Дискуссия как метод активного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Современное правовое образование рассматривается как условие формирования таких качеств и способностей выпускников, которые позволили бы ему в условиях постоянно меняющегося мира занять активную жизненную позицию, принимать решения и нести за них ответственность. В формировании этих качеств и способностей помогает учебная дискуссия.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………..6
1.1.Классификация активных методов обучения…………………….6
1.2.Характеристика современных видов групповых дискуссий…………...…………....………………………………………………16


ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИСКУССИИ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ
2.1.Особенности планирования и проведения дискуссии на уроке правовых знаний……………………………………………………………….34
2.2.Методика проведения дискуссии на уроке по праву в период прохождения педагогической практики в общеобразовательном учреждении……………………………………………………………………...44


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Файлы: 1 файл

дипломная по дискуссси2003.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………..6

1.1.Классификация активных методов обучения…………………….6

1.2.Характеристика современных видов групповых дискуссий…………...…………....………………………………………………16

 

 

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИСКУССИИ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ

2.1.Особенности  планирования и проведения дискуссии  на уроке правовых знаний……………………………………………………………….34

2.2.Методика проведения дискуссии на уроке по праву в период прохождения педагогической практики в общеобразовательном учреждении……………………………………………………………………...44

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….56

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное правовое образование рассматривается как условие формирования таких качеств и способностей выпускников, которые позволили бы ему в условиях постоянно меняющегося мира занять активную жизненную позицию, принимать решения и нести за них ответственность. В формировании этих качеств и способностей помогает учебная дискуссия.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога  и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

Актуальность использования дискуссии на уроке в последние годы возрастает в связи с распространением информационно-коммуникативных технологий. Многие старшеклассники сегодня долгие часы проводят за компьютерами дома, попадают в сферу виртуального общения и, таким образом, лишаются связи с реальным миром, что влечет за собой неадекватное восприятие сверстников и взрослых, их проблем, ценностей, а также в крайних своих проявлениях сформировавшаяся компьютерная зависимость может привести к разрушению личности. Обучение приемам ведения дискуссии с реальным или предполагаемым оппонентом, способствует формированию умения понять позицию «другого», встать на его место, признать или корректно отвергнуть мнение оппонента способствует развитию толерантного мышления и качеств личности, способной жить в обществе.

В педагогическом смысле дискуссия — это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися. Дискуссия используется как способ развития критического мышления учащихся, формирования их коммуникативной и информационной культуры. В мировом педагогическом опыте получил распространение ряд приемов организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся: пресс-конференции, «круглые столы», форумы, дебаты, брифинги. Это перечень различных способов обсуждения, хотя в практике они нередко обозначаются одним и тем же словом — «дискуссия».

Метод дискуссии предполагает создание ситуаций решения собственно-коммуникативных задач. Коммуникативное взаимодействие и сотрудничество - это всегда всестороннее обсуждение общего для всех предмета познавательной активности. К совокупности коммуникативно-познавательных задач можно отнести широкий спектр моделирования ситуаций в рамках дебатов, диспутов, конференций и различных интервью. Дискуссия развивает умения логически и критически мыслить, умение организовать свои мысли, владение устной речью, риторические умения, способность работать в группе, способность сосредотачиваться на сути проблемы, умение держаться на публике.

Дискуссионные групповые методы - это группа активных методов обучения, пришедших на смену уже сложившимся традиционным, поскольку в их основе лежит доминирующая продуктивная деятельность. На современном этапе требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты». Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели  в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с операционными, личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека. Таким образом, одной из главных задач учителя на уроке является развитие у учащихся самостоятельного, критического мышления, так как обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни. Педагогу необходимо активно осваивать и применять методы, которые способствуют формированию таких качеств как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Дискуссионные методы обучения создают особую среду взаимодействия, где ученик может быть активным и компетентным.

Недостаточная разработанность особенностей организации дискуссии в правовом обучении общеобразовательного учреждения, возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость этой проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Дискуссия как метод группового взаимодействия на уроках права».

Цель исследования состоит в решении поставленной проблемы: выявить и теоретически обосновать эффективность организации и проведения дискуссии как метода группового взаимодействия правового обучения.

Объект исследования – дискуссия как метод правового обучения.

Предмет исследования – процесс организации и проведения дискуссии по праву в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

  1. провести теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы с целью выявления классификации активных методов обучения;
  2. дать характеристику современных видов  групповых дискуссий, а также технику их организации;
  3. Выявить особенности планирования и проведения дискуссии на уроке правовых знаний.
  4. Описатьметодику проведения дискуссии на уроке по праву в период прохождения педагогической практики в общеобразовательном учреждении.

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме), эмпирические (наблюдение).

Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Классификация активных методов обучения

Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Активные методы обучения (от лат. aktivus - деятельный) - форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать нестандартные задачи. Цель обучения - не просто знания, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся [3, с.38].

Известно, что одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний - это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого. Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности учеников, чем традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека запечатлеется до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает [10, с.88].

Основатель советской школы психологической установки Д.Н.Узнадзе, в своих теоретических выкладках, писал: «основное место в учении занимает не продукт, предоставляемый нам в качестве конкретного навыка или знания конкретного ее содержания, а развитие в определенном направлении сил учащегося. Основное в учении не конкретный навык или знание, а развитие сил, участвующих в процессе учения» [15, с.105].

Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.

Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, выделяя разное количество групп и по-разному компонуя содержание соответствующих групп методов.

Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока: а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-терапию [21, с.78].

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые при6емы и процедуры, тренинги в активном режиме. 

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие [31, с.93]. 

По численности участвующихвыделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

Воронова А.А. выделяет три основных типа методов:

  • Метод анализа конкретных ситуаций. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой: ситуация - иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала; ситуация - упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы; ситуация - оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее; ситуация - проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
  • Социально-психологический тренинг, где тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъект - субъектный характер общения участников.
  • Игровое моделирование или имитационные игры. Игры (имитационные) подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений. Цель игротехника: организация деятельности участников игры, направленную на выработку решения проблемы.

Мы будем придерживаться следующей классификации активных методов обучения, предполагающей членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых [31, с.115].

1.Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.

2.Игровые методы (деловые, организационно-деятльностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.

Информация о работе Дискуссия как метод активного обучения