Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «дидактические принципы» и методы обучения.
2. Рассмотреть классификации методов и принципов обучения, их взаимосвязи.
3. Определить основные методы и принципы обучения, используемые на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Файлы: 1 файл

Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

В рисунке отражение действительности осуществляется и выражается в виде изображения. Процесс создания реалистического  рисунка не мыслится без познавательных процессов. Ученик должен не автоматически  переносить на бумагу увиденное, а изображать то представление и понятие о  натуре, которое сложилось в его  сознании. Созерцая, осматривая с различных  точек зрения предмет, ученик не в  состоянии в первый момент логически  познать его. Первое впечатление  от предмета неполное, а ощущения от него, подаваемые в сенсорный центр  головного мозга, еще не находятся  между собой в логической связи, на основе которой и вырабатывается окончательный вывод.

Начинающий, неопытный рисовальщик  обычно останавливается на своих  первых ощущениях, на «первой эмоциональной  ступени», и закрепляет в своем  сознании это неполное представление  о предмете. Понятие о предмете по-настоящему уясняется только в  результате последовательного ряда зрительных впечатлений и логических суждений.

Основой обучения рисованию является работа с натуры. При этом, несмотря на то, что умение видеть и логически  осмысливать увиденное координируется в процессе рисования, т.е. в практике, все же основной успех зависит  от правильного методического руководства. Последовательность зрительных оценок в учебном рисунке должна быть направлена педагогом и подчинена  определенной системе. Рисуя предмет, ученик начинает с помощью педагога разбираться в своих впечатлениях и представлениях о натуре. При  правильном методическом руководстве  он начинает многое осознавать, отказываться от допущенных вначале ошибочных  суждений о натуре и постепенно, с помощью педагога, подходит к  истинному ее познанию.

Например, по программе шестого  класса учащиеся должны нарисовать с  натуры гипсовую вазу. Подавляющее  большинство детей, как правило, начинают механически копировать натуру, т.е. пытаются точно срисовать абрис  вазы, не понимая особенностей строения ее формы. В данном случае педагог  показывает, из каких частей складывается форма и как эти части в  рисунке надо увязать в единое целое, используя вспомогательные  линии построения.

Чтобы раскрыть перед учащимися  принципы и методы реалистического  построения изображения на плоскости, им необходимо дать научно-теоретические  сведения из области перспективы  и теории теней, – т.е. педагог на практике реализует дидактический принцип научности. Более того, и самостоятельную работу учащихся надо организовать так, чтобы они стремились приобретать научно-теоретические знания, ощущали в них необходимость. Для этого следует наряду с длительным рисунком, выполняемым в классе под руководством учителя, давать задания на дом на кратковременные наброски. Такие задания приучают внимательно наблюдать, анализировать и сознательно строить изображение. Такие задания требуют от учащихся научных знаний, которые они и стремятся получить.

Основной задачей преподавателя  является указание путей правильного  наблюдения и познания реальной действительности. Когда учащийся впервые начинает рисовать предмет, то, не зная характерных  особенностей его строения, он стремится  добросовестно срисовывать все, что видит, передавая главным  образом внешние признаки. При  условии же правильного методического  руководства со стороны педагога он сможет сравнительно легко выработать систему наблюдений, а именно: наблюдение общей формы – наблюдение пропорционального  соотношения частей и целого –  наблюдение объемно-пластических качеств  натуры – конструктивный анализ натуры – детальная характеристика натуры.

В процессе такого наблюдения и анализа  натуры ученик будет стремиться как можно точнее изобразить форму. Прежде чем нарисовать ее, он постарается понять строение, чтобы не допустить грубых ошибок. Получить полное представление о строении натуры по мимолетному и поверхностному наблюдению невозможно, для этого нужен более длительный срок. Поэтому в учебном процессе внимание уделяется главным образом законченному рисунку: он показывает конечный результат анализа натуры учеником. По законченному рисунку педагог устанавливает, в какой мере правильно ученик понял строение натуры и насколько верно передал существенные признаки модели; в законченном рисунке школьник передает все, что знает о модели.

Хорошим рисунком в учебном академическом  смысле считается такой, который  исчерпывающе отражает существенные признаки предмета – признаки, позволяющие  зрителю получить о предмете верное представление.

Обучение изобразительному искусству, также как и художественному  труду, начинается с непосредственного  наблюдения натуры. Ученик вначале  зрительно знакомится с натурой, а педагог направляет его внимание на характерные признаки модели, на ее пропорции, на особенности формы, цвета и освещения. Такое предварительное  ознакомление с натурой служит поводом  к дальнейшему анализу объекта. Обратив внимание на натуру, учитель постепенно подводит своих воспитанников к более углубленному наблюдению: он указывает на основные особенности строения модели, отделяя их от второстепенных, раскрывает конструктивное строение формы.

Наблюдаемые учеником отдельные, несущественные детали предмета часто заслоняют  собой целостный образ изучаемой  натуры, не дают возможность понять ее строение, а, следовательно, мешают правильному изображению. Чтобы  ученик ясно представил себе изучаемый  объект, он должен, прежде всего, охватить его форму в целом, а затем  ясно осознать существенные признаки данного предмета, все его важные детали и свойства в их взаимосвязи  и взаимозависимости и вместе с тем четко представить взаимное расположение этих элементов, т.е. структурное  единство.

Для этого педагогу необходимо приучить школьников сочетать процессы анализа  и синтеза – процессы расчленения  целого на части и обратного воссоединения  их в единое целое. Такой порядок  изложения и рассмотрения фактов – от целого к детали и от детали к целому – всеми педагогами признан  наилучшим. Целостное восприятие образа служит не только исходным моментом для  детального рассмотрения изучаемого объекта, но и постоянным фоном, на котором  выделяется и изучается каждая часть  в отдельности.

Факты показывают, что очень часто  учитель, не знающий и не соблюдающий  дидактических принципов, не обучает  сознательному овладению рисунком. Такие педагоги почти ничего не объясняют, а только выправляют рисунки учеников, переходя от одного к другому. При  таком преподавании рисование рассматривается  как выработка механических навыков  и технических приемов работы. При этом забываются познавательный и образовательный моменты обучения, а следовательно, рисование с натуры приобретает более узкую цель и теряет свою педагогическую ценность как общеобразовательный учебный предмет. Это приводит к тому, что успехи учащихся оцениваются не по их знаниям, а только по их техническим достижениям. Здесь усилия ученика направлены не на изучение натуры, а на выполнение «эффектного» рисунка.

Принцип научности обязывает педагога, передавая знания, подкреплять их научными положениями. Подкреплять  каждое положение реалистического  искусства данными науки –  это значит учить основательно, указывая на причины и закономерности того или иного явления. Это означает, что педагог не только показывает, каким образом строится данная форма, но также и объясняет, почему она  не может строиться иначе.

Обучать детей реалистическому  рисунку можно и нужно с  первого класса, даже дети дошкольного  возраста способны усваивать основы изобразительной грамоты.

При обучении художественному труду  учитель должен дать ученикам понятным им языком правильные научные понятия  об изучаемых явлениях и процессах (объяснить детям: почему корабль  не тонет, самолет летает, подъемный  кран не падает), который можно сформировать на основе наблюдений, опытов, лабораторных работ. Учитель должен использовать строгую техническую терминологию, пользоваться принятыми в науке  символическими обозначениями, оформлять  чертежи по стандарту, правильно  называть инструменты, материалы, оборудования.

Таким образом, там, где обучение поставлено на серьезную научную основу, ученик может достигнуть поразительных  успехов.

Принцип наглядности. Этот принцип считается одним из ведущих. Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, содействует вниманию, воображению, наблюдательности, мышлению.

На уроках художественного труд необходимо в комплексе использовать все виды наглядности:

·                    демонстрация рабочих операций (технические карты, чертежи и т.д.);

·                    образцы изделий;

·                    показ моделей, макетов, плакатов, диафильмов, таблиц, слайдов и т.д.).

При показе задаются вопросы, которые  направляют внимание детей на более  существенные стороны изучаемых  предметов и объектов.

Принцип наглядности состоит в  том, что учащиеся идут к достоверным  знаниям, обращаясь к самим предметам  и явлениям как источнику познания.

Психологические основы наглядности  заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т.е., если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых  данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.

Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, так как первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе своей правильна. Это поможет и усвоению того, что  объяснил учитель.

Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие  бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве – ему всегда нужен наглядный материал. Более того, реализуя на практике принцип наглядности, надо шире использовать его возможности.

Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Поэтому  надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего  к главному.

Постановка натуры заключается  не только в том, чтобы ее хорошо и красиво установить перед рисующими, но и в том, чтобы она помогала раскрывать основные законы реалистического рисунка и живописи. В школе натура часто устанавливается с учетом только композиционного, эстетического содержания. Этого недостаточно. Безусловно, красивая постановка имеет большое значение, так как этим повышается интерес к ней. Но еще важнее, чтобы натура наглядно раскрывала характерные особенности строения формы, показывала себя. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоятельно прийти к выводам.

Педагог продумывает, на какой высоте и в каком повороте установить натуру, смотрит, как она выглядит при верхнем, боковом и прямом освещении: не распадается ли форма  на части, помогает ли свет выделить главное  и смягчить второстепенное. Даже незначительные изменения в освещении резко  меняют пластическую выразительность  формы, а вместе с тем и учебные  задачи, в одном случае облегая  их, в другом – усложняя. Педагогу надо внимательно следить за этими  моментами при постановке натуры и ее освещении.

Наглядность тесно связана с  правильной организацией наблюдения и  анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, а, следовательно, и на качество построения изображения. Особенно большое значение наглядность  имеет на первоначальной ступени  обучения.

Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления  учащихся становятся более ясными и  конкретными. Например, мы знакомим детей  с основными положениями наблюдательной (наглядной) перспективы. Учителю надо раскрыть понятие горизонта. Линия  горизонта в рисунке – это  определение уровня глаз рисующего  по отношению к натуре. Иначе говоря, линия горизонта в рисунке  показывает, на каком уровне находились глаза художника, когда он рисовал  с натуры. Это можно продемонстрировать детям на примере. Пусть они посмотрят  в окно, затем привстанут, присядут – и увидят, как вместе с ними опускается и поднимается вид  за окном по отношению к оконной  раме.

Здесь же надо показать детям явления  перспективы на примере изменения  положения в пространстве квадрата и круга, затем перейти к примерам из окружающей действительности: закрытая и полуоткрытая дверь, то же с рамой  окна. Когда дети увидят явления  перспективы в реальной действительности, им можно показать плакат или рисунок  с изображением, например, вида на железнодорожные  пути или пейзажа, где будут видны  и явления воздушной перспективы. После этого знакомим детей с  основными законами перспективы, которые  нужно соблюдать при рисовании  с натуры:

1.                 Величина предметов изменяется по мере удаления их от глаз рисующего: чем дальше предмет от рисующего, тем он кажется меньше. (Обращаем внимание детей на телеграфные столбы, деревья, ширину рельсов на первом плане и на втором.)

 

Вид на дорогу (перспектива)

 
 

И.И. Шишкин. Лесные дали. Фрагмент

 

2.                 Все прямые, уходящие в глубину картины, стремятся в одну точку, которая находится на линии горизонта. Обращаем внимание детей на телеграфные провода, рельсы и т.д. Все они сходятся в одной точке, поэтому эта точка в перспективе называется точкой схода. Точка схода указывает место, куда устремлен взор рисующего, поэтому она всегда находится на линии горизонта, т.е. на уровне глаз рисующего. Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенностей светотени, конструкции предмета.

Для облегчения этих основных задач  желательно рядом с натурой устанавливать  специальные модели (из проволоки, картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть  и ясно понять то или иное явление, понять конструкцию формы предмета его характерные особенности. Например, при рисовании с натуры геометрических тел дети не могут представить, как  располагаются в пространстве невидимые  поверхности предмета. Устанавливая рядом с гипсовым слепком проволочную  модель, мы помогаем им правильно понять конструктивную закономерность строения формы.

Информация о работе Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда