Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 01:29, курсовая работа
Актуальность исследования. Современное правовое образование рассматривается как условие формирования таких качеств и способностей выпускников, которые позволили бы ему в условиях постоянно меняющегося мира занять активную жизненную позицию, принимать решения и нести за них ответственность. В формировании этих качеств и способностей помогает учебная дискуссия.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………..6
1.1.Классификация активных методов обучения…………………….6
1.2.Характеристика современных видов групповых дискуссий…………...…………....………………………………………………16
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИСКУССИИ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ
2.1.Особенности планирования и проведения дискуссии на уроке правовых знаний……………………………………………………………….34
2.2.Методика проведения дискуссии на уроке по праву в период прохождения педагогической практики в общеобразовательном учреждении……………………………………………………………………...44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………
В педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся. В процессе обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование ценностных ориентиров.
Применение дискуссионных методов способствует частичному или полному решению следующих задач:
-осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;
-развитие самостоятельного мышления учащихся, предполагающая знание и учет различных, зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства (идеи превосходства какой-либо концепции);
-выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;
-развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;
-развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;
-развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, слушать, не перебивая, вести полемику;
-развитие умения работать в группе единомышленников;
-способность продуцировать множество решений;
-формирование навыка говорить кратко и по существу;
-развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту;
-формирование личностной гражданской позиции.
Поэтому чаще дискуссионные методы применяются в процессе преподавания общественных гуманитарных дисциплин.
Установлено, что эффективность дискуссии значительно выше при условии принятия участниками определенных правил общения, их содержание и количество может значительно изменяться в зависимости от конкретной формы организации дискуссии.
М. В. Кларин, Н. Энкельманн предлагают следующий перечень правил ведения дискуссии:
Классифицировать формы групповой дискуссии можно по разным основаниям [23, с.46].
Так, по степени структурированности выделяют:
По предмету обсуждения дискуссии делят (Н. В. Семилет) [31, с.121]:
Еще одним критерием классификации дискуссионных методов выступает форма организации дискуссии. Согласно этому признаку можно выделить множество видов дискуссий. Перечислим некоторые из них:
Этот список не являются исчерпывающим. Помимо перечисленных существуют более формализованные виды групповых дискуссий: учебная и ролевая, брейнсторминг (мозговая атака, мозговой штурм); анализ конкретных ситуаций; метод круглого стола и др. Остановимся на некоторых из них более подробно[31].
Учебная дискуссия
Это вид дискуссии, предметом обсуждения которой является определенный аспект изучаемого материала (например, сравнение теоретических подходов к одному вопросу, анализ механизмов какого-либо явления, вероятность разрешения актуальных проблем, стоящих перед современной наукой, возможности прикладного использования некоторых теоретических положений, выводов и др.).
Учебная дискуссия достаточно формализована, ее применение в учебном процессе чаще всего требует серьезной предварительной подготовки со стороны участников, самостоятельного изучения проблемы (учебники, монографии, научные статьи, ресурсы Интернета).
В отличие от дискуссии на «жизненные» темы у участников чаще наблюдается пассивная позиция, проявляется неуверенность, боязнь оценки со стороны ведущего (преподавателя). Зачастую у участников отсутствует личная заинтересованность в дискуссии, т. к. тема обсуждения обладает недостаточной мотивационной силой (одно дело обсуждать проблему гражданских браков и совсем другое — проблему развития гражданского общества).
В ходе учебной дискуссии предусматривается разрешение учебной проблемы, осуществляемое в условиях контроля и со стороны ведущего, и самих участников дискуссии. Характер обсуждения проблемы, способов поведения, сложившихся взаимоотношений в ходе учебной дискуссии также могут быть подвергнуты анализу и обсуждению.
Цели учебной дискуссии:
-освоение нового материала, систематизация имеющихся знаний, формирование собственной позиции к изучаемому материалу;
-овладение логическим анализом, умениями формулировать проблему, аргументировать, доказывать истинность или ложность суждений, выделять сущностно важное и второстепенное и на основе этого приходить к продуктивным выводам;
-освоение социально ценных способов общения, что предполагает научение умению слушать и понимать другого, пониманию того, что большинство проблем имеет многозначные решения [4].
Процедура проведения дискуссии на учебном занятии включает три этапа.
Первый из них - вступительный - помимо обозначения темы дискуссии, основных вопросов для обсуждения и цели занятия, в обязательном порядке предусматривает актуализацию знаний обучающихся, создание дискуссионной ситуации, постановку проблемы (этот этап занимает больше времени, чем в «обычной» дискуссии). Для повышения мотивации участников рекомендуется применение аудио-, видео и других материалов, показывающих актуальность приобретаемых знаний в личной жизни или будущей профессиональной деятельности.
Второй – основной - включает непосредственное обсуждение заявленной проблемы, в ходе которого всесторонне рассматриваются различные точки зрения, концепции, существующие теоретические позиции, участники выражают свое отношение к ним. Если это необходимо, ведущий может дополнить дискуссию имеющимся у него материалом. Организация этого этапа может быть различна (предварительные обсуждения в подгруппах, представляющих разные теории, оппозиционные друг к другу; выступление с обоснованием своей позиции каждого участника и т.д.).
На заключительном этапе проводится анализ хода дискуссии, обобщение ее результатов, оценка степени реализации поставленных задач, анализ выступлений и поведения участников, ошибок и затруднений, возникших в ходе дискуссии.
Рекомендации ведущему учебной дискуссии:
-учебная дискуссия не гарантирует от ошибок и заблуждений учащихся;
-желательно следовать в обсуждении
материала за участниками,
а не навязывать им тот порядок дискуссии,
который является главным
и правильным с точки зрения преподавателя,
в то же время необходимо следить за тем,
чтобы дискуссия велась в рамках обозначенной
темы
и предложенных вопросов для обсуждения;
-старайтесь «уходить» от многословного обсуждения маловажных вопросов;
-подкрепляйте теоретические идеи иллюстрациями их возможностей прикладного использования, «практичности»;
-несмотря на то, что руководителю дискуссии известны содержание обсуждаемых явлений, пути решения проблем, он не должен прямо обнаруживать это знание; целесообразнее задавать вопросы, делать отдельные замечания, уточнять основные положения докладчика, фиксировать противоречия в суждениях и т. п.
Ролевая дискуссия
Ролевая дискуссия
- это вид дискуссии, в котором обсуждение
участниками предложенной темы происходит
в соответствии
с выбранной (или назначенной)
ролью, а не собственной позицией.
При проведении ролевой дискуссии акцент смещается с решения обозначенной проблемы или нахождения единого мнения по обсуждаемым вопросам на развитие коммуникативных умений через разыгрывание предложенных ролей.
Участники могут выбирать роли по желанию или их распределение может быть организовано по жребию, или руководитель сам решает, кому какую роль целесообразнее поручить.
В последнем случае ведущий может руководствоваться как сходством роли с жизненной позицией члена группы, так и ее различием. В первом случае это позволяет участнику осознать свои стереотипы в поведении, во втором — попробовать себя в новой непривычной роли, расширить ролевой репертуар поведения, развить необходимые коммуникативные навыки.
Ситуация самостоятельного выбора ролей участниками может быть использована руководителем для диагностики как процессов групповой динамики (выявляются лидеры и исполнители других типичных функций), так и индивидуальных достижений участников группы.
Можно использовать следующие роли: ведущий, оппонент, логик, психологи, эксперт.
Ведущий получает все полномочия по организации дискуссии, поручает кому-либо из членов группы сделать доклад по проблеме, руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств и опровержений, строгостью использования понятий и терминов, корректностью отношений и т. д.
Оппонент воспроизводит процедуру оппонирования, принятую среди исследователей. Он должен не только воспроизвести основную позицию докладчика, продемонстрировав тем самым ее понимание, найти уязвимые места или ошибки и предложить свой собственный вариант решения.
Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика и оппонентов, уточняет определения понятий, анализирует ход доказательств и опровержений, правомерность выдвижения гипотез и т. д.
Психолог отвечает за организацию продуктивного общения и взаимодействия, добивается согласованности совместных действий, доброжелательности отношений, не допускает превращения дискуссии в конфликт, сглаживая резкие мнения, обращаясь к шутке, следит за правилами ведения диалога.
Эксперт оценивает продуктивность всей дискуссии, правомерность выдвинутых гипотез и предположений, сделанных выводов, высказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения, дает характеристику хода общения участников дискуссии и т. д.
В многочисленной группе возможен вариант введения любых дополнительных ролевых позиций, если это оправдано целями и содержанием дискуссии. Целесообразно вводить не одинарные, а парные роли (два ведущих, два логика, два эксперта и т. д.), менять их местами с тем, чтобы как можно большее число участников получили соответствующий опыт.
Остальные участники дискуссии действуют соответственно собственным взглядам на предмет обсуждения, предпочитаемым стилям поведения. Они следят за ее ходом, могут задавать вопросы докладчику, оппоненту, рецензенту, активно включаться в общение на любом этапе дискуссии, высказывают свои мнения и оценки, критические замечания по предмету спора, могут делать замечания по отношению к любому выступающему и задающему вопросы, дополняют выступающего.
Содержание этапов ролевой дискуссии несколько отличается от классического варианта, описанного выше: