Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «дидактические принципы» и методы обучения.
2. Рассмотреть классификации методов и принципов обучения, их взаимосвязи.
3. Определить основные методы и принципы обучения, используемые на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Файлы: 1 файл

Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

1.                 Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал).

Осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия.

2.                 Репродуктивный метод.

Преподаватель составляет задание  для учащихся на воспроизведение  ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство  опытов и, таким образом, ученик сам  активно воспроизводит учебный  материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т.д. в результате формируются  «знания-копии».

3.                 Метод проблемного изложения.

Используя самые различные источники  и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует  познавательную задачу, а затем, раскрывая  систему доказательств, сравнивая  точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Ученики как бы становятся свидетелями и соучастниками  научного поиска.

4.                 Частично-поисковый, или эвристический, метод.

Заключается в организации активного  поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических  программ и указаний.

Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или  самими учащимися на основе работы над программами (в том числе  и компьютерными) и учебными пособиями.

5.                 Исследовательский метод.

После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа  обучаемые самостоятельно изучают  литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск  проявляются в исследовательской  деятельности наиболее полно. Методы учебной  работы непосредственно перерастают  в методы научного исследования.

В процессе обучения метод выступает  как упорядоченный способ взаимосвязанной  деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный – методы традиционного обучения, основная сущность которого сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.

Указанная классификация хорошо согласуется  с основными задачами обучения и  помогает лучшему пониманию их функционального  назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа;

б) метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

в) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

г) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, практические работы;

д) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, практические занятия;

е) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные  работы, проверка домашних работ, программированный  контроль.

Ни одна из рассмотренных классификаций  методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых  самых искусных построений и абстрактных  схем.

Поэтому поиски более совершенных  классификаций, которые внесли бы ясность  в противоречивую теорию методов  и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются.

Дело в том, что «чистых» методов  не бывает. В любом акте учебной  деятельности одновременно сочетаются несколько методов.

«Методы взаимопроникают друг в  друга, характеризуя разностороннее взаимодействие учителей и учащихся. И если мы можем  в данный момент сказать об использовании  определенного метода, то это лишь означает, что он доминирует на определенном этапе» (Ю.К. Бабанский).

Таким образом, классификация методов  обучения выглядит следующим образом:

 

Таблица 1. Методы обучения

По источнику полученных знаний

По виду деятельности учащихся

Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности

Методы

Контроля и

самоконтроля

Словесные

 

Наглядные

 

Практические

Репродуктивные

 

Объяснительно-иллюстративные

 
 
 
 

Частично-поисковые

 

Методы проблемного

изложения

 

Исследовательские

Передача готовых знаний

Поиск

решений

Ответы на вопросы

Решение задач

 

Лекция

Рассказ

Беседа

Демонстрационные опыты

Экскурсии

 

Решение, сравнение самостоятельно и частично под руководством учителя

 

Постановка проблемы и поиск  решения

 

Постановка проблемы-инструктаж-самостоятельное  изучение - итоги

 

Методы

формирования познавательного  интереса

 

познавательные игры

учебные дискуссии

ситуации успеха

           

1.5 Основные методы обучения  изобразительному искусству и  художественному труду

Методы обучения художественному  труду имеют специфические черты, обусловленные познавательной деятельностью  младших школьников:

·                   характером технических процессов и трудовых операций;

·                   развитием политехнического мышления, технических способностей;

·                   формированием обобщающих политехнических знаний и умений.

Учитель начальных классов должен отдавать преимущество методам, которые  делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества.

Для урока художественного труда  и изобразительного искусства характерна классификация методов по способам деятельности учителя и учащихся, т. к. в обучении этим предметам более ясно выступают два взаимосвязанных процесса: практическая самостоятельная деятельность учащихся и руководящая роль учителя.

Соответственно и методы делятся  на 2 группы:

1)                Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.

2)                Методы преподавания, обучения.

Методы обучения, которые  определяются по источнику полученных знаний, включают в себя 3 основных вида:

·                   словесные;

·                   наглядные;

·                   практические.

Формирование умений и навыков  связано с практической деятельностью  учащихся. Из этого следует, что в  основу методов формирования умений необходимо положить вид деятельности учащихся.

По видам деятельности учащихся (классификация по типу познавательной деятельности И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина) методы подразделяются на:

·                   репродуктивные;

·                   частично-поисковые;

·                   проблемные;

·                   исследовательские;

·                   объяснительно-иллюстративные.

Все вышеперечисленные методы относятся  к методам организации учебно-познавательной деятельности (классификация Ю.К. Бабанского).

Рассматривая метод стимулирования учебной деятельности на уроках художественного  труда и изобразительного искусства  эффективно использовать метод формирования познавательного интереса. Также  не стоит забывать использовать метод  контроля и самоконтроля.

Методы организации  и осуществления учебно-познавательной деятельности – группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю.К. Бабанским и включающая в себя все существующие по др. классификациям методы обучения в виде подгрупп.

1. Словесные методы обучения

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

К словесным методам обучения относят  рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством  слова излагает, объясняет учебный  материал, а ученики посредством  слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. На уроках изобразительного искусства он употребляется учителем в основном для сообщения новой информации (интересные сведения из жизни знаменитых художников), новых требований. Рассказ должен соответствовать следующим дидактическим требованиям: быть убедительным, лаконичным, эмоциональным, доступным для понимания учениками начальных классов.

На рассказ учителя на уроках художественного труда и изобразительного искусства отводится очень мало времени, а, следовательно, его содержание должно быть ограничено коротким, строго соответствовать целям урока  и практической трудовой задаче. При  использовании в рассказе новых  терминов учитель должен выразительно выговаривать их и записывать на доске.

Возможно несколько видов рассказа:

o        рассказ-вступление;

o        рассказ- изложение;

o        рассказ-заключение.

Цель первого – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено  другими методами, например беседой. Этот вид рассказа характеризуется  относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа сообщаются задачи деятельности учеников на уроке.

Во время рассказа-изложения  учитель раскрывает содержание новой  темы, осуществляет изложение по определенному  логически развивающемуся плану, в  четкой последовательности, с вычленением  главного, с приведением иллюстраций  и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце урока. Учитель в нем  резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задание для  дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.

Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание эмоционального тонуса изложения.

Беседа. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло  понятие «сократическая беседа».

На уроках художественного труда  и изобразительного искусства рассказ  часто переходит в беседу. Беседа имеет цель получения новых знаний и закрепления их путем устного  обмена мыслями учителя и ученика. Беседа способствует активизации детского мышления и бывает более убедительной, когда сочетается с демонстрацией  натуральных предметов, с их изображением.

В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом  процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение в преподавании изобразительного искусства и художественного  труда имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» – нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, приводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Необходимость в проведении текущей беседы может возникнуть в ходе практической работы. Путем «вопрос – ответ» учащиеся получают дополнительную информацию. Закрепляющие или итоговые беседы применяются после изучения нового материала. Их цель – обсуждение и оценка работ учащихся.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Требования  к проведению бесед.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

Информация о работе Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда