Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:16, курсовая работа
Цель исследования:
• Выявление особенности обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть теоретические основы обучения дошкольников.
3.Выявить особенности обучения детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………с.1
Глава 1.Теоретические основы обучения дошкольников…с.4
1.1 Сущность процесса обучения…………………………...с.7
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста……………………………………………………….с.9
Глава 2 Специфика обучения дошкольников…………….с.17
2.1 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников……………………………………………….с.20
2.2 Характеристика процесса обучения дошкольников….с.28
2.3 Рекомендации по обучению дошкольников………….с.33
Заключение…………………………………………………с.33
Список используемой литературы………………………..с.35
Содержание:
Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы обучения дошкольников…с.4
1.1 Сущность процесса обучения…………
1.2 Психологические особенности
детей дошкольного возраста…………
Глава 2 Специфика обучения дошкольников…………….с.17
2.1 Психолого-педагогические
основы обучения дошкольников……
2.2 Характеристика процесса обучения дошкольников….с.28
2.3 Рекомендации по обучению дошкольников………….с.33
Заключение…………………………………………………
Список используемой литературы………………………..с.35
Введение
Научное значение темы определяется в оптимизации и каталогизации имеющейся научной базы по изучаемой научной проблеме, и данное независимое авторское исследование станет еще одним штрихом к созданию полной научной картины по сушеству Особенности обучения дошкольников.. Практическая значимость обучения дошкольников будет состоять в возможности применения полученных выводов и предложений в реальной жизни и в общественных отношениях. Данная тематика, несмотря на наличие большого круга научных разработок и мнений, имеет и ряд отсутствующих разработок и нерешенных вопросов. Логично предположить, что данная работа по мимо учебной, будет иметь теоретическую, так и практическую значимость. Системная значимость и научная неопределенность и стали основой для научной новизны обучения дошкольников.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись
как организационного, так и содержательного
аспектов дошкольного образования.
Система дошкольного
Изменения содержательной стороны
дошкольного образования
Как показывает опыт, в российском
образовании постоянно
В настоящее время задача
стоит не просто рационализировать
процесс образования детей
Объект исследования:
Цель исследования:
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-
2.Раскрыть теоретические основы обучения дошкольников.
3.Выявить особенности
обучения детей дошкольного
Глава I.Теоретические основы обучения дошкольников.
Проблеме в воспитании
детей уделяли внимание многие представители
прогрессивной педагогики, как русской,
так и зарубежной. Уже в педагогической
системе Я.А.Коменского- великого чешского
педагога- четко обозначены положения
о том, что весь процесс обучения
и воспитания детей необходимо строить
с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей и выявлять эти особенности
путем систематических
Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе обучения, ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.
Так, Е.Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отвадила большую роль труду, считала его самым действинным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она предупреждала, что невозможно выбрать единые правила обучения со всеми детьми, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.
Критически используя
наследие дореволюционной педагогике
Н.К.Крупская рассматривала развитие
каждого ребенка как
Прежде всего необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовки детей к жизни, практической деятельности, которые необходимы для любой профессии.
В работах Н.К.Крупская раскрывает значение подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее
советы ориентируют
А.С.Макаренко считал принцип подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так
называемые «запутанные
узлы». Этим определением А.С.Макаренко
подчеркивал сложность
Предавая большое значение обучению, А.С.Макаренко не
рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и
индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания.
Огромная заслуга А.С.
Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки : «Цели воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера.» (21.с.19).
Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К.Крупская и А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогике проблемы обучения детей.
Вскрыв сущность образования,
установив его связь с жизнью,
они обосновали положение о том,
что методы и подходы в процессе
воспитания и обучения зависят от
общих целей и задач
Путь изучения индивидуальных
особенностей ребенка В.А.Сухомлинский
считал нужным начинать с его семьи,
одновременно подчеркивая необходимость
педагогического просвещения
В.А.Сухомлинский находил интересные формы работы для развития
индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.
Проблема подхода
к детям не может быть успешно
решена без знаний педагогом психологии.
Советские психологи А.В.
личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и
психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей ; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин ; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.
Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека : темперамент сказывается на активности,
работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям,
уравновешенности поведения.
Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские
психологи уделяли большое внимание воспитанию характера.
Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности.
Характер не является врожденным,
его нужно воспитывать и
Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного
поведения уделяли большое
внимание советские психологи Б.Г.
А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие. Особое внимание они обращали на обучение в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.
Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного
отношения к окружающей действительности.
В деятельности обязательно должна
быть поставлена определенная цель, что
придает действиям
В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются
умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и
характер.
Очень важным условием эффективности подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка.
Обучение требует большого терпения от педагога, умения
разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных особенностей ребенка.
Одним из условий правильного обучения к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.
Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет
воспитания» писал : «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех
отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»