Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 01:29, курсовая работа
Актуальность исследования. Современное правовое образование рассматривается как условие формирования таких качеств и способностей выпускников, которые позволили бы ему в условиях постоянно меняющегося мира занять активную жизненную позицию, принимать решения и нести за них ответственность. В формировании этих качеств и способностей помогает учебная дискуссия.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………..6
1.1.Классификация активных методов обучения…………………….6
1.2.Характеристика современных видов групповых дискуссий…………...…………....………………………………………………16
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИСКУССИИ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ
2.1.Особенности планирования и проведения дискуссии на уроке правовых знаний……………………………………………………………….34
2.2.Методика проведения дискуссии на уроке по праву в период прохождения педагогической практики в общеобразовательном учреждении……………………………………………………………………...44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………
Так, на подготовительном этапе в задачи ведущего добавляется определение ролей, которые планируется использовать, их содержание, количество, возможность дублирования, оформляются карточки с описанием роли. Участники также могут быть ознакомлены с предназначенной для них ролью заранее, чтобы иметь возможность подготовиться к обсуждению, продумать свои действия, высказывания.
Вводная часть дискуссии помимо основных моментов должна содержать знакомство всей группы с теми ролями, которые будут разыгрывать члены группы в обсуждении, их распределении, пояснении характера действий каждой роли. Кроме этого, внимание участников акцентируется на том, что основная цель дискуссии — не решение поставленной проблемы или нахождение приемлемого для всех мнения по спорному вопросу, а развитие коммуникативных навыков, умения ставить себя в позицию другого человека, действовать в соответствии с ролью.
В процессе обсуждения (на основном этапе) ведущий должен следить за точностью выполнения ролей, чтобы участники не «выпадали» из них и не переходили на субъективную позицию.
На завершающем этапе после подведения общих итогов дискуссии, ведущий предлагает участникам высказать свои мнения по поводу удачности собственного исполнения роли, своих ощущений, переживаний, мыслей в процессе дискуссии, комфортности/не комфортности пребывания в ней, а также дать обратную связь другим членам группы по поводу их органичности выполнения предложенных ролей или напротив несостоятельности.
Модификацией ролевой дискуссии является дискуссия со скрытыми ролями. Целью данной дискуссии является расширение репертуара не просто знаемых, но и реально освоенных ролей, которые может принимать участник дискуссии сознательно для более продуктивного поиска выхода из ситуации спора, развитие умения распознавать играемые или навязываемые человеку роли.
При этом возможны два варианта организации обсуждения.
В первом варианте дискуссия проводится по методу аквариума, из группы приглашаются пять человек. Они располагаются внутри основного круга, образуемого всей группой, остальные члены группы наблюдают. Таким образом, пять действующих лиц находятся в центре внимания группы, словно в аквариуме.
При этом роль, которую необходимо исполнить, сообщается участнику конфиденциально, на персональных карточках, показывать полученные инструкции никому нельзя.
Для «наблюдателей» зачитываются роли и их содержание, но не указывается кто из внутреннего круга какую роль будет играть.
Роли могут быть следующими:
-организатор - обеспечивает выявление всех позиций, побуждает высказываться еще не высказавшихся, задает уточняющие вопросы, заинтересован ходом дискуссии, подводит промежуточные и окончательные итоги, свою позицию высказывает последним;
-спорщик — «я спорю потому, что я спорю», — встречает в штыки любое предложение, любое высказывание;
-оригинал - время от времени выдвигает неожиданные, парадоксальные, одному ему понятные предложения, связь которых с существом обсуждения не всегда ясна, вмешивается в общий ход разговора не менее трех, но не более пяти раз. В общем споре участвует вяло;
-заводила - с самого начала стремится захватить инициативу в обсуждении, склонить группу к своему мнению. Не склонен кого-либо слушать, если мнение человека не совпадет с его идеями, эмоционален, напорист;
-соглашатель - соглашается со всеми, первым поддерживает любое высказывание. Для него главное не поиск наилучшего решения, а мирное бесконфликтное общение участников дискуссии.
Игровой момент состоит
в том, чтобы группа догадалась о роли,
которую исполнял участник. Тему для обсуждения
можно выбрать любую, лучше, чтобы она
содержала полемический аспект, была известна
всем участникам и не требовала дополнительной
подготовки. Далее разворачивается сама
дискуссия, в ходе которой каждый участник
должен пребывать и действовать в рамках
предложенной ему роли. Обсуждение может
быть прервано по истечении отведенного
на него времени (в данном случае нет необходимости
обязательно решить проблему или прийти
к общему мнению).
В данном варианте проведения дискуссии главным является не основной этап (собственно дискуссия), а завершающий, поэтому его реализации должно быть уделено основное внимание.
Ведущему желательно придерживаться следующей последовательности шагов:
Результатом подобного
обсуждения становится понимание, осмысление,
лично окрашенное вчувствование, связанное с реально действующим
лицом, конкретным участником состоявшейся
дискуссии. У одного полученная роль может
выйти особенно удачно, у другого - не получиться,
и, кроме того, неизбежно выступает разница
в представлениях индивида
о самом себе и группы
о нем.
Часто возможны ситуации несовпадения собственной оценки успешности осуществления роли с оценкой, выданной группой. Представления о своих возможностях, эффективности привычного поведения в ситуациях экспрессивного общения, которым является дискуссия, становятся у многих участников более адекватными.
Скрытые роли участникам дискуссии выдаются такие, которые для них конкретно чужды и трудны в исполнении. Тяготеющие к доминированию получают роль соглашателя, легко внушаемы, быстро поддающийся чужому влиянию и авторитету участник дискуссии получает роль спорщика. Переживания участников-исполнителей в этом случае имеют самостоятельную ценность, прежде всего для них самих.
Во втором варианте, наоборот, все участники
знают о роли, которую отвел всем и каждому
организатор-ведущий. Они не осведомлены
лишь
о своей собственной
роли в дискуссии. Ситуация складывается
так, что группа как бы навязывает человеку
какой-то конкретный образ. Участник дискуссии
вынужден понять, за кого его принимает
большинство коллег.
Этот вариант предпочтительнее использовать в небольших группах (5-6 человек), каждому участнику дискуссии выдаются карточки с перечисленными именами всех дискутирующих с указанием роли, которую должен играть каждый, кроме собственной.
После того, как улажены все организационные вопросы (участники рассажены в круг, каждый ознакомился с ролями своих товарищей, темой обсуждения), участники приступают непосредственно к дискуссии. На первых минутах обычно чувствуется некоторое напряжение, растерянность участников, т. к. неизвестно, что делать, как себя вести, какую роль играть.
Однако уже после нескольких
высказываний группа втягивается
в обсуждение и понимает,
как «заставить» человека играть ту или
иную роль (например, «Аня, ну что ты молчишь,
начинай», «Толя, что-то разговорился»,
«ну вот, Алексей как всегда оригинальничает»).
На завершающем этапе
участники сообщают свои предположения
о том, какая роль им
предназначалась, по каким высказываниям
они это поняли, комфортно или нет они
чувствовали себя в данной роли, какие
переживания были в этот момент. После
того как все выскажутся, ведущий зачитывает
роли каждого участника. В заключение
подводятся итоги обсуждения.
Ценность данного варианта дискуссии заключается в том, что он наглядно показывает участникам процессы групповой динамики, механизмы «навязывания» ролей.
Круглый стол
Это вид дискуссии, применяемый для обсуждения сложных многоаспектных проблем с участием приглашенных ведущих специалистов, располагающихся за столом по кругу.
Этот вариант дискуссии
получил свое название благодаря
пространственной организации: участники
рассаживаются за круглым столом или несколько
столов расставляются кругом. Такое расположение
создает менее формальную обстановку,
возможность для личного включения
каждого в общение,
повышает мотивацию участников, включает
невербальные средства общения, способствует
возрастанию активности, увеличению количества
высказываний.
Но все-таки главной и отличительной чертой этой дискуссии является приглашение на нее специалистов разного профиля, компетентных в данной теме.
Круглый стол предъявляет
свои требования и к приглашенным
специалистам. Они
должны быть не только крупными теоретиками
или практиками в своей области, но и прежде
всего людьми, умеющими изложить как можно
больше информации за короткий отрезок
времени,
а также умеющими анализировать
и синтезировать свои мысли в доступной
для обучаемых форме.
Целью использования метода круглого стола является всесторонне глубокое рассмотрение актуальной проблемы путем ее свободного группового обсуждения.
Рассматриваемые темы обычно носят междисциплинарный характер.
Проведение круглого стола требует
серьезной подготовительной
работы как со стороны
ведущего, так и со стороны участников,
в т. ч. приглашенных гостей. Ведущий намечает
тему обсуждения, вопросы, подлежащие
рассмотрению, регламент встречи, порядок
выступлений; связывается со специалистами,
компетентными в данных вопросах, согласовывает
с ними тему их выступления, его краткое
содержание, отведенное на это время, доводит
до них регламент всей встречи, его цели
и задачи, предполагаемый
результат. При необходимости руководитель
дает задания обучаемым подготовить сообщения
по одному из вопросов круглого стола.
Если по результатам дискуссии планируется
принять общее решение, ведущий готовит
его проект.
Вводная часть как обычно начинается со вступительных слов ведущего, где обозначается тема дискуссии, вопросы, подлежащие рассмотрению, регламент встречи, далее происходит представление участников (желательно, чтобы рядом со специалистами стояли таблички с указанием персональных данных).
Основная часть дискуссии может начинаться классически: с заслушивания кратких вводных сообщений специалистов и обучаемых по сути проблем с изложением различных точек зрения; или, например, с показа видеофрагмента конкретной ситуации иллюстрирующей проблему, задающей актуальность беседе. Также возможен вариант блицопроса обучаемых по кругу интересующих их вопросов, или работа может начаться с вопросов к приглашенным специалистам. После того как высказались все специалисты и другие участники, дискуссия переходит в фазу свободного полилога, когда каждый может озвучить свою точку зрения, уточнить, задать вопрос или развить чью-то позиции. В это время происходит выработка согласованных позиций, поиск точек соприкосновения мнений.
На завершающем этапе ведущий подводит итоги обсуждения, обобщает выступления, зачитывает проект решения, которое еще может быть уточнено и доработано. Утверждение решения, как правило, осуществляться голосованием, его текст доводится до общественности (это может быть публикация, приказ, разработанный документ, концепция, программа действий).
В настоящее время метод круглого стола широко применяется при проведении научных конференций, симпозиумов, обучающих семинаров, а также в процессе подготовки межведомственных проектов, программ по решению актуальных социальных вопросов.
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИСКУССИИ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ
2.1.Особенности
планирования и проведения
В эпоху глобальных проблем и новейших технологий большую эффективность имеет проблемное обучение. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления [26].
Одним из успешных методов проблемно-ориентированного подхода в обучении является дискуссия. Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. В педагогическом смысле дискуссия — это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися. Дискуссия используется как способ развития критического мышления учащихся, формирования их коммуникативной и информационной культуры.