Дискуссия как метод активного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Современное правовое образование рассматривается как условие формирования таких качеств и способностей выпускников, которые позволили бы ему в условиях постоянно меняющегося мира занять активную жизненную позицию, принимать решения и нести за них ответственность. В формировании этих качеств и способностей помогает учебная дискуссия.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………..6
1.1.Классификация активных методов обучения…………………….6
1.2.Характеристика современных видов групповых дискуссий…………...…………....………………………………………………16


ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИСКУССИИ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ
2.1.Особенности планирования и проведения дискуссии на уроке правовых знаний……………………………………………………………….34
2.2.Методика проведения дискуссии на уроке по праву в период прохождения педагогической практики в общеобразовательном учреждении……………………………………………………………………...44


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Файлы: 1 файл

дипломная по дискуссси2003.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Законно ли был произведен перевод? Ответ: нет (ст.244 ТК РФ).

Рефлексия для учащихся:

-что нового узнали;

-удалось ли отстоять свою позицию в дискуссии;

-достаточно ли аргументированны были позиции сторон и т. д.

Рефлексия для учителя:

а)были ли цели урока обоснованны и соответствовали ли целям урока;

б)удалось ли всех вовлечь в дискуссию;

в)какую позицию занимал учитель (координатора, стороннего наблюдателя и т.д.);

г) суммировал ли учитель знания учащихся в ходе дискуссии.

Приложение 1.

Трудовые права несовершеннолетних по российскому законодательству

 

Основные трудовые права несовершеннолетних граждан России закреплены в ст. 37 Конституции. Подростки, как и другие граждане, вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, имеют право на безопасные условия труда, оплату труда, право на отдых и защиту своих трудовых прав.

В Трудовом кодексе РФ рассматриваемой проблеме посвящена гл. 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет». Кроме того, целый ряд статей кодекса так или иначе регламентирует вопросы труда несовершеннолетних.

ТК РФ в ст. 63 устанавливает минимальный возраст, с которого допускается прием на работу, т.е. 16 лет. При этом предусматриваются три возрастных исключения из этого правила.

Во-первых, в случаях получения основного образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного

учреждения трудовой договор может заключаться с лицами, достигшими возраста 15 лет. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» по согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста 14 лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства. Об исключении обучающегося образовательное учреждение обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления, которые, в свою очередь, совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

Во-вторых, допускается прием на работу 14-летних подростков при наличии следующих условий:

1.работа не должна быть противопоказана здоровью несовершеннолетнего;

2.работа должна выполняться в свободное от учебы время и не должна нарушать процесс обучения;

3.согласие одного из родителей (усыновителя, попечителя) на труд ребенка; согласие органа опеки и попечительства.

В-третьих, допускается заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, при наличии следующих условий:

1)для участия в создании и (или) исполнении произведений в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках;

2)работа не должна причинять ущерба здоровью и нравственному развитию;

3) согласие одного из  родителей (усыновителя, опекуна) на труд ребенка; согласие органа опеки и попечительства.

Как видно из текста ст. 63 ТК РФ, минимальный возраст для устройства на работу подростков вообще не установлен, т.к. закреплено, что допускается «заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет». Однако это не означает, что трудовой договор может быть заключен, например, с ребенком трехлетнего возраста. Прежде всего, возрастные ограничения устанавливаются для отдельных видов деятельности. Так, участие в цирковых номерах в качестве воздушных гимнастов связано с достижением определенного возраста.

Работники в возрасте до 18 лет в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными Трудовым кодексом и другими актами трудового законодательства.

Таким образом, объем трудовых прав подростков существенно больше, чем у совершеннолетних работников. Это достигается благодаря целому ряду льгот и гарантий, предоставленных несовершеннолетним в трудовом законодательстве. В частности: сокращенный рабочий день; ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день; право использовать ежегодный отпуск в любое удобное для подростка время;

4)ежегодный медицинский  осмотр за счет средств работодателя;

5)установление пониженных норм выработки;

6)работодатель вправе  за счет собственных средств  производить доплаты к заработной плате несовершеннолетних, допущенных к сдельным работам, до размера тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы;

7) запрещение применять труд лиц моложе 18 лет на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, некоторых других работах;

8) запрещение  направлять  в  служебные командировки, привлекать к работе в ночное время и сверхурочным работам, в выходные и нерабочие праздничные дни работников моложе 18 лет (за исключением творческих работников СМИ, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений);

9)ограничение предельных норм переноски и передвижения тяжестей;

10)запрет на расторжение  трудового договора без согласия государственной инспекции охраны труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Дополнительные льготы для подростков и молодежи могут устанавливаться коллективными договорами и соглашениями.

Одним из обязательных условий труда подростков является его безопасность и безвредность. В статье 265 ТК РФ названы работы, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. Так, запрещается применять труд подростков на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). В соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» к выполнению тяжелых работ и работ с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля допускаются лица мужского пола в возрасте не моложе 18 лет при наличии у них медицинского заключения о пригодности по состоянию здоровья к выполнению соответствующих работ.

Таким образом, мы видим как дискуссия развивает умения логически и критически мыслить, умение организовать свои мысли, владение устной речью, риторические умения, способность работать в группе, способность сосредотачиваться на сути проблемы и умение держаться на публике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ и обобщение опыта применения дискуссионных методов обучения в преподавании права позволяет сделать следующие выводы:

-дискуссия — одна из наиболее эффективных форм учебной деятельности. Участие в дискуссии действительно помогает получить более глубокие знания по учебному предмету, знания учащихся становятся более прочными и действенными, так как школьники учатся выделять главное в учебном материале, схематизировать   знания   при   запоминании, использовать логическую память; оперировать историческими понятиями, использовать знания по алгоритму и в новых учебных ситуациях;

- являясь одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, дискуссия усиливает развивающие и воспитательные эффекты обучения, создает условия для открытого выражения участниками своих мыслей, позиций, обладает возможностью воздействия на установки ее участников;

-участие в подготовке и проведении дискуссии позволяет приобрести такие умения, как умение слышать и слушать оппонента, вести полемику, отстаивать собственные взгляды, оценивать и систематизировать информацию, применять полученные знания, освоить навыки исследования, анализа информации, культуры дискуссии, поиска компромисса;

-дискуссии в учебном процессе и внеучебной деятельности формируют правовое мышление, системное видение проблем, помогают увидеть несколько подходов к решению вопроса, глубокую взаимосвязь изучаемых правовых и социальных явлений и событий;

-дискуссия позволяет выработать навыки исследования, работать с источниками, формулировать проблему, анализировать её с различных точек зрения, находить поддержку своей точки зрения в различных юридических источниках. Появляется интерес к исследовательской деятельности.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2008.
  2. Балабушева Г. Активизировать процесс обучения праву [электронный ресурс] / Г.Балабушева // www.uchitel.com
  3. Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования // Педагогика. – 2005. - № 5. С.35-46
  4. Булатова О.С. Искусство современного урока. – М., 2009.- 185с.
  5. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2006.
  6. Глазкова Т.А. Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности // Право в школе. - 2007.- №7. - С.45-53
  7. Данилова А.Г. Как организовать и провести урок-исследование//Химия в школе. - 2009. - № 7. - С.20-27
  8. Дружкова А.В. Методика преподавания обществоведения в средней школе. – М.: Просвещение, 2005. – 84с.
  9. Дунчус М.А. Как начать урок? // Право в школе.- 2013. -№8. - С.44-48
  10. Зарецкий И.А. Основные принципы и методы обучения детей праву в современной школе [электронный ресурс] / И.А. Зарецкий // www.pedsovet.org
  11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2010.
  12. Инновационные процессы в школе: организация и управления. – Владимир, 2005. – 69с.
  13. Калмыкова О.Ю., Белянкина Т.В. Из опыта реализации адаптивной системы обучения // Методика преподавания в школе. – 2009.- №8. - С.20-29
  14. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студентов. – М., 2004.- 216с.
  15. Ковалевский М.М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории русского права. – М., 2001.- 210с.
  16. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. – СПб: Дрофа, 2013.
  17. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. – 196с.
  18. Ксензонова  Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  19. Ксензонова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.
  20. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий: Учебно-практическое пособие. – Ростов – н/Д: Творческий центр «Учитель», 2009. – 96с.
  21. Кульневич С.В. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей, классных руководителей. - Ростов – н/Д: Творческий центр «Учитель», 2011. – 108с.
  22. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока - Ростов – н/Д: Творческий центр «Учитель», 2005.
  23. Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М.:Изд-во «Российское педагогическое агентство», 2007.- 68с.
  24. Лукьянова М. Ориентир самостоятельной деятельности // Учитель. – 2009. - № 2. С.48-57.
  25. Мазаев В. Знать и уважать законы. О проблемах правового образования в школе [электронный ресурс] /В.Мазаев// www.ychitel.com
  26. Муравьев Е.М., Богоявленская А.Е. Формы организации учебных занятий // Завуч. 2008. №4.С.15-25
  27. Приступа Г.Н. О типах, структуре и системе уроков // Право в школе. - 2011. - № 11.- С.30-39
  28. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под ред. Е.Д.Божович. – М., 2005.
  29. Селевко Т.В. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование. 2008. – 118с.
  30. Сидоренко Е. Мотивационный  тренинг. – СПб., 2004.
  31. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2008. – 209с.
  32. Хуторский А.В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? – М., 2007.
  33. Хуторский А.В. Современная дидактика. – СПб., 2010. – 96с.
  34. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 2008.
  35. Ярулов А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода // Завуч.-2011.- № 3.- С.53-59

 

 

 


Информация о работе Дискуссия как метод активного обучения