Дошкольное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
• Выявление особенности обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть теоретические основы обучения дошкольников.
3.Выявить особенности обучения детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………с.1
Глава 1.Теоретические основы обучения дошкольников…с.4
1.1 Сущность процесса обучения…………………………...с.7
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста……………………………………………………….с.9
Глава 2 Специфика обучения дошкольников…………….с.17
2.1 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников……………………………………………….с.20
2.2 Характеристика процесса обучения дошкольников….с.28
2.3 Рекомендации по обучению дошкольников………….с.33
Заключение…………………………………………………с.33
Список используемой литературы………………………..с.35

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 82.45 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………с.1

Глава 1.Теоретические основы обучения дошкольников…с.4

1.1 Сущность процесса обучения…………………………...с.7

1.2 Психологические особенности  детей дошкольного возраста……………………………………………………….с.9

Глава 2 Специфика обучения дошкольников…………….с.17

2.1 Психолого-педагогические  основы обучения дошкольников……………………………………………….с.20

2.2 Характеристика процесса  обучения дошкольников….с.28

2.3 Рекомендации по обучению  дошкольников………….с.33

Заключение…………………………………………………с.33

Список используемой литературы………………………..с.35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  в России по признанию мирового педагогического  сообщества в прошлом, XX веке, сложилась  уникальная система дошкольного  образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет. Данная работа написана по теме: «Особенности обучения дошкольников.».Актуальность темы  бесспорна – мир меняется и новые данные по исследуемому вопросу несут насущный характер. Анализ явлений, подразумеваемых тематикой особенности обучения дошкольников особенно актуален в наши дни.

Если анализировать  степень научной разработанности  Особенности обучения дошкольников, сразу можно сказать, что данное явление исследовали как отечественные, так и зарубежные ученые, есть много  разработок и в Интернете. Однако, все эти исследования, описанные  в периодике, учебниках и монографиях, не создают полной и четкой картины, особенно на сегодняшний день тематики Особенности обучения дошкольников.

Научное значение темы определяется в оптимизации и каталогизации  имеющейся научной базы по изучаемой  научной проблеме, и данное независимое  авторское исследование станет еще  одним штрихом к созданию полной научной картины по сушеству Особенности  обучения дошкольников.. Практическая значимость  обучения дошкольников будет состоять в возможности  применения полученных выводов и  предложений в реальной жизни  и в общественных отношениях. Данная тематика, несмотря на наличие большого круга научных разработок и мнений, имеет и ряд отсутствующих  разработок и нерешенных вопросов. Логично предположить, что данная работа по мимо учебной, будет иметь  теоретическую, так и практическую значимость. Системная значимость и  научная неопределенность и стали  основой для научной новизны  обучения дошкольников.

Социально-экономические  преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным  изменениям в системе образования  в целом и в дошкольном его  звене, в частности.

Эти изменения коснулись  как организационного, так и содержательного  аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования  стала представлять собой многофункциональную  сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности  общества и предоставляющую разнообразный  спектр образовательных услуг с  учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Появились  детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения "Начальная  школа-детский сад", группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях.

Изменения содержательной стороны  дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала  ориентироваться на реализацию принципов  гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми.

Как показывает опыт, в российском образовании постоянно осуществляется поиск путей решения проблемы преемственности дошкольного и  начального общего образования.

В настоящее время задача стоит не просто рационализировать  процесс образования детей дошкольного  возраста, а за счет формирования преемственности  программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного  образования повысить в целом  эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей  школьного возраста.

Объект исследования:

  • Процесс обучения дошкольного возраста.
  • Предмет исследования:
  • Особенности обучения дошкольников.

Цель исследования:

  • Выявление особенности обучения дошкольников.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

2.Раскрыть теоретические  основы обучения дошкольников.

3.Выявить особенности  обучения детей дошкольного возраста.

 

Глава I.Теоретические основы обучения дошкольников.

Проблеме в воспитании детей уделяли внимание многие представители  прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского- великого чешского  педагога- четко обозначены положения  о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности  путем систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог  К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов подхода к детям, основы профилактической  работы по воспитанию полезных привычек. В то же время  он высказал мнение, что в сложном  процессе обучения, ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Так, Е.Н. Водовозова указывала  на необходимость знания воспитателями  и родителями научных основ  психологии и физиологии ребенка, для того чтобы  уметь всесторонне  анализировать  его поступки. В воспитании детей  она отвадила большую роль труду, считала его самым действинным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она предупреждала, что невозможно выбрать единые правила  обучения со всеми детьми, так как  дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

Критически используя  наследие дореволюционной педагогике Н.К.Крупская рассматривала развитие каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его  всестороннего воспитания.(Советское  воспитание- писала она,- направленно  на то чтобы в каждом ребенке развивались  все его способности, поднять  его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность)(8.с.5)     

Прежде всего необходимо развивать такие способности, которые  будут играть большую роль в подготовки детей к жизни, практической деятельности, которые необходимы для любой  профессии.

В работах Н.К.Крупская раскрывает значение подхода для всестороннего  развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в  соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее

советы ориентируют воспитателя  на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

А.С.Макаренко считал принцип  подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации  и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя  общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Общее и особенное в  характере человека тесно переплетаются, образуя так

называемые «запутанные  узлы». Этим определением А.С.Макаренко  подчеркивал сложность индивидуального  подхода к детям. Он считал, что  в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные  качества ребенка- это главная точка  опоры в общей системе воспитания и  подхода к детям. Поэтому  у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные  стороны характера и поступков  и на этой основе укреплять в нем  веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало  творческую деятельность, активность, инициативу.

Предавая большое значение обучению, А.С.Макаренко не

рекомендовал какие-то специальные  методы. Один и тот же метод или  прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий  и

индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы  воспитания.

Огромная заслуга А.С.Макаренко  состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения  к детям.

Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с  особенностями человека, но и с  темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера  и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки :  «Цели  воспитания заключаются в определении и  развитии личных способностей и направленностей  в области не только знания, но и  характера.» (21.с.19).

Методологическое обоснование  и теоретические положения в  трудах Н.К.Крупская и А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего  развития педагогике проблемы  обучения  детей.

Вскрыв сущность  образования, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что  методы и подходы  в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка.

Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость  педагогического просвещения родителей : «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для  всех.» (8.с.9). При этом он отмечал, что  общие формы работы с родителями необходимо сочетать с  индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные  взаимоотношения между ее членами.

В.А.Сухомлинский находил  интересные формы работы для развития

индивидуальности каждого  ребенка при воспитании его эстетических чувств.

Проблема   подхода  к детям не может быть успешно  решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой обучения в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия  личности :

личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и

психологических особенностей, присущих конкретному человеку и  отличающих его от всех людей ; в  мировоззрении, устремлении, делах  личности проявляется человек как  гражданин ; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

Для формирования личности имеют большое значение  особенности  высшей нервной деятельности человека : темперамент сказывается на активности,

работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям,

уравновешенности поведения.

Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские

психологи уделяли большое  внимание воспитанию характера.

Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных  черт личности человека. Формируется  в процессе его воспитания и обучения,  в  трудовой и общественной деятельности.

Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что  основными условиями становления  характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению  ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.

Проблеме воспитания навыков  организованного, произвольного

поведения уделяли большое  внимание советские психологи Б.Г.Ананьев,

А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие. Особое внимание они обращали на обучение в воспитании у детей нравственных качеств  личности, поискам адекватных приемов  воспитательного воздействия.

Деятельность – важнейшая  форма проявления жизни человека, его активного

отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что  придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как  физический, так и умственный, учебная  деятельность.

В активной деятельности развиваются  психические процессы, формируются

умственные, эмоциональные  и волевые качества личности, ее способности и

характер.

Очень важным условием эффективности  подхода является опора на положительный  характер, в свойствах личности ребенка.

Обучение требует большого терпения от педагога, умения

разобраться в сложных  проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех  или иных  особенностей ребенка.

Одним из условий правильного  обучения к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать  те положительные качества, которые  уже есть у ребенка, но и формировать  качества личности.

Великий русский педагог  К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет

воспитания» писал : «Если  педагогика хочет воспитывать человека во всех

отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

Информация о работе Дошкольное образование