Дидактические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 10:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить дидактические основы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок.
Объект исследования: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дидактические сказки будут являться эффективным средством формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, если:
- их содержание отражает все основные математические категории (количество, величина, форма, пространство, время);
- дети становятся активными участниками развертывающихся в них событиях.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 7
1.1. Проблема формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Методы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 16
1.3. Значение дидактических сказок в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 21
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
2.1. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок 31
Заключение 35
Библиографический список 377

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ НА ПЕЧАТЬ.docx

— 155.75 Кб (Скачать файл)

    

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ   им. Н.Ф. КАТАНОВА»

 

 

КОЛЛЕДЖ педагогического образования, информатики и права

 

 

 

ПЦК дошкольной педагогики, психологии и частных методик

специальность 050704 Дошкольное образование

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

   

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

   

Студентка

Икерт Наталья Борисовна

   

Научный руководитель

Еремина Анастасия Юрьевна


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан, 2013

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   им. Н.Ф. КАТАНОВА

 

 

Колледж педагогического  образования, информатики и права

 

 

ПЦК дошкольной педагогики, психологии и частных методик

специальность 050704 Дошкольное образование

 

 

 

 

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

Студент - дипломник

___________________

(подпись)

Икерт Н.Б.

Научный руководитель

___________________

(подпись)

Еремина А.Ю.

Рецензент

___________________

(подпись)

Щеткина Н.Н.


 

 

 

 

«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»

 

Зав. ПЦК ____________________________________

   
 

“____ ” _______________________  2013 г.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан, 2013

Оглавление

 

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста 7

1.1. Проблема  формирования элементарных математических  представлений у детей дошкольного  возраста в психолого-педагогической  литературе 7

1.2. Методы  формирования элементарных математических  представлений у детей дошкольного  возраста 16

1.3. Значение  дидактических сказок в формировании  элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста 21

Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25

2.1. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25

2.2. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок 31

Заключение 35

Библиографический список 377

Приложение 422

 

 

 

Введение

 

Целостное развитие ребенка-дошкольника  — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный  и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время  не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

Математическое развитие дошкольников  состоит из взаимосвязанных  и взаимообусловленных представлений  о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных»  понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические  отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления  об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления рассматриваются  в качестве средства овладения свойственными  возрасту видами деятельности и  формирования целостной картины мира.

Формировать элементарные математические представления необходимо уже в  дошкольном возрасте. На возможность  и необходимость этой работы указывали  Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушина, А.А. Столяр,  
Е. И. Щербакова и другие.

Использование занимательного материала, в частности дидактических  сказок, по мнению З.А. Михайловой, способствует наиболее эффективному формированию элементарных математических представлений у  детей дошкольного возраста, так  как они практически включается в простую математическую деятельность и активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают  простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных  форм и величин.

Цель исследования: изучить дидактические основы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок.

Объект исследования: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: дидактические сказки будут являться эффективным средством формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, если:

- их содержание отражает  все основные математические  категории (количество, величина, форма,  пространство, время);

- дети становятся активными  участниками развертывающихся в  них событиях.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  2. Теоретически обосновать возможность использования дидактических сказок в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  3. Выявить уровень сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Составить методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок

 

 

Теоретико-методологическая основа:

- исследования Н.И. Непомнящей о психологических возможностях усвоения математики детьми дошкольного возраста;

- исследования А.М. Леушиной  об особенностях формировании  элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста;

- исследования З.А. Михайловой  об использовании занимательного  материала в математическом развитии  детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

- теоретические: анализ  психолого-педагогической литературы  по проблеме исследования;

- эмпирические: анализ педагогической  документации; диагностические задания,  разработанные В.П. Новиковой; педагогический эксперимент;

- интерпретационные: методы  количественного и качественного  анализа эмпирических данных.

Практическая  значимость дипломной работы состоит в том, что составленные методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок могут быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Росинка» города Абакана.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного  возраста

1.1. Проблема формирования  элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста  в психолого-педагогической литературе

 

Формирование элементарных математических представлений предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений, но и развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные  задачи.

Поэтому следствием формирования элементарных математических представлений  у дошкольников является их математическое развитие.

Из исследования Е.И.Щербаковой под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения  в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с  ними логических операций [53]. Иными словами, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Вопросы математического  развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные  считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в обучении детей счету, позволяли  сформировать у ребенка понятия  о числах, форме, величине, пространстве и времени. Первая печатная учебная книжка И.Федорова «Букварь» включала мысли о необходимости обучения детей счету в процессе различных упражнений.


Вопросы содержания методов обучения математике детей дошкольного возраста и формирования у них знаний о размере, измерении, о времени и пространстве можно найти в педагогических трудах Я.А. Коменского, М.Г.Пестолоцци, К.Д.Ушинского, Ф.Фребеля, Л.Н.Толстого и других.

Так, Я.А.Коменский в книге  «Материнская школа» рекомендует еще  до школы обучать ребенка счету  в пределах двадцати, умению различать  числа большие—меньшие, четные—нечетные, сравнивать предметы по величине, узнавать и называть некоторые геометрические фигуры, пользоваться в практической деятельности единицами измерения: дюйм, пядь, шаг, фунт и др.[17].

В классических системах сенсорного обучения Ф.Фребеля и М.Монтессори представлена методика ознакомления детей  с геометрическими фигурами, величинами, измерением и счетом. Созданные Фребелем «дары» и в настоящее время используются в качестве дидактического материала для ознакомления детей с числом, формой, величиной и пространственными отношениями [50].

О значении обучения детей  счету до школы неоднократно писал  
КД. Ушинский. Он считал важным научить ребенка считать отдельные предметы и их группы, выполнять действия сложения и вычитания, формировать понятие о десятке как единице счета. Однако все это было лишь пожеланиями, не имеющими никакого научного обоснования [48].

Особое значение вопросы  методики математического развития приобретают в педагогической литературе начальной школы на рубеже XIX—XX ст. Авторами методических рекомендаций тогда были передовые учителя и методисты. Опыт практических работников не всегда был научно обоснованным, зато был проверен на практике. Со временем он усовершенствовался, сильнее и полнее в нем выявилась прогрессивная педагогическая мысль. В конце XIX — в начале XX столетия у методистов возникла потребность в разработке научного фундамента методики арифметики.

Первые методические пособия  по методике обучения дошкольников счету, как правило, были адресованы одновременно учителям, родителям и воспитателям. На основе опыта практической работы с детьми В.А.Кемниц издала методическое пособие «Математика в детском саду», где основными методами работы с детьми предлагаются беседы, игры, практические упражнения. Автор считает необходимым знакомить детей с такими понятиями, как: один, много, несколько, пара, больше, меньше, столько же, поровну, равный, такой же и др.

Вопросы о методах, содержании обучения детей счету и математическом развитии в целом, которые могли  бы стать основой для успешного  дальнейшего обучения их в школе, особенно остро дебатировались в  дошкольной педагогике с момента  создания широкой сети общественного  дошкольного воспитания.

Информация о работе Дидактические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста