4. Наглядный материал (демонстрационный
и раздаточный) к каждой дидактической
сказке можно оформлять совместно
с детьми (например, на занятиях
по ручному труду) и их родителями.
5. Чтение сказки
может занимать три-четыре занятия.
Некоторые фрагменты или сокращенный
вариант сказки возможно использовать
при проведении математических досугов,
а также для занятий с детьми в семье. Чтение можно повторить
через два-три месяца.
6. Целесообразно по ходу
чтения дидактической сказки
дать возможность ребенку практически
действовать с наглядным материалом,
опытным путем находить решения,
обсуждать прочитанное, анализировать
все высказанные варианты ответов,
с тем, чтобы он сам видел
возможность отвергнуть неверный
способ решения.
7. Читая сказку,
не следует торопить события
и давать готовый ответ. Там,
где ребёнку предлагается помочь
героям выполнить то или иное
задание, необходимо сделать паузу
в чтении.
8. Задания, которые предлагаются
воспитателем в контексте дидактической
сказки, могут меняться в зависимости
от уровня развития ребенка
и поставленных задач.
9. Следует осуществлять
индивидуальную работу, которая
заключается в подборе объема
и степени сложности упражнений
для каждого ребёнка. Например,
одни дети достаточно быстро
воспринимают и реализуют математическую
задачу, другим для понимания
сущности требуется предварительная
инсценировка ситуации, а некоторым
детям необходимы многократные
пробующие действия в предметно-игровой
обстановке; одни дети сразу выполняют
действия в уме, другие выполняют
задачу поэтапно, фиксируя и проговаривая
процесс достижения результата.
10. При формировании элементарных
математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста
можно использовать дидактические
сказки, разработанные З.А. Михайловой
[23]. Познавательный материал в этих сказках
содержит задания по темам «Количество и счет», «Состав
числа из двух меньших чисел», «Сложение
и вычитание», «Деление целого числа на
равные части», «Величина», «Ориентировка
во времени», «Ориентировка в пространстве».
Содержание дидактических сказок представлено
в приложении Б.
Сказка «Как Топ
учился математике» позволяет углубить
представление детей о количественном
и порядковом счете, о закономерностях построения
числового ряда, понимание, что последующее
число отличается от
предыдущего на единицу. Персонажи сказки
приглашают маленьких слушателей поиграть
с ними, знакомят с правилами, дают детям
разные задания. Таким образом, ребенок
как бы включается в сказочное действие.
История про «Женькины
игры» предлагает детям различные проблемные ситуации, в
которых необходимо определить и оценить величину предметов.
Участвуя в играх вместе с героем истории,
дети узнают способы непосредственного
и опосредованного (с помощью мерки) сравнения
величины предметов;
В сказке «Помоги
Незнайке найти дорогу» воспитанники
вместе с персонажами учатся определять
направление от себя и использовать слова
«направо, налево», что чаще всего вызывает
у них трудность. Занимательный сюжет
и желание помочь Незнайке (объяснить,
нарисовать, как идти, показать стрелкой)
активизируют знания детей.
В сказке «В гостях
у Гнома-часовщика, или История
о том, как не опоздать в школу» в
занимательной форме рассказывается о
различных видах часов. Без назидательности
сказка знакомит детей с определением
времени по часам. Ее можно использовать
в работе с теми детьми, которые хорошо
овладевают представлениями по математике
и проявляют интерес к часам. Познавательный
материал позволяет уточнить, углубить
знания детей. По ходу чтения сказки необходимо
обсуждать прочитанное, обращаться к практическому
опыту детей, вспоминать, какие виды часов
встречаются. После чтения можно предложить
детям нарисовать разные виды часов: напольные,
настенные, электронные, башенные, песочные
и т.д., сделать «музей часов». Обычно дети
проявляют большой интерес к такого рода
занятиям и охотно отображают в рисунках
содержание сказки.
Слушая сказку
«Догадайся сам», ребята учатся рассуждать,
они используют уже
имеющиеся знания при решении различных
заданий на сообразительность. Прежде
чем прочитать детям, как ответили на вопрос герои сказки,
необходимо дать им возможность и время
самим найти правильный
ответ.
Заключение
Проанализировав психолого-педагогическую
литературу по данной проблеме, мы сделали
вывод о том, что предматематическая
подготовка дошкольников по своему содержанию
не исчерпывается развитием представлений
о числах и простейших геометрических
фигурах, обучением счету, сложению
и вычитанию, измерению. Не менее
важным является развитие математического
мышления дошкольников, умение рассуждать,
аргументировать, доказывать правильность
выполнения действий.
Под математическим развитием
дошкольников следует понимать сдвиги
и изменения в познавательной
деятельности личности, которое происходит
в результате формирования элементарных
математических представлений и
связанных с ними логических операций.
Изучая специфику формирования
элементарных математических представлений
у дошкольников, Н.И. Непомнящая, А.М.
Леушина,
Е.И. Щербакова и др. выявили, что дети этого
возраста начинают оперировать математическими
понятиями.
Ведущими методами формирования
математических представлений являются
практические. Большое внимание уделяется
созданию условий для самостоятельной
математической деятельности детей.
Одним из эффективных средств
формирования математических представлений
у детей старшего дошкольного
возраста является использование дидактических
сказок, так как основной акцент делается
не на запоминании математической информации,
а на ее понимании, сознательном и активном
усвоении. Увлекшись, дошкольники не замечают,
что учатся, развиваются, познают.
В ходе эмпирического исследования
мы выявили относительно равнозначное
количество детей старшего дошкольного
возраста с высоким, средним и низким уровнем
сформированности элементарных математических
представлений: 40 %, 27 %, 33 % соответственно.
В связи с этим на основе
анализа психолого-педагогической
и методической литературы нами составлены
методические рекомендации для воспитателей
дошкольных образовательных учреждений
по формированию элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного
возраста с использованием дидактических
сказок.
Таким образом, цель нашего
исследования достигнута, задачи решены.
Библиографический
список
- Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество / Д. Альтхауз. – М.: Просвещение, 1984. –39 с.
- Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
- Березина, Р.Л., Данилова, В.В., Рихтерман, Т.Д. и др. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Р.Л. Березина, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
- Блехер Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы: Число, величина, форма, пространство и время. - М.: Учпедгиз, 1948.
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
- Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2000. – 432 с.
- Волковский, Д.Л. Руководство к Детскому миру в числах /
Д.Л. Волковский // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4- 6. – СПб.: ЛНПК АРК, 1994. – С.19-23
- Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2004. - 91 с.
- Дети у истоков математики: методика обучения математики / Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова. – М.: А.П.О., 1994. – 96 с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224с.
- Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 1997. - 175 с.
- Жикалкина, Т.К. Игровые и занимательные задания по математике / Т.К. Жикалкина. – М.: Просвещение, 1989. – 47 с.
- Зайцев, Н. А. Письмо. Чтение. Счет / Н. А. Зайцев. – СПб., 1997. – 224с.
- Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольника / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; под ред. Л.Г. Нисканен.- М.: Академия, 2002. - 208 с.
- Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
- Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. -80 с.
- Коменский, Я.А.Материнская школа / Я.А. Коменский // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4- 6. – СПб.: ЛНПК АРК, 1994. – С. 5
- Костюк Т.С. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика 1988. – 297с.
- Лай, В.А. Руководство к первоначальному обучению арифметике / В.А. Лай // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4- 6. – СПб.: ЛНПК АРК, 1994. – С.13-19.
- Лебединцева К.Ф. Развитие числовых представлений в раннем детстве. – Киев, 1973. – 245с.
- Леушина, А.М. Математические знания и их роль в умственном развитии / А.М. Леушина // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4- 6. – СПб.: ЛНПК АРК, 1994. – С.65-75
- Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 320 с.
- Математика от трёх до семи / Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. –СПб.: Акцидент, 1997. – 176 с.
- Менчинская Н.А. Психология обучения арифметике. АПН РСФСР. М.: Педагогика, 1955. – 154с.
- Метлина, Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
- Михайленко, Н Я., Короткова, Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Просвещение, 1994. – 134 с.
- Михайлова, З. А., Непомнящая, Р. Л. Полякова, М. Н. Теории и технологии развития математических представлений детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2008. – с.
- Михайлова, З.А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. – М.: Просвещение , 1990.- 94 с.
- Михайлова, З.А., Непомнящая, Р.Л. Развитие речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая // Дошкольное воспитание. -1989 - №1. – С.48.
- Монтессори, М. Дом ребенка. Обучение нумерации и введение в арифметику / М. Монтессори // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4- 6. – СПб.: ЛНПК АРК, 1994. – С.11-13
- Морозова, М., Тихеева, Е. Счет в жизни маленьких детей / М.Морозова, Е. Тихеева // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4- 6. – СПб.: ЛНПК АРК, 1994. – С.31-38.
- Нищева, Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-пресс, 2003. – 16 с.
- Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. –104 с.
- Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1996. – 79 с.
- Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / М. Н. Перова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1996. - 144 с.
- Песталоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих детей / И.Г. Песталоцци // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4- 6. – СПб.: ЛНПК АРК, 1994. – С. 6
- Пиаже, Ж. Как дети образуют математические понятия / Ж. Пиаже // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4- 6. – СПб.: ЛНПК АРК, 1994. – С.. 45-50
- План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду / Под ред. З.А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997. – 221 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208с.
- Пигулевская З.В. Счет в детском саду». М.: Педагогика, 1953. – 258с.
- Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей старшей группы детского сада / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.Т. Гризик. - М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
- Развитие. Программа /Л.А. Венгер, О.Н. Дьяченко, Е.Л. Агаева. – М.: Новая школа, 1994. – 54 с.
- Сербина, Е.В. Математика для малышей: мл. разновозрастная группа: кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Сербина. М.: Просвещение, 1992. – 80 с.
- Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1993. – 95 с.
- Соловьева, Е. В. Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе Радуга / Е. В. Соловьева. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 157 с.
- Столяр, А.А. Давайте поиграем / А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1991.–80с.
- Толстой, Л.Н. Азбука / Л.Н. Толстой // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4- 6. – СПб.: ЛНПК АРК, 1994. – С.9
- Ушинский, К.Д. О первоначальном обучении счету / К.Д. Ушинский // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4- 6. – СПб.: ЛНПК АРК, 1994. – С.8
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
- Фребель, Ф. Воспитание человека / Ф. Фребель // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4- 6. – СПб.: ЛНПК АРК, 1994. – С.9
- Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.А. Агаевой. - М., 1991.- 64 с.
- Шаталова, Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития мате<span class="Normal__Char" style="