, на уроке английского языка в 5 классе……………………………………………………………………………….
3.2 Комплекс дидактических игр, направленный на совершенствование лексической стороны речи учащихся в 5 классе……………………………………………….
3.3 Методические рекомендации по применению дидактических игр на этапе совершенствования лексического материала в 5 классе………………………………………
Выводы к главе 3…………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Oglavleni1.docx

— 136.57 Кб (Скачать файл)

Категория оценивания следующие :

20-18- «5» высокий уровень

17- 15- «4» средний уровень

14-10- «3» низкий уровень

9 баллов и ниже- «2»

Выберите правильный ответ:

1. This is .......... egg.

A. an    B.  a      C. -

2. My sister and my brother .......... 18 years old.

A. `m not    B. isn`t       C. aren`t

3. This is my schoolbag.  .......... is red.

A. It            B. She         C. He        

4. There .......... a park  near  my house.

A. are       B. aren`t       C. is

5. Look at these ..........

A. woman    B. women     C. womans

6. Lisa .......... got a big house.

A. have     B. has      C. haves

7. My  flat  is  on  the .......... floor.

A. three       B.  third       C. thirteen

8. That’ s .......... bike. It’s very nice!

A. Danny     B. Danny’s    C. Dannys

9. Bill .......... TV every evening.

A. watchs     B. is watching    C. watches

10. They are ..........

A. knives         B. knifes       C. knife

11. Where .......... he   from?

A. am           B. are         C. is  

12. .......... boys are   from my class.

A. This       B. These    C. That

13. My parents .......... work  in a hospital.

A. don’t      B. doesn’t      C. aren’t

14. .......... you like a glass of lemonade?

A. Do          B. Would       C. Can

15. Look at Sam! He .......... computer games.

A. plays        B. is playing     C. play

16. There is a school .......... of my house.

A. next        B. in  front    C. behind

17. .......... is your birthday?

A. What      B. When       C. Why

18. The sun .......... now.

A. is shining   B. shines   C. shine

19. .......... Nancy walk to school?

A. Do       B. Is            C. Does

20. How .......... juice is there in the bottle?

A. many    B. much      C. any

Результаты уровня знаний представлены в таблице:

 

        Балл

     Уровень

     Оценка

1.Кирилл А.

          15

     средний

           4

2.Андрей Д.

          18

     высокий

           5

3.Юлия З.

          13

     низкий

           3

4.Ангелина З.

          19

        высокий

           5

5.Роман К.

           9

        низкий

           2

6.Анастасия К.

          16

        средний

           4

7.Алина Н.

          11

         низкий

           3

8.Данил П.

          10

         низкий

           3

9.Кристина П.

          15

         высокий

           5

10.Иван П.

          14

         низкий 

           3        

11.Вячеслав  Р. 

           9

         низкий

           2

12.Антонина  Р.

          16   

         средний

           4

13.Марина С.

          19

         высокий

           5

14.Александр  С.

          15

         средний

           4

15.Арсений С.

          13

         низкий

           3

16.Ирина Т.

          12

         низкий

           3

17.Валенрия  У.

          17

         высокий

           5

18.Катерина  Я.

          18

         высокий

           5


Эти же результаты можно представить  в виде диаграммы:

 

В качестве комментария можно сказать, что в 5 «А» классе уровень сформированности лексических навыков низкий, ученики испытывают трудности в усвоении английской лексики, лексические навыки и умения недостаточно развиты. Методом беседы с учителем английского языка я выяснила, что в системе работа с лексикой не ведется. Учащиеся не имели словариков по темам, что значительно сокращает время на поиск необходимой тематической лексики.

 

 

 

 

3.2  Комплекс дидактических  игр, направленный на совершенствование                                                                                                     лексической стороны речи учащихся  в 5 классе.

 

Отбор лексического материала  происходит по частично-тематическому  принципу. При необходимости к  списку слов для активного изучения, указанных в учебном уроке, добавляются  слова из «пассивного» списка, так  как они часто употребляются  в данной теме и в ситуациях  реального общения. Введение грамматического  материала строится на основе изученной  или изучаемой лексики. Прослеживается связь формы и знания слова с его употреблением. Введение тематического словаря при этом обязательно. В словаре заполняются три колонки: слово, транскрипция, перевод. Введение лексической единицы занимают лишь 20% времени, затраченного на ее изучение. В своей работе я применяла следующие способы семантизации лексики:

  • наглядная семантизация;
  • контекстуальная семантизация;
  • переводной способ семантизации лексики;
  • семантизация лексики через дефениции слов.

Самым главным критерием  отбора упражнения является его привлекательность  для учащихся, т.е. оно должно приносить радость и желание его выполнять. Упражнение становится игрой, соревнованием, что увлекает даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников. Поэтому роль игровых упражнений при интенсивном обучении лексики очень высока. Свое внимание на совершенствование лексической стороны речи я обратила на дидактические игры.

На  этапе констатирующего эксперимента был выявлен уровень совершенствования лексических навыков. Как показали результаты уровень знаний низкий. Для продолжения работы по теме исследования я обратилась к выдвинутой ранее гипотезе. Мы предполагали, что совершенствование лексического материала при использовании дидактических игр будет эффективно, если:

-Отбор дидактических игр провести с учетом интересов и потребностей учащихся, в соответствие с темой и содержанием урока.

- Дидактические игры проводить систематически.

- Дидактические игры, которая проводятся с участием большинства учащихся.

- Отбор лексического материала будет осуществляться согласно принципу частотности употребления в речи.

На этапе формирующего эксперимента была составлена система дидактических игр с учетом условий, выдвинутых в гипотезе, для более успешного совершенствования лексического материала.

1.DOMINOS.  
Учащимся зачитывается сказка. Предварительно делить сказку на несколько частей и делать паузу после прочтения каждой части. Учащиеся должны выбрать картинку в соответствии с содержанием части, в итоге расположить картинки в нужном порядке. Далее можно предложить учащимся пересказать кратко сказку, предложив опорные фразы. 

2. Draw the monsters.  
Учитель зачитывает текст, учащиеся берут карандаш и делают зарисовки, в соответствии с описанием. Затем после прочтения, показывают рисунки друг  
другу. Учитель может усложнить задачу, предложив ребятам поочередно сделать  
описание своего чудовища. Например,  
It is a monster. He has a big head,  
he hasn’t body, long tail and three hand.  
His mouth is very big. You can see three  
teeth. His eyes are big too…

3. WHAT’S THE DIFFERENCE?  
Ребятам предлагается отыскивать различия в картинках. Например, показать ребятам изображения двух львов. Предложить найти отличия и даже пофантазировать. Учащиеся охотно вовлекаются в игровую деятельность.  
What’s the difference between these two lions? – This lion is fat (strong, wicked, big, bad, brave) and this lion is thin (weak, kind, small, good, cowardly).

4. MATROSKIN’S LETTER.  
Ребята делятся на группы. Учителем делаются карточки-заготовки для каждой команды. Он добавляет изображения , один рисунок напротив номера предложения. Предлагается каждой группе придумать содержание письма. Каждый участник группы составляет одно предложение и передает другому карточку- заготовку. В предложении необходимо употребить слово, изображенное на картинке. Далее зачитываются письма каждой группы. Выигрывает та команда, письмо которой более связано по смыслу.

5.Продолжи  предложение, записанное на доске,  прибавляя по одному слову.  Ex: Many people think…Many people think that our future…Many  people think that our future depends on…

Так же наиболее успешными задания были:

6.Соедини русские и английские слова и картинки.

7.Составить слова из букв. Ex: r.e.d.u (rude), u.c.e.c.l. (cruel), a.t.b.e.u.f.i.l.u. (beautiful)

8.Правильно вставить буквы в слова. Ex: k.nd, uns.cia.le, l.zy, r.spon..ve, seri.us, cl.v.r.

9.Выбрать из списка слов обобщающее понятие \ лишнее слово.

10. «Снежный ком»

На данном этапе нам необходимо было проверить, что работа достаточно эффективна. Для этого я разработала лексический тест по теме «Характеристика». Критерии оценивания данного теста совпадали с теми, которые мы использовали на этапе выявления уровня совершенствования лексических навыков. (Приложение 2)

20-18- «5» высокий уровень

17-15-«4» средний уровень

14-10-«3» низкий уровень

9баллов и ниже-«2»

Результаты можно видеть в таблице ниже:

 

        Балл 

     Уровень

     Оценка

1.Кирилл А.

          15

        средний

           4

2.Андрей Д.

          18

        высокий

           5

3.Юлия З.

          13

         низкий

           3

4.Ангелина З.

          19

         высокий

           5

5.Роман К.

          10

         низкий

           3

6.Анастасия  К.

          16

         средний

           4

7.Алина Н.

          18

         высокий

           5

8.Данил П.

          16

         средний

           4

9.Кристина П.

          15

         высокий

           5

10.Иван П.

          14

         низкий 

           3        

11.Вячеслав  Р. 

          17

         средний

           4

12.Антонина  Р.

          16   

         средний

           4

13.Марина С.

          19

         высокий

           5

14.Александр  С.

          15

         средний

           4

15.Арсений С.

          13

         низкий

           3

16.Ирина Т.

          12

         низкий

           3

17.Валенрия  У.

          17

         высокий

           5

18.Катерина  Я.

          18

         высокий

           5


В качестве комментария к таблице можно добавить, что результаты немного изменились, наметилась определенная положительная динамика в знаниях учащихся. Доля ответов низкого уровня уменьшилась, а среднего уровня, наоборот, увеличились. Данные таблицы наглядно можно представить в виде диаграммы:

Данные упражнения были интересны ребятам. Некоторые испытывали сложности, т.к. у них не было достаточно развиты как грамматические, так и лексические навыки. Но все, же ребята старались и показывали неплохие результаты.

На основе результатов проделанной работы можно сказать, что данная подборка облегчила изучение новых лексических единиц и помогла вовлечь учеников в деятельность.

 

 

 

3.3 Методические рекомендации по  применению дидактических игр  на этапе совершенствования лексического  материала в 5 классе.

 

Лексические навыки представляют собой один из важных компонентов, обеспечивающих лексическую  сторону речевой деятельности. Последняя  определяется, по меньшей мере, тремя  факторами: знанием лексических  единиц, правил их сочетания, смысловых  и структурных отношений между  ними; навыками пользования этими  лексическими единицами и правилами; умением использовать имеющиеся  знания для выражения своей мысли  в новой ситуации (продуктивный аспект) или для распознавания лексических  единиц в чужой речи с целью  достижения понимания (рецептивный  аспект) . Репродуктивный лексический  навык включает операции: актуализации лексической единицы, определение  уровней синтаксической и лексической  сочетаемости, замещения свободного места в высказывании; рецептивный  лексический навык включает операции: восприятия лексической единицы на основе звуковой стороны или графических символов; выделения формальных признаков, отличающих эту лексическую единицу; соотнесения воспринятой формы со значением. Исследование структуры навыка позволило прийти к выводу о том, что для достижения автоматизированности навыка следует отработать каждую из составляющих его операций.

    На этапе формирующего эксперимента мы провели текущий контроль по теме «Характеристика», где проверили, как усваиваются слова по теме. Затем мы провели рубежный контроль, в котором учащимся необходимо было использовать тематическую лексику в устном высказывании. Анализируя результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, у нас получилось следующая гистограмма:

Затем нами были составлены методические рекомендации по применению дидактических игр на этапе совершенствования лексического материала.

Информация о работе Дидактические игры на этапе совершенствования лексики