Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 10:52, дипломная работа
Цель исследования: изучить дидактические основы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок.
Объект исследования: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дидактические сказки будут являться эффективным средством формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, если:
- их содержание отражает все основные математические категории (количество, величина, форма, пространство, время);
- дети становятся активными участниками развертывающихся в них событиях.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 7
1.1. Проблема формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Методы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 16
1.3. Значение дидактических сказок в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 21
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
2.1. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок 31
Заключение 35
Библиографический список 377
В нашем эмпирическом исследовании мы ставили целью определить уровень сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад Росинка» города Абакана. В исследовании приняло участие 30 детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста были использованы диагностические задания, разработанные В.П. Новиковой. Диагностические задания были направлены на выявление следующих математических представлений:
- количественных;
- о величине предметов;
- геометрических;
- пространтсвенных;
- о времени.
Диагностические задания
Задание 1. Выявление умения считать в пределах 10. Воспитатель предлагает ребёнку посчитать до 10.
2. Выявление умения узнавать цифры в пределах 10. Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры то 1 до 0, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (6, 8, 4, 7)
3. Выявление умения соотносить
цифру с количеством предметов.
Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать
8 игрушек, а затем обозначить это количество
цифрой.
4. Выявление умения отсчитывать количество на 1 больше или меньше. Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать ёлочек на одну больше или меньше, чем грибочков, и т.п.
5. Выявление умения составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счёт. В ряд выкладываются овощи. Воспитатель предлагает ребёнку, сказать из каких овощей составлена группа, которая по счёту морковка, картошка и т.д., считать по порядку.
6. Выявление умения сравнивать две группы предметов. На столе стоят 5 больших матрёшек и 5 маленьких. Воспитатель предлагает ребёнку, сказать каких матрёшек больше.
7. Выявление умения сравнивать предметы по длине, раскладывать до 5 предметов в возрастающем (убывающем) порядке, выражать в речи соотношение между ними (длиннее - короче). Воспитатель задаёт вопрос: Одинаковы ли полоски по длине? Предлагает ребёнку разложить по возрастанию (убыванию). Назови их.
8. Выявление знаний о геометрических фигурах, умения их классифицировать. На столе лежат разные геометрические фигуры. Воспитатель задаёт вопросы: Сколько треугольников (четырёхугольников, квадратов и т.д.)? Назови зелёные фигуры (красные, синие)? После выполнения задания ребёнок должен рассказать, какими признаками обладают фигуры, расположенные на столе.
9. Выявление умений
10. Выявление знаний о
днях недели. Воспитатель предлагает
ребёнку назвать дни недели
по порядку, затем сказать
Оценка результатов
1 балл – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
0,5 балла – ребенок
справляется с заданием с
0 баллов – ребенок не справляется с заданием.
На основании выделенных показателей мы условно обозначили уровни сформированности элементарных математических представлений: высокий, средний и низкий. Полученные результаты отражены в таблице 1 и рисунке 1, а также в приложении А.
Таблица 1
Показатели уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Показатели |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
Количественные представления |
13 |
43 |
7 |
23 |
10 |
34 |
Представления о величине |
13 |
43 |
8 |
27 |
9 |
30 |
Геометрические представления |
14 |
47 |
8 |
27 |
8 |
26 |
Пространственные представления |
15 |
50 |
7 |
23 |
8 |
27 |
Представления о времени |
15 |
50 |
6 |
20 |
9 |
30 |
Рисунок 1. Показатели уровня сформированности элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Полученные результаты свидетельствуют о том, что с низким уровнем сформированности элементарных математических представлений выявлено 10 детей, что составляет 33 %, 8 детей имеют средний уровень, что составляет 27%, высокий уровень имеют 12 детей, что составляет 40 %.
Качественный анализ полученных данных показал, что дети с высоким уровнем сформированности элементарных математических представлений самостоятельно считают, уменьшают и увеличивают число на единицу, сравнивают группы предметов. Имеют представления о порядковом и количественном назначении числа. Устанавливают связи между числом, цифрой, количеством. Оперируют свойствами предметов (длина). Имеют чёткие представления о геометрических фигурах. Самостоятельно осуществляют классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживают логические связи и отражают их в речи. Легко и свободно ориентируются в пространстве и времени.
Дети со средним уровнем
сформированности элементарных математических
представлений правильно
Дети с низким уровнем сформированности элементарных математических представлений выделяет количественные отношения на основе сравнения предметов, чисел. Оперируют свойствами предметов (длина), но выкладывают неправильную последовательность предметов по величине в возрастающем и убывающем порядке. Классифицирует геометрические фигуры, величины по 1-2 свойствам. Логические связи не устанавливает. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств. Путается в определении временных и пространственных отношений.
На данном этапе эксперимента мы также проанализировали:
- программу «Радуга», по которой работает детский сад;
- планы воспитательно-
- уголок математического развития.
Математический блок программы «Радуга», который представлен в обобщенном виде, разработан Е.В. Соловьевой.
Цель: развитие интеллекта ребёнка и его творческих способностей.
Задачи:
-сформировать у детей
математические представления,
-формировать начальные чертёжные навыки;
-развивать логическое мышление.
По содержанию обучение детей математике отличается от традиционного, большим объёмом знаний, обучение умственным операциям: классификация, сериация.
Для детей старшего дошкольного возраста задачи обучения представлены тремя уровнями:
1 – для всех детей;
2- для более способных
детей (уровень знаний
3-для одарённых детей.
Содержание математического развития включает следующие разделы:
- количество и счёт;
- величина;
- форма;
- ориентировка в пространстве и во времени;
- логика.
В старшей группе закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени; формируются умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Особое внимание уделяется развитию логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Анализ планов воспитательно-образовательной
работы с детьми показал, что воспитатели
планируют работу по формированию элементарных
математических представлений во всех
формах организации образовательного
процесса: в непосредственно
Содержание математического уголка соответствует возрасту, уровню развития детей и программным задачам группы. В старшей группе имеется счетный материал, логические игры, игры на развитие памяти, внимания, игры для упражнения детей в сравнении величин.
На момент эмпирического исследования в группе оформлена информация для родителей: памятка «С математикой в путь!», в которой отражены рекомендации по организации в домашних условиях дидактических развивающих игр, элементарного экспериментирования.
Таким образом, по результатам эмпирического исследования можно констатировать, что выявлено примерно равнозначное количество детей старшего дошкольного возраста с высоким, средним и низким уровнем сформированности элементарных математических представлений.
Полученные результаты эмпирического исследования показали необходимость составления методических рекомендаций для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для формирования полноценных математических представлений у старших дошкольников очень важно наряду с другими формами и методами использовать дидактическую сказку. Жанр дидактической сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию, и математическое содержание, а сам сюжет и сказочные персонажи привлекают детей. Слушая увлекательную историю и переживая с героями все их необыкновенные приключения, дети в тоже время упражняются в решении целого ряда сложных математических задач, учатся рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.
В связи с этим на основе
анализа психолого-
1. Очень важно, чтобы
в сказочных сюжетах были
2. В сюжет дидактической
сказки следует включать
3. Необходимо, чтобы дидактические
сказки имели действия