Дискуссия как метод активного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Современное правовое образование рассматривается как условие формирования таких качеств и способностей выпускников, которые позволили бы ему в условиях постоянно меняющегося мира занять активную жизненную позицию, принимать решения и нести за них ответственность. В формировании этих качеств и способностей помогает учебная дискуссия.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………..6
1.1.Классификация активных методов обучения…………………….6
1.2.Характеристика современных видов групповых дискуссий…………...…………....………………………………………………16


ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИСКУССИИ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ
2.1.Особенности планирования и проведения дискуссии на уроке правовых знаний……………………………………………………………….34
2.2.Методика проведения дискуссии на уроке по праву в период прохождения педагогической практики в общеобразовательном учреждении……………………………………………………………………...44


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Файлы: 1 файл

дипломная по дискуссси2003.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью, с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса — с другой. Формулировка проблемы, ее анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения.

 

Формы дискуссии

Групповые дискуссии:

Участвуют несколько групп по 3-5 человек. Каждая группа отстаивает свою точку зрения по заданной проблеме. На наш взгляд, при изучении права такую форму дискуссии более целесообразно использовать по следующим темам: «Уголовная ответственность», «Семейное право: права и обязанности родителей», «Право собственности», «Трудовое право» и т.д.

Индивидуальные дискуссии:

Каждый ученик индивидуально высказывает собственное мнение по теме, которая может стать предметом обсуждения (любая тема по праву может вызвать у учащегося живой интерес и мотивировать его к определению своей позиции, которую захочется обсудить).

Использование дискуссии на уроках права решает ряд проблем.

Во-первых, учащиеся оказываются перед необходимостью провести анализ правовой ситуации, в которую они сами могут попасть.

Во-вторых, школьники осознают потребность в сборе и анализе дополнительного материала, на основе которого смогут самостоятельно или в группе найти выход из сложившейся ситуации.

Наиболее рационально использовать дискуссию как форму обучения на повторительно-обобщающих уроках: пройденная тема дает обширную информацию для анализа, уточнения, выводов. Однако и уроки изучения нового материала также располагают возможностями для использования дискуссий. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов - лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой. Тогда как хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других [35].

Любую дискуссию необходимо начинать в хорошо подготовленной аудитории, каждый участник которой должен быть компетентным в обсуждаемой проблеме. Дискуссию хорошо применять в профильной школе в классах социально-гуманитарной направленности, так как дети более мотивированы и подготовлены и здесь дискуссия — это умение научиться творчески мыслить, проживать и принимать либо одну, либо другую сторону в обсуждаемой проблеме.

Педагоги знают, что процесс подготовки дискуссии вызывает массу затруднений. Одно из них связано с тем, что современные средства массовой информации способствуют формированию у учащихся так называемого «клипового мышления», не предполагающего глубокого проникновения в существо проблемы. Достижения информационно-коммуникативных технологий позволяют сделать дискуссию более эффективной в работе с современными школьниками: использовать материалы презентации, материалы Интернета, электронные словари, распечатки, электронный журнал.

При выборе дискуссионных методов для урока в старших классах учителю необходимо помнить о преимуществах проведения дискуссий, а также и о недостатках такой работы.

Преимущества дискуссии:

-привлекает к активному участию всех присутствующих;

-дает возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения;

-побуждает к самоанализу;

-предоставляет возможность использования дополнительных материалов;

-позволяет воспитывать терпимость, обучают слушать других;

-дает возможность собрать много аргументов «за» и «против».

Среди факторов углубленного изучения материала в ходе дискуссии обычно выделяются следующие:

1.Ознакомление каждого участника с информацией, которой владеют другие участники.

2.Допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете.

3.Возможность критиковать и опровергать любое из высказанных мнений.

4.Побуждение участников к поиску группового соглашения.                                 

Недостатки дискуссии:

-занимает много времени;

-требует четкой организации (предварительно объяснить правила, проинструктировать участников, следить за временем и т.д.);

-возможен риск перерастания дискуссии в конфликт;

-сложность в проведении оценивания (как индивидуальных выступлений, так и групповых).

Тем не менее, дискуссия на уроках права позволяет сформировать у учащихся:

1.Правовые компетенции, обеспечивающие им успешность в обществе.

2.Способности строить собственное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей.

3.Способности к всестороннему анализу правовых ситуаций.

Учащиеся приобретают навыки и умения:

-публичных выступлений;

-учебно-исследовательской деятельности;

-использования источников права;

-отстаивания собственных прав.

Дискуссионные формы активно применяются не только в процессе обучения и воспитания. Дополняя и развивая существующие технологии обучения, они становятся неотъемлемой составной частью непрерывного образования, популярным видом соревнования, интеллектуального времяпрепровождения, формой обсуждения как конкретных, так и глобальных проблем.

В современной школе дискуссия используется и как отдельный педагогический приём, и как подход к организации учебно-воспитательного процесса, и как образовательная модель. В процессе дискуссии, по мнению ряда исследователей (Ю.Б. Алёшиной, Ю.Н. Емельянова, B.C. Maгуна, М.В. Коротковой, М.В. Кларина, Л.А. Петровской, Л.Г. Павловой) наиболее полно представлена возможность:

-моделировать реальные жизненные проблемы, в том числе и особенно сложные, когда коллективное мышление становится основой большинства решений;

-вырабатывать у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими;

-продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;

- обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

Дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему. В дискуссии школьники овладевают ораторскими умениями, у них вырабатываются навыки устной речи, умения выступать публично.

Место дискуссии в учебном процессе зависит от того, как учитель использует дискуссию: как приём, как подход к организации учебного процесса или как целостную модель учебного процесса — «обучение через дискуссию», «воспитание через дискуссию». В учебном процессе дискуссионный подход можно использовать в различных формах: дебатов, диспутов, полемик, споров. Школьники при этом формулируют проблемы, ставя вопросы, аргументируют свою позицию, разрешают противоречия.

На уроках права и обществознания не должно быть абсолютных истин, как нет их в обычной жизни: знания в тексте учебника — это не абсолютная истина, а достижение сегодняшнего дня. Курсы права и обществознания предоставляют широкие возможности для применения различных форм дискуссии, поскольку в обществознании трудно найти тему, которая поддаётся однозначному толкованию. На уроках учебная дискуссия используется как отдельный элемент урока, как форма урока, как форма аттестации учащихся.

Как отдельный элемент урока учебная дискуссия особенно продуктивна для актуализации и систематизации знаний, обобщений, самостоятельной работы. Как форма урока дискуссия чаще всего применяется на итоговых занятиях и обобщающих уроках.

В зависимости от целей и задач на уроках права и обществознания используются различные виды дискуссии:

Классические дебаты

В дискуссии принимают участие две команды по три человека. Утверждающая команда защищает тему игры и приводит все возможные аргументы для того, чтобы убедить судей в правильности своей позиции. Отрицающая команда стремится доказать судье, что позиция утверждающей команды неверна или аргументация недостаточно убедительна. Вместе с аргументами команды должны представить судьям цитаты, статистику, конкретные факты, которые подтверждают аргументацию. В игре участвуют шесть человек, остальные могут быть судьями, участниками команд поддержки, «рецензентами».

 

 

Экспресс-дискуссия

Готовятся к дискуссии непосредственно на уроке. Источником аргументации и поддержки может быть материал учебника, рассказ учителя, дополнительная литература, предложенная учителем. Например, на уроке обществознания в 10-м классе по теме «Познание окружающего мира» провели экспресс-дискуссию между представителями сенсуализма и рационализма. В дискуссии участвовали два ученика, они представили аргументы в защиту позиции этих философских школ. Экспресс-дискуссия помогла понять различия между двумя ступенями познания окружающего мира, оценить значение научных споров для развития знаний об обществе. На уроке права в 10-м классе по теме «Политические режимы» провели экспресс-дискуссию на тему «Возникновение тоталитарных режимов было неизбежно». Дискуссия проводилась в заключительной части урока, когда школьники познакомились с понятием «тоталитаризм», особенностями и условиями его возникновения, сильными и слабыми сторонами тоталитарных режимов.

Разновидностью «экспресс-дискуссии» могут быть «мини-дебаты» — они не требуют много времени, чаще всего проводятся «один на один» (участвуют два ученика). Обычно в качестве темы урока берётся одна большая тема, которая затем дробится на несколько более мелких. По каждой из этих тем выступает одна пара спикеров, которые защищают противоположные точки зрения.

Дебаты помогают сделать выводы о противоречивости правовых процессов, неоднозначности оценок того или иного деятеля.

Дискуссия на основе изучения текстов (текстовая дискуссия)

Она проводится на основе изучения отрывков научных статей, монографий, философских текстов, научно-популярных публикаций. Класс делится на две части, учащиеся формулируют противоположные точки зрения по какой-либо проблеме. Участники дискуссии отстаивают ту или иную точку зрения, используя цитаты, факты, примеры из изученных текстов. Учитель может предложить для изучения текст, в котором представлена точка зрения одного автора на какую-либо проблему. Школьникам предлагается ответить на вопросы:

-С какими положениями текста вы согласны и почему?

-Какие идеи вы не поддерживаете? Аргументируйте свою позицию.

Проблемная дискуссия

Этот вид дискуссии предполагает, что учащиеся не ограничиваются фактами из какой-либо одной темы, а используют достаточно обширный материал из области права, социологии, политологии, философии и других наук; привлекает все известные им источники информации, в которых поднимается данная проблема. Проблемная дискуссия помогает учащимся научиться систематизировать материал, работать со сквозными темами, оперировать большим количеством фактов, цифр, использовать разные источники информации. Эта форма дискуссии требует длительной подготовки, используется на повторительно-обобщающих уроках, когда есть необходимость систематизировать большой объём знаний. Например, сквозной темой в обществознании может быть проблема глобализации современного мира. Использование этой формы дебатов позволяет обсудить экономический, философский, социальный, политический аспекты проблемы.

Дискуссия от имени... (ролевая дискуссия) В данном случае учащимся необходимо встать на позицию какого-либо конкретного лица или группы лиц. Можно использовать элементы научных споров, которые когда-то реально происходили, современных парламентских дискуссий. Эта форма дискуссии помогает снять некоторые ограничения у тех школьников, которые пока ещё не могут вынести собственную точку зрения на обсуждение всего класса. Необходимость высказаться от имени другого человека поможет им преодолеть неуверенность и страх перед аудиторией.

 

 

«Круглый стол»

Это одна из наиболее актуальных и распространённых в практике форм дискуссии. Ребята рассаживаются за столом лицом друг к другу. «Круглый стол» — это беседа, в которой участвуют 10-20 учеников. Ведёт дискуссию учитель либо хорошо подготовленный ученик. Школьники должны знать различные точки зрения на эту проблему, уметь излагать основное содержание правовой теории.

«Аквариум»

Участники дискуссии делятся на две или три группы, которые располагаются в аудитории по кругу. В каждой группе выбирается представитель, который будет высказывать мнение группы по главному вопросу дискуссии. Тема предлагается либо в начале дискуссии, либо до её начала. В первом случае члены «аквариума» в течение 15-20 минут обсуждают тему и вырабатывают общую точку зрения. Во втором случае участники имеют возможность обменяться мнениями до начала дискуссии. Представители групп собираются в центре и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая её позиции. Представители групп могут взять тайм-аут, чтобы проконсультироваться с остальными членами группы. Этот вид дискуссии использовался, например, на уроке права по теме «Избирательное право». Тема дискуссии — «Избирательное право не должно быть всеобщим». Участники каждой группы прорабатывали какой-либо избирательный ценз: возрастной, имущественный, половой и т.д.

Информация о работе Дискуссия как метод активного обучения