Дидактические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 10:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить дидактические основы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок.
Объект исследования: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дидактические сказки будут являться эффективным средством формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, если:
- их содержание отражает все основные математические категории (количество, величина, форма, пространство, время);
- дети становятся активными участниками развертывающихся в них событиях.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 7
1.1. Проблема формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Методы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 16
1.3. Значение дидактических сказок в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 21
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
2.1. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок 31
Заключение 35
Библиографический список 377

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ НА ПЕЧАТЬ.docx

— 155.75 Кб (Скачать файл)

2.1. Определение  уровня сформированности элементарных  математических представлений у  детей старшего дошкольного возраста

 

В нашем эмпирическом исследовании мы ставили целью определить уровень  сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад Росинка» города Абакана. В исследовании приняло участие 30 детей старшего дошкольного возраста.

Для определения уровня сформированности элементарных математических представлений  у детей старшего дошкольного  возраста были использованы диагностические  задания, разработанные В.П. Новиковой. Диагностические задания были направлены на выявление следующих математических представлений:

- количественных;

- о величине предметов;

- геометрических;

- пространтсвенных;

- о времени.

Диагностические задания

Задание 1. Выявление умения считать в пределах 10. Воспитатель предлагает ребёнку посчитать до 10.

2. Выявление умения узнавать цифры в пределах 10. Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры то 1 до 0, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (6, 8, 4, 7)

3. Выявление умения соотносить цифру с количеством предметов.  
Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать 8 игрушек, а затем обозначить это количество цифрой.

4. Выявление умения отсчитывать количество на 1 больше или меньше. Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать ёлочек на одну больше или меньше, чем грибочков, и т.п.

5. Выявление умения составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счёт. В ряд выкладываются овощи. Воспитатель предлагает ребёнку, сказать из каких овощей составлена группа, которая по счёту морковка, картошка и т.д., считать по порядку.

6. Выявление умения сравнивать две группы предметов. На столе стоят 5 больших матрёшек и 5 маленьких. Воспитатель предлагает ребёнку, сказать каких матрёшек больше.

7. Выявление умения сравнивать предметы по длине, раскладывать до 5 предметов в возрастающем (убывающем) порядке, выражать в речи соотношение между ними (длиннее - короче). Воспитатель задаёт вопрос: Одинаковы ли полоски по длине? Предлагает ребёнку разложить по возрастанию (убыванию). Назови их.

8. Выявление знаний о геометрических фигурах, умения их классифицировать. На столе лежат разные геометрические фигуры. Воспитатель задаёт вопросы: Сколько треугольников (четырёхугольников, квадратов и т.д.)? Назови зелёные фигуры (красные, синие)? После выполнения задания ребёнок должен рассказать, какими признаками обладают фигуры, расположенные на столе.

9. Выявление умений ориентироваться  в пространстве. Воспитатель предлагает  ребёнку сказать, что находиться  справа, слева, впереди, сзади,  наверху, внизу). Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.

10. Выявление знаний о  днях недели. Воспитатель предлагает  ребёнку назвать дни недели  по порядку, затем сказать какой  сегодня, был вчера, будет завтра.

Оценка результатов 

1 балл – ребенок самостоятельно  справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

0,5 балла – ребенок  справляется с заданием с дозированной  помощью взрослого или со второй  попытки. 

0 баллов – ребенок  не справляется с заданием.

На основании выделенных показателей мы условно обозначили уровни сформированности элементарных математических представлений: высокий, средний и низкий. Полученные результаты отражены в таблице 1 и рисунке 1, а также в приложении А.

Таблица 1

Показатели уровня сформированности элементарных математических представлений  у детей старшего дошкольного  возраста

Показатели

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Абсолютное число

%

Абсолютное число

%

Абсолютное число

%

Количественные  представления

13

43

7

23

10

34

Представления о величине

13

43

8

27

9

30

Геометрические  представления

14

47

8

27

8

26

Пространственные  представления

15

50

7

23

8

27

Представления о времени

15

50

6

20

9

30


Рисунок 1. Показатели уровня сформированности элементарных

математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

 

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что с низким уровнем сформированности элементарных математических представлений выявлено 10 детей, что составляет 33 %, 8 детей имеют средний уровень, что составляет 27%, высокий уровень имеют 12 детей, что составляет 40 %.

Качественный анализ полученных данных показал, что дети с высоким  уровнем сформированности элементарных математических представлений самостоятельно считают, уменьшают и увеличивают  число на единицу, сравнивают группы предметов. Имеют представления  о порядковом и количественном назначении числа. Устанавливают связи между  числом, цифрой, количеством. Оперируют  свойствами предметов (длина). Имеют  чёткие представления о геометрических фигурах. Самостоятельно осуществляют классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживают логические связи и отражают их в  речи. Легко и свободно ориентируются  в пространстве и времени.

Дети со средним уровнем  сформированности элементарных математических представлений правильно определяют совокупность предметов на основе счёта, сравнивают числа, уменьшают и увеличивают  число на единицу, считают, соотносят количество предметов с цифрой. Оперируют свойствами предметов (длина), но испытывают некоторые трудности в выкладывании сериационного ряда. Осуществляют классификацию фигур по 1-2 свойствам, самостоятельно выделяют признак (основание), по которому можно классифицировать, но затрудняются в высказываниях, пояснениях; прибегают к помощи взрослого для выражения в речи логических связей. Имеют представления о временных и пространственных отношениях.

Дети с низким уровнем  сформированности элементарных математических представлений выделяет количественные отношения на основе сравнения предметов, чисел. Оперируют свойствами предметов (длина), но выкладывают неправильную последовательность предметов по величине в возрастающем и убывающем порядке. Классифицирует геометрические фигуры, величины по 1-2 свойствам. Логические связи не устанавливает. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств. Путается в определении временных и пространственных отношений.

На данном этапе эксперимента мы также проанализировали:

- программу  «Радуга», по которой работает детский  сад;

- планы воспитательно-образовательной  работы;

- уголок математического  развития.

Математический блок программы  «Радуга», который представлен в  обобщенном виде, разработан Е.В. Соловьевой.

Цель: развитие интеллекта ребёнка  и его творческих способностей.

Задачи:

-сформировать у детей  математические представления, в  том числе через такие понятия,  как цвет, количество, размер;

-формировать начальные  чертёжные навыки;

-развивать логическое  мышление.

По содержанию обучение детей  математике отличается от традиционного, большим объёмом знаний, обучение умственным операциям: классификация, сериация.

Для детей старшего дошкольного  возраста задачи обучения представлены тремя уровнями:

1 – для всех детей;

2- для более способных  детей (уровень знаний повышается);

3-для одарённых детей.

Содержание математического  развития включает следующие разделы:

- количество и счёт;

- величина;

- форма;

- ориентировка в пространстве и во времени;

- логика.

В старшей группе закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени; формируются умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Особое внимание уделяется развитию логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Анализ планов воспитательно-образовательной  работы с детьми показал, что воспитатели  планируют работу по формированию элементарных математических представлений во всех формах организации образовательного процесса: в непосредственно образовательной  деятельности и в ходе режимных моментов. В плане освещены обучающие, воспитательные и развивающие задачи по ФЭМП, материалы  и оборудование для занятий. При  формировании элементарных математических представлений воспитатели используют в основном игровые ситуации, дидактические  игры и упражнения. 

Содержание математического  уголка соответствует возрасту, уровню развития детей и программным  задачам группы. В старшей группе имеется счетный материал, логические игры,  игры на развитие памяти, внимания, игры для упражнения детей в сравнении  величин.

На момент эмпирического  исследования в группе оформлена  информация для родителей: памятка  «С математикой в путь!», в которой  отражены рекомендации по организации  в домашних условиях дидактических  развивающих игр, элементарного  экспериментирования.

Таким образом, по результатам  эмпирического исследования можно  констатировать, что выявлено примерно равнозначное количество детей старшего дошкольного возраста с высоким, средним и низким уровнем сформированности элементарных математических представлений.

 

2.2. Методические  рекомендации для воспитателей  дошкольных образовательных учреждений  по формированию элементарных  математических представлений у  детей старшего дошкольного возраста  с использованием дидактических  сказок

 

Полученные результаты эмпирического  исследования показали необходимость  составления методических рекомендаций для воспитателей дошкольных образовательных  учреждений по формированию элементарных математических представлений у  детей старшего дошкольного возраста.

Для формирования полноценных  математических представлений у  старших дошкольников очень важно  наряду с другими формами и  методами использовать дидактическую  сказку. Жанр дидактической сказки позволяет соединить в себе и  собственно сказку, и проблемную ситуацию, и математическое содержание, а сам  сюжет и сказочные персонажи  привлекают детей. Слушая увлекательную историю и переживая с героями все их необыкновенные приключения, дети в тоже время упражняются в решении целого ряда сложных математических задач, учатся рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

В связи с этим на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами составлены методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок.

1. Очень важно, чтобы  в сказочных сюжетах были зашифрованы  ситуации и проблемы, которые  переживает в своей жизни каждый  человек (жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление  себя, борьба со злом). Все это делает восприятие познавательного материала непринужденным и доступным для детей.

2. В сюжет дидактической  сказки следует включать разнообразные  математические представления: количественные, геометрические, пространственные  и временные, представления о  величинах и их измерении. Героями  могут выступать не только  разные герои простых сказок, но и  различные цифры, геометрические  фигуры.

3. Необходимо, чтобы дидактические  сказки имели действия приключенческого  характера, усложненные разнообразными  испытаниями, математического характера,  которые должен выполнить персонаж  вместе с маленькими слушателями.

Информация о работе Дидактические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста