Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:04, реферат
Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «дидактические принципы» и методы обучения.
2. Рассмотреть классификации методов и принципов обучения, их взаимосвязи.
3. Определить основные методы и принципы обучения, используемые на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
На занятиях живописью учащимся надо чаще наглядно показывать изменение цвета под влиянием рефлекса, изменение цветовых и тоновых отношений в зависимости от освещения и расстояния.
Это можно продемонстрировать прямо на натурной постановке.
На уроках художественного труда
в качестве наглядного материала
могут быть использованы: иллюстрации,
таблицы, предметы народного творчества
(резьба по дереву, вышивка, народные игрушки,
роспись – хохломская городецкая).
Особенно часто к наглядности
приходится прибегать при обучении
элементарным основам изобразительного
искусства – рисунку и
· схематические рисунки и таблицы, гипсовые модели геометрических тел, слепки с классических образцов скульптуры;
· модели из проволоки и картона, наглядно раскрывающие конструктивные особенности строения натуры;
· специальные модели и приборы для демонстрации явлений перспективы и светотени;
· рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением;
· репродукции картин и рисунков мастеров;
· кинофильмы, раскрывающие технику работы карандашом и кистью;
· специальные приборы – «Цветовой круг» и «Тоновой круг» для развития у детей чувства цвета и тона.
Все эти средства наглядности помогают ученику правильно видеть и понимать натуру – ее форму, структуру, цвет и фактуру. Например, при раскрытии понятия «тон» педагог может проделать опыт с кусочками картона различной окраски и фактуры. Освещая их одним источником света, он может показать, как меняется тон под различными углами освещения в зависимости от расстояния до источника света. Стоит только немного изменить положение плоскости (угол падения луча света), как изменится и тон. Можно показать изменение тональных от ношений с помощью изменения фона: натура на светлом и на темном фоне.
И все же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика. Наглядность, как правило, оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Не случайно Я.А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики».
Например, мы объясняем принципы построения
формы кувшина с помощью
Методическую
Для соблюдения пропорций необходимо рассмотреть это животное в натуре. Это может быть изображение этого животного на доске педагогом или картинка, но эффективнее сочетать рисунок с натуральным макетом. Например, детям можно раздать пластиковые макеты, либо они сами принесут из дома игрушки.
Одним из эффективных приемов наглядного
обучения является рисунок педагога.
Когда педагог демонстрирует
перед учениками процесс работы
над рисунком, то усваивается не
только учебный материал, но и возможности
техники исполнения. Показывая тот
или иной способ нанесения штриховки,
метод выражения формы
К педагогическому рисунку мы относим рисунок мелом на классной доске, поясняющую зарисовку учителя на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги. Сюда же можно отнести выправление работы ученика рукой педагога.
Первый вид рисунка – работа на классной доске – является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребенка, на правильность его суждений. Указывая на «золотое правило обучения», Я.А. Коменский писал: «Следовательно, о том, чтобы надо знать, надо не только рассказать, чтобы это было воспринято слухом, но это же следует зарисовать, чтобы через зрение предмет запечатлился в воображении». А для этой цели, говорит Коменский, полезно все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы, или правила, или образы предметов, изображать наглядно на доске. К сожалению, учителя недостаточно используют возможности рисования на классной доске.
Главное качество педагогического
рисунка – это лаконичность изображения,
простота и ясность его. Скупыми
средствами графического языка учитель
дает возможность детям ясно понять
и представить сказанное. Рисунки
на классной доске должны передать
самую главную мысль учителя,
опуская все случайное и
Простота и лаконичность изображения диктуются, прежде всего, необходимостью быстрого исполнения рисунка. Например, когда осваивается изображение человека в движении, вполне достаточно дать упрощенные схемы закономерностей движения фигуры человека, при объяснении особенностей строения и характера форм деревьев тоже можно ограничиться лаконичными рисунками. На такие рисунки учитель затрачивает не более одной-двух минут. Некоторые учителя стараются дать по возможности законченный рисунок, в результате они затрачивают на него по 10–15 минут, отнимая у детей и без того ограниченное учебное время.
Чтобы овладеть педагогическим рисунком и понять его специфику, нужна большая тренировка. Это надо иметь в виду всем обучающимся в педагогических институтах. При должной настойчивости рисунки будут становиться все более лаконичными и простыми.
Второй вид рисунка – это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного-двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.
Третий вид педагогического
рисования – это исправление
ошибок в рисунке ученика рукой
учителя. Некоторые методисты
Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старается делать так, как показал педагог.
Однако методика наглядной демонстрации техники исполнения должна быть очень продуманной и тонкой. Искусство преподавания состоит в том, чтобы уметь почувствовать, что и в какой форме надо показать ученику, уметь продемонстрировать это так, чтобы ученик двигался вперед, верил в свои силы, а не был подавлен учителем.
Наглядный показ приемов работы, способов передачи объема предметов в рисунке и живописи должен быть доступен ученику, а для этого преподавателю надо хорошо знать возрастные особенности детей, их возможности.
Совершенствуя методику работы в общеобразовательной школе, где к изобразительной деятельности приобщаются все учащиеся, а не особо одаренные, учителю рисования необходимо строить свои занятия так, чтобы каждый ученик встречал их с чувством радости.
Большое образовательное и
На примерах работы выдающихся художников можно наглядно показать, как надо анализировать натуру, какими средствами добиваться эмоциональной выразительности.
Не меньшую роль в раскрытии учебных задач могут сыграть хорошо изданные иллюстрации из методических пособий.
Говоря о наглядности обучения, необходимо отметить и такую форму наглядности, как кино. Учебное кино способно оказывать неоценимую услугу в деле обучения рисунку. С помощью кино можно продемонстрировать методическую последовательность выполнения рисунка, приемы работы карандашом, акварельными красками и т.п., показать технику наложения штриха. Средствами кино можно ярко раскрыть методику отдельных процессов построения рисунка. Быстрые процессы – движения руки, нанесение штриховки, приемы работы кистью и пр. – можно показать в замедленном темпе, длительные же процессы представить быстро протекающими.
Соблюдая принцип наглядности, преподаватель должен вести дело так, чтобы всем ученикам было разъяснено и показано на примерах применение тех или иных законов и правил рисования.
Наглядность в обучении рисованию
с натуры мы рассматриваем не как
вспомогательное средство обучения,
а как ведущее.
Принцип наглядности должен пронизывать
всю систему обучения изобразительному
искусству.
Наглядность обучения состоит не только в том, чтобы раскрыть закономерность строения натуры, помочь детям понять процесс построения изображения, последовательности выполнения и изготовления, но и в том, чтобы научить их приемам работы. Например, школьник уже понял, что в начале изготовления аппликации методом рванки рисунок наносится легким касанием карандаша, но на практике у него это не получается. Учитель показывает, как это делается. Другой пример. Ученик неправильно пользуется резинкой: он-то сильно трет ею по бумаге, которая загрязняется от этого, и, в конце концов, протирает ее до дыр, то пытается стереть весь рисунок. Педагог показывает, как надо пользоваться резинкой, аккуратно убирая только лишние и неправильно намеченные линии.
Однако одной наглядности для успешного усвоения на практике законов рисунка мало. К ней надо присоединить активность самого ученика. При показе наглядных пособий ученик получает известные зрительные образы, которые помогают ему многое уяснить. Но при этом он остается только зрителем, его роль сводится к созерцанию того, что показывает педагог. Насколько школьник усвоил учебный материал, может показать только его самостоятельная и активная работа, когда он сам начинает проверять на практике то, что ему показал преподаватель. Отсюда вытекает принцип активности, и сознательности обучения.
Принцип сознательности и активности обучения. В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Поэтому и в деле обучения рисованию и художественному труду рассмотрим этот принцип как один из основных.
Между понятиями «сознательность», «активность», «самостоятельность» есть известное различие, но одно без другого не существует.
Сознательное овладение
Особое значение принцип активности и сознательности имеет в практических занятиях.
Этот принцип требует, чтобы
учитель ставил учеников в такие
условия, чтобы последним приходилось
добывать знания, проявлять самостоятельность.
Эффективным средством
· определить назначение и конструкцию изделия;
· определить необходимые для работы инструменты;
· определить вид и количество материалов, необходимых для работы;
· обратить внимание на соединение материалов между собой и т.д.
На занятиях художественного труда и изобразительного искусства, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работ. Этого можно добиться самыми различными методами. Например, многие учителя на уроках тематического рисования (иллюстрировании сказок), чтобы активизировать работу учащихся, читают отрывки из сказок, включают магнитофонные записи с фрагментами музыкальных произведений (например, Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»; П. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица»; Пуни или Р. Щедрина «Конек-горбунок»). При этом педагог обращает внимание детей на то, как мастера искусств – поэты, музыканты, живописцы – своими средствами решали подобные темы.
Эффективно использование на уроках
художественного труда, декоративного
и тематического рисования
Такие художественно скомпонованные гербарии помогают развить у школьников чувство колорита, цветовой гармонии. В начале эти занятия связываются с несложными заданиями по декоративному рисованию (составление узоров, мозаичных работ из цветной бумаги), а затем и при решении тематических картин, рисовании с натуры.