Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 10:52, дипломная работа
Цель исследования: изучить дидактические основы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок.
Объект исследования: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дидактические сказки будут являться эффективным средством формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, если:
- их содержание отражает все основные математические категории (количество, величина, форма, пространство, время);
- дети становятся активными участниками развертывающихся в них событиях.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 7
1.1. Проблема формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Методы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 16
1.3. Значение дидактических сказок в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 21
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
2.1. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок 31
Заключение 35
Библиографический список 377
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА»
КОЛЛЕДЖ педагогического образования, информатики и права
ПЦК дошкольной педагогики, психологии и частных методик
специальность 050704 Дошкольное образование
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА | ||
Студентка Икерт Наталья Борисовна | ||
Научный руководитель Еремина Анастасия Юрьевна |
Абакан, 2013
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА
Колледж педагогического образования, информатики и права
ПЦК дошкольной педагогики, психологии и частных методик
специальность 050704 Дошкольное образование
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Студент - дипломник |
___________________ (подпись) |
Икерт Н.Б. |
Научный руководитель |
___________________ (подпись) |
Еремина А.Ю. |
Рецензент |
___________________ (подпись) |
Щеткина Н.Н. |
«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ» | |
Зав. ПЦК ______________________________ | |
“____ ” _______________________ 2013 г. |
Абакан, 2013
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 7
1.1. Проблема
формирования элементарных
1.2. Методы
формирования элементарных
1.3. Значение
дидактических сказок в
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
2.1. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок 31
Заключение 35
Библиографический список 377
Приложение 422
Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.
Математическое развитие
дошкольников состоит из взаимосвязанных
и взаимообусловленных
Формировать элементарные математические
представления необходимо уже в
дошкольном возрасте. На возможность
и необходимость этой работы указывали
Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушина, А.А.
Столяр,
Е. И. Щербакова и другие.
Использование занимательного материала, в частности дидактических сказок, по мнению З.А. Михайловой, способствует наиболее эффективному формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, так как они практически включается в простую математическую деятельность и активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин.
Цель исследования: изучить дидактические основы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок.
Объект исследования: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дидактические сказки будут являться эффективным средством формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, если:
- их содержание отражает все основные математические категории (количество, величина, форма, пространство, время);
- дети становятся активными
участниками развертывающихся
Задачи исследования:
Теоретико-методологическая основа:
- исследования Н.И. Непомнящей о психологических возможностях усвоения математики детьми дошкольного возраста;
- исследования А.М. Леушиной
об особенностях формировании
элементарных математических
- исследования З.А. Михайловой
об использовании
Методы исследования:
- теоретические: анализ
психолого-педагогической
- эмпирические: анализ педагогической документации; диагностические задания, разработанные В.П. Новиковой; педагогический эксперимент;
- интерпретационные: методы
количественного и
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что составленные методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок могут быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Росинка» города Абакана.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением.
Формирование элементарных математических представлений предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений, но и развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.
Поэтому следствием формирования элементарных математических представлений у дошкольников является их математическое развитие.
Из исследования Е.И.Щербаковой под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [53]. Иными словами, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.
Вопросы математического развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в обучении детей счету, позволяли сформировать у ребенка понятия о числах, форме, величине, пространстве и времени. Первая печатная учебная книжка И.Федорова «Букварь» включала мысли о необходимости обучения детей счету в процессе различных упражнений.
Вопросы содержания методов обучения математике детей дошкольного возраста и формирования у них знаний о размере, измерении, о времени и пространстве можно найти в педагогических трудах Я.А. Коменского, М.Г.Пестолоцци, К.Д.Ушинского, Ф.Фребеля, Л.Н.Толстого и других.
Так, Я.А.Коменский в книге «Материнская школа» рекомендует еще до школы обучать ребенка счету в пределах двадцати, умению различать числа большие—меньшие, четные—нечетные, сравнивать предметы по величине, узнавать и называть некоторые геометрические фигуры, пользоваться в практической деятельности единицами измерения: дюйм, пядь, шаг, фунт и др.[17].
В классических системах сенсорного обучения Ф.Фребеля и М.Монтессори представлена методика ознакомления детей с геометрическими фигурами, величинами, измерением и счетом. Созданные Фребелем «дары» и в настоящее время используются в качестве дидактического материала для ознакомления детей с числом, формой, величиной и пространственными отношениями [50].
О значении обучения детей
счету до школы неоднократно писал
КД. Ушинский. Он считал важным научить
ребенка считать отдельные предметы и
их группы, выполнять действия сложения
и вычитания, формировать понятие о десятке
как единице счета. Однако все это было
лишь пожеланиями, не имеющими никакого
научного обоснования [48].
Особое значение вопросы методики математического развития приобретают в педагогической литературе начальной школы на рубеже XIX—XX ст. Авторами методических рекомендаций тогда были передовые учителя и методисты. Опыт практических работников не всегда был научно обоснованным, зато был проверен на практике. Со временем он усовершенствовался, сильнее и полнее в нем выявилась прогрессивная педагогическая мысль. В конце XIX — в начале XX столетия у методистов возникла потребность в разработке научного фундамента методики арифметики.
Первые методические пособия по методике обучения дошкольников счету, как правило, были адресованы одновременно учителям, родителям и воспитателям. На основе опыта практической работы с детьми В.А.Кемниц издала методическое пособие «Математика в детском саду», где основными методами работы с детьми предлагаются беседы, игры, практические упражнения. Автор считает необходимым знакомить детей с такими понятиями, как: один, много, несколько, пара, больше, меньше, столько же, поровну, равный, такой же и др.
Вопросы о методах, содержании обучения детей счету и математическом развитии в целом, которые могли бы стать основой для успешного дальнейшего обучения их в школе, особенно остро дебатировались в дошкольной педагогике с момента создания широкой сети общественного дошкольного воспитания.