Дискуссия как метод активного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Современное правовое образование рассматривается как условие формирования таких качеств и способностей выпускников, которые позволили бы ему в условиях постоянно меняющегося мира занять активную жизненную позицию, принимать решения и нести за них ответственность. В формировании этих качеств и способностей помогает учебная дискуссия.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………..6
1.1.Классификация активных методов обучения…………………….6
1.2.Характеристика современных видов групповых дискуссий…………...…………....………………………………………………16


ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИСКУССИИ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ
2.1.Особенности планирования и проведения дискуссии на уроке правовых знаний……………………………………………………………….34
2.2.Методика проведения дискуссии на уроке по праву в период прохождения педагогической практики в общеобразовательном учреждении……………………………………………………………………...44


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Файлы: 1 файл

дипломная по дискуссси2003.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Дискуссия «Что было бы, если...»

В данном случае выступающие считают юридические события, факты, процессы предполагаемыми, возможными или желательными. Отметим, что само применение сослагательного наклонения в преподавании права достаточно спорно, у него есть как сторонники, так и противники. Но этот вид дискуссии интересен именно своей неоднозначностью. Важно, чтобы в результате дискуссии школьники осознали, что право предоставляет возможность выбора, а анализ несостоявшихся вариантов правового развития может быть достаточно интересен.

Либеральный клуб

Либеральный клуб — более свободная форма дискуссии, которая используется как первое приближение к теме, как способ определить «поле проблем». Высказаться могут все желающие. Для Либерального клуба необходимы ведущий (учитель или наиболее подготовленный ученик), репортёр, хронометрист, эксперты.

Ведущий предоставляет слово участникам дискуссии, экспертам, задаёт необходимые вопросы, следит за тем, чтобы каждый желающий имел возможность высказаться, толерантно руководит дискуссией, если атмосфера накаляется, подводит итоги дискуссии. «Репортёр» записывает аргументы на больших листах бумаги, для того чтобы участники дискуссии могли обратиться к ним в нужный момент. В качестве экспертов можно пригласить педагогов и родителей. Это могут быть историки, юристы, экономисты, представители власти и общественных организаций. В конце Либерального клуба, когда выскажутся все желающие, может быть проведён опрос при помощи карточек разного цвета. Ведущий раздаёт участникам дискуссии карточки с заданием написать ответ на поставленный вопрос.

Таким образом, могут высказать своё мнение те, кто не принимал непосредственного участия в обсуждении.

Интересной формой проведения Либерального клуба является ролевой Либеральный клуб. Учащиеся разбиваются на группы, в которых проходит предварительное обсуждение основного вопроса дискуссии. Затем каждая группа получает определённую роль и готовит выступление от имени какого-либо человека. Выступает один учащийся от группы. Проведение ролевого Либерального клуба позволяет его участникам рассмотреть проблему в разных аспектах, увидеть плюсы и минусы того или иного её решения. При этом задача учителя — предложить учащимся интересные, нестандартные роли. Например, при проведении урока обществознания в форме Либерального клуба на тему «В выборе профессии выпускники должны руководствоваться потребностями региона» учащимся было предложено выступить от имени «старушки на скамейке», «местного хулигана», «родителя выпускника гимназии», «директора крупного предприятия». Учебная дискуссия эффективна на уроках права, истории и обществознания.

 

2.2.Методика проведения  дискуссии на уроке по праву в период прохождения педагогической практики в общеобразовательном учреждении

В процессе прохождения педагогической практики следует обратить внимание на то, как в школе практически решается система планирования и проведения дискуссии на уроках правовых знаний.

Студентам в школе необходимо ориентироваться не только на опыт учителя, за которым студент закреплен, но и знакомиться с опытом тех учителей, у которых накоплен положительный опыт в решении тех или иных проблем обучения и воспитания. Для этого надо использовать и открытые уроки и материалы деятельности школьных методических объединений (стенды, доклады учителей и т.д.). Важным условием приобретения правовых знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие учащихся в образовательном процессе.

Педагогическая практика будет эффективнее, если студенты убедятся  в актуальности и практической реализуемости того, что изучается на учебных занятиях.

В период педагогической практики нами были проведены самые разнообразные типы уроков по правовой тематике, в ходе которых применялись различные формы дискуссий,  например: урок-соревнование «Права несовершеннолетних», урок-конференция «Проблемы уголовного права» и др. В качестве примера приведем разработку урока-дискуссии по трудовому праву, который мы проводили в период прохождения педагогической практики в общеобразовательных школах г.Махачкалы:

Тема урока: «Труд: право или обязанность?»

Цель — способствовать формированию представлений у учащихся о трудовых правах несовершеннолетних.

Задачи:

1.Определить характеристики труда с применением норм российского трудового права.

2.Формировать у учащихся понимание своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности и обязанности.

3.Определить основные права несовершеннолетнего работника, льготы и гарантии.

Этапы подготовки и проведения дискуссии:

-подготовительный   этап:    выбор   темы (может быть предложена самими учащимися), определение проблемы, подбор материалов для разных групп, на основе которых можно отстаивать свою позицию, обзорная лекция по трудовому праву;

-проведение самой дискуссии: формирование групп (можно их определить самому учителю или дать возможность учащимся объединиться в соответствии со своими предпочтениями), введение в проблему, обсуждение проблемы (до этого необходимо познакомить учащихся с правилами ведения дискуссии), подведение содержательных итогов;

-рефлексия учащихся и учителя (что удалось и что осталось «за кадром», обсуждение работы в группах).

Для проведения данного урока необходимо заранее познакомить учащихся с трудовым правом, Трудовым кодексом и трудовыми правами несовершеннолетних работников.

Класс разделен на три группы, каждая группа получает отдельное задание. Для работы каждая группа получает следующие документы: Конституцию РФ, статьи из Трудового кодекса (265 - 271), работу Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», выдержки из документов об основных и дополнительных гарантиях трудовых прав несовершеннолетних.

План урока:

1.Определение понятия  «труд».

2.Дискуссия «Труд: право или обязанность?»

3.Труд несовершеннолетних:

а)определение возраста несовершеннолетних работников;

б)социальные гарантии несовершеннолетних.

4.Решение правовых задач по данной теме.

Ход урока:

Вступление:

На протяжении тысячелетий человечество шло по пути развития и совершенствования орудий труда, чтобы с их помощью создавать для людей блага. В процессе совместного труда люди распределяют между собой трудовые функции, операции, совместно используют машины, оборудование и другие средства производства. Отношения, в которые люди вступают в процессе трудовой деятельности, регулируются нормами трудового права.

Наш урок посвящен труду и трудовым отношениям, в которые может быть вовлечен любой из нас.

Тема урока и проблема, которую мы будем обсуждать — «Труд: право или обязанность?»

Перед обсуждением данной темы нужно определить понятие «труд».

Человек и общество могут потреблять лишь то, что создано трудом. Чем выше организация труда, его техническая оснащенность, тем богаче общество. Все великие открытия, весь научно-технический прогресс общества, цивилизации — это результат большого труда многих поколений людей.

Что же такое труд?

Учащимся предлагается обсудить цитаты, выбрав из них ту, которая более всего соответствует собственному представлению о труде:

-Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость. (Цельс А.К.)

-Будем трудиться, потому что труд — это отец удовольствия. (Стендаль)

-Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.(Чехов А.П.)

-Приучайся к неутомимой деятельности. (Суворов А. В.)

-Слова были и остаются пустым звуком; и, служа идеалу лишь на словах, погибнуть за него невозможно. Но личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью. (Эйнштейн А.)

Можно провести голосование за каждую из предложенных цитат. А затем попросить комментария от тех, чей выбор оказался наибольшим и наименьшим. Далее предлагается сформулировать собственное определение труда, которое затем можно сравнить с одним из словарных.

Определения труда:

1)труд — это планомерная сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления;

2)труд — это процесс целесообразной деятельности человека, совокупность всех физических и умственных способностей людей, которые они используют в производстве материальных и духовных ценностей;

3)труд — это средство поддержания жизни и удовлетворения основных потребностей человека;

4)труд — это любая  интеллектуальная или физическая  деятельность человека, направленная на получение благ или оказание услуг.

Возможный вывод: труд - это...

-средство для поддержания жизненных потребностей человека;

-средство для развития творческого потенциала человека;

-способ   достижения   жизненных   благ, карьеры, социального статуса;

-способ участия в развитии общества;

-потребность и способ самореализации;

-право, предоставленное обществом (им можно воспользоваться, если есть необходимость и потребность);

-обязанность, возлагаемая на человека государством, семьей.

Учитель подводит итог обсуждения (можно отметить, что труд — и средство, и способ, и потребность, и право, и обязанность). Труд — это осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Что такое труд — право или обязанность?

Для доказательств учащимся предлагается использовать документы, которые лежат у них на столе (выдержки из Конституции РФ и Трудового кодекса).

Задание 1-й группе: докажите, что труд - это право.

Задание 2-й группе: докажите, что труд - это обязанность.

Задание 3-й группе: подготовьте аргументы в защиту и первой и второй точек зрения, чтобы продвигать дискуссию, если аргументы одной или второй стороны окажутся исчерпанными.

Вывод: по Конституции РФ труд...

свободен

безопасен доброволен

оплачиваем

предполагает право на отдых и на разрешение споров.

Обсуждение ситуации: После окончания школы самая активная участница театрального кружка Маша Новикова попыталась поступить в театральный институт, но неудачно. Нигде не работая, она дни напролет сидела дома, читая книги и журналы, смотрела телевизор и слушала музыку. Родители пытались устроить ее на работу почтальоном, секретарем в одну из контор поблизости, но она отказывалась, отвечая, что согласно Конституции труд в нашей стране свободен и доброволен. Кроме того, в России принудительный труд запрещен.

Кто прав в данной ситуации: Маша или ее родители?

Обсуждение ситуации проходит с использованием Трудового кодекса РФ.

Обсудив ситуацию, переходим к правам несовершеннолетних.

Общий вопрос для всех групп: «Какие права имеет работающий несовершеннолетний?» Для ознакомления учащимся предлагаются материалы приложения № 1.

На этом этапе обсуждаются ситуации, в которые попали старшеклассники, работая летом, и закрепляются статьи кодекса о труде и защите прав несовершеннолетних.

В качестве закрепления предлагается решить задачи:

1.Петя Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку и переехать за город вместе с детским садом. Петя отказался.

Законно ли распоряжение заведующей?

Ответ: распоряжение заведующей является незаконным (ст.72 ТК РФ).

2.Катя Семенова после школы устроилась в почтовое отделение доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск, поскольку ее мама приобрела 2 туристические путевки, и она хотела бы отдохнуть. Начальник почтового отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск надо еще заработать.

Законен ли отказ?

Ответ: нет (ст.267 ТК РФ).

3.После окончания школы Костя Албашев поступил на работу в ресторан учеником повара. После двухнедельной стажировки администрация ресторана обратила внимание на его умение ладить с людьми и хорошие манеры и с его согласия перевела его на должность официанта.

Информация о работе Дискуссия как метод активного обучения