Дидактические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 10:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить дидактические основы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок.
Объект исследования: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дидактические сказки будут являться эффективным средством формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, если:
- их содержание отражает все основные математические категории (количество, величина, форма, пространство, время);
- дети становятся активными участниками развертывающихся в них событиях.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 7
1.1. Проблема формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Методы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 16
1.3. Значение дидактических сказок в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 21
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
2.1. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических сказок 31
Заключение 35
Библиографический список 377

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ НА ПЕЧАТЬ.docx

— 155.75 Кб (Скачать файл)

Теория и практика обучения накопили определенный опыт использования  разных методов в работе с детьми дошкольного возраста. В период становления  общественного дошкольного воспитания на развитие методики формирования элементарных математических представлений оказали  влияние методы обучения математике в начальной школе. Работая с  дошкольниками, Е.И.Тихеева внесла много  нового в разработку методов обучения детей, составленные ею игры- занятия  сочетали в себе слово, действие и  наглядность. По ее мнению, дети до семи лет должны учиться считать в  процессе игры и повседневной жизни. Игру как метод обучения Е.И.Тихеева  предлагала вводить по мере того, как  то или другое числовое представление  уже «излечено детьми из самой  жизни» [31].

В 30-40-е годы идею использования  игр в обучении дошкольников счету  обосновывала Ф.Н.Блехер. Позднее существенный вклад в разработку дидактических  игр и включение их в систему  обучения дошкольников началам математики внесли Т.В.Васильева, Т.А.Мусейибова, А.И.Сорокина, Л.И.Сысуева, Е.И.Удальцова и другие. 

Начиная с 50-х годов  в  обучении детей все чаще начинают использоваться практические методы. А.М.Леушина рассматривала практические методы в системе словесных и наглядных методов. Она доказала, что именно с практических действий с предметными множествами начинается знакомство детей с элементарной математикой [21].

Анализ методической литературы (А.М. Леушина, А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, А.В. Белошистая и др.) показал, что  в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников используется разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные. В предматематической подготовке дошкольников данные методы применяются комплексно, что позволяет достигать наилучших результатов. Но в формировании математических представлений ведущим принято считать практический метод, т.к. наиболее соответствует возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников [22, 2, 49, 53].

Сущностью практических методов (игры, упражнения, опыты, продуктивная деятельность) является выполнение детьми действий, состоящих из ряда операций. Например, счет предметов: назвать числительные по порядку, соотносить каждое числительное с отдельным предметом, показывая на него пальцем или останавливая на нем взгляд, последнее числительное соотносить со всем количеством, запоминать итоговое число.

Практические методы характеризуются  прежде всего самостоятельным выполнением  действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления  о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широкое  использование приобретенных умений в других видах деятельности.

Однако, по мнению А.М. Леушиной, излишнее использование практических методов, задержка на уровне практических действий могут отрицательно сказаться на развитии ребенка [22].

Наглядные и словесные  методы в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют  практическим методам. К наглядным  методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей. К словесным методам относятся  рассказывание, беседа, объяснение, пояснение, словесные дидактические игры. Часто  на одном занятии используются разные методы в разном сочетании.

Составные части метода называются методическими приемами. Основными  из их, используемыми на занятиях по математике, являются: накладывание, прикладывание, дидактические игры, сравнения, указания, вопросы к детям, обследования и  т.д.

Между методами и методическими  приемами, как  известно, возможны взаимопереходы. Так, дидактическая игра может быть использована как метод, особенно в  работе с младшими детьми, если воспитатель  с помощью игры формирует знания  и умения, но может – и как  дидактический прием, когда игра используется, например, с целью повышения активности детей («Кто быстрее?», «Наведи порядок» и др.) [22].

Широко распространен  методический прием – показ. Этот прием является демонстрацией, он может  характеризоваться как – наглядно- практически- действенный. К показу предъявляются определенные требования: четкость и расчлененность; согласованность  действия и слова; точность, краткость, выразительность речи.

Одним из существенных словесных  приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит  выполнить детям. В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей  группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.

Особое место в методике обучения математике занимают вопросы  к детям. Они могут быть репродуктивно-мнемическиие, репродуктивно- познавательные, продуктивно-познавательные. При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них  характерны логическая последовательность и разнообразие формулировок. В процессе обучения  должно быть оптимальное  сочетание репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возврата детей, изучаемого материала. Вопросы  ценны тем, что обеспечивают развитие мышления. Следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

Система вопросов и ответов  детей в педагогике называется  беседой. В ходе беседы воспитатель  следит за правильным использованием детьми математической терминологии, за грамотностью их речи, сопровождая  ее различными пояснениями. Благодаря  пояснениям уточняются непосредственные восприятия детей. Например, воспитатель  учит детей обследовать геометрическую фигуру и при этом поясняет: «Возьмите  фигуру в левую руку – вот так, указательным пальцем правой руки обведите, покажите стороны квадрата, они одинаковы. У квадрата есть углы. Покажите углы». Или другой пример. Воспитатель учит детей измерению, показ практических действий сопровождает пояснениями, как следует наложить меру, обозначить  ее конец, снять ее, снова наложить. Потом показывает и рассказывает, как подсчитываются меры.

Чем старше дети, тем больше значение в их обучении имеют проблемные вопросы и проблемные ситуации. Проблемные ситуации возникают тогда, когда:

- связь между фактом  и результатом  раскрывается  не сразу, а постепенно. При  этом возникает вопрос «Почему  так происходит?» (опускаем разные  предметы в воду: одни тонут,  а другие – нет);

-  после изложения некоторой  части материала ребенку необходимо  сделать предложение (эксперимент  с теплой водой, таянием льда, решение задач);

- для понятия факта  необходимо сопоставить его с  другими фактами, создать систему  рассуждений, т.е. выполнить некоторый  умственные операции (измерение  разными мерами, счет группами  и др.).

Многочисленные экспериментальные  исследования Т.Д. Рихтерман, О.А. Фунтиковой и др. доказали, что при выборе  метода выжжен учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения. При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приемами используются наглядные и практические [27].

Таким образом, при формировании элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста в рациональном сочетании применяются практические, словесные и наглядные методы.

 

 

1.3. Значение дидактических  сказок в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

 

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений - важнейшая  часть их общей подготовки к школе. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы. Решая разнообразные  математические задачи, дети проявляют  волевые усилия, приучаются действовать  целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. Когда идет речь о дошкольнике, то необходимо иметь в виду, что математику следует связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказка – это его жизнь.

Сказка –  универсальное средство. Она имеет  воспитательный, образовательный и  развивающий потенциал и очень  ценна для педагогов. Предметом  повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные и страшные события; действие же имеет  приключенческий характер. Это в  значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая  трудные препятствия, всегда достигает  своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого  жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы [46].

В детском  саду работа поставлена так, что сказка присутствует на многих занятиях: развитие речи, рисование, лепка. Поэтому эти  занятия интересны и увлекательны. Но дидактические сказки также можно  использовать и при формировании элементарных математических представлений у детей.

По мнению З.А. Михайловой, дидактическая сказка - самая простая и ненавязчивая, цель которой - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен выполнить. Главными героями сказки являются дети или сказочные персонажи, а также математические объекты [28].

Дидактические сказки должны соответствовать следующим  критериям:

- отсутствие  содержательных математических  ошибок;

- завершенность  сюжета;

- последовательность  и логичность изложения;

- оригинальность  сюжета.

Дидактические сказки при формировании элементарных математических представлений у  дошкольников, как считает З.А. Михайлова, выполняют различные функции  в образовательном процессе:

- организационную  - привлечение внимания к изучаемым  объектам, повышение интереса к  учебному материалу;

- содержательную - углубление понимания отдельных  свойств изучаемого объекта, сообщение  дополнительных сведений о нем;

- контролирующую - корректное выявление имеющихся  недочетов в усвоении материала,  степени и глубины его усвоения;

- мотивационную  - повышение уровня мотивации  в изучении математики.

В дидактических (обучающих) сказках изучаемый материал подается в яркой и образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира [27].

В своей работе воспитатель должен использовать несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки, учитывать возрастные особенности детей, а также математическое содержание:

- форма;

- величина;

- ориентировка  в пространстве и времени;

- совершенствование  навыков счёта;

- моделирование      и     т.д.      удивительно      легко вписываются в сказочные сюжеты.

Перед тем, как  приступить к формированию элементарных математических представлений с использованием дидактической сказки, с детьми нужно провести подготовительную работу: перечитывать сказки детям или слушать в записи (аудиокассеты), инсценировать сказку или часть её в каком-либо виде театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке как о литературном произведении, можно приступить к наполнению её математическим содержанием, стараться, чтобы задания, задачи, загадки, стихи, физкультминутки и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.

Несмотря  на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними нелегко, дети очень любят «сказочные»  занятия, так как по ходу сюжета дидактической сказки герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь им, и дети становятся непосредственным участниками сказки.

Формирование  математических представлений с  использованием дидактических сказок проходит живо и весело, так как нет объяснения нового материала, а все задания даются на закрепление ранее пройденного. Здесь не обязательно знать, а можно подумать и разгадать секрет, догадаться. Большинство заданий на смекалку и сообразительность.

Воспитателю нужно стараться не давать много индивидуальной работы, допускаются ответы хором, спонтанные ответы, рабочий шум. Если дети не могут найти правильный ответ, поисковыми вопросами воспитателю нужно подводить к догадке или выводу.

Нужно использовать красочные, необычные пособия, «волшебные мешочки», корзинки, сундучки, шкатулки, письма от сказочных героев, шишки, жёлуди, камешки, ракушки, «волшебные» клубочки и т.д.

Эти занятия, помимо закрепления собственно математических знаний, помогают развитию у детей  наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают  словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.

Итогом работы является выработка у ребёнка  умения самому находить ответ на вопросы:

-   Как  изменить;

-   Смоделировать;

-   Сгруппировать;

-   Составить;

-   Отыскать

-   Отгадать;

-   Раскрыть  секрет.

Дети учатся логически мыслить, а процесс  обучения становится интересным и совсем не трудным.

Обыгрывая сказочные персонажи, дети более увлечены заданием, повышается интерес, внимание. Отсюда следует, что материал усваивается лучше. Ребёнок слушает дидактическую сказку, рассматривает картинки, выполняет разнообразные математические задания - всё это способствуют развитию математических способностей, памяти и мышлению.

Таким образом, дидактическая сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста, т.к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблем, которые очень переживаются детьми. Также во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко.

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности элементарных математических представлений  у детей старшего дошкольного  возраста

Информация о работе Дидактические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста