Дошкольное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
• Выявление особенности обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть теоретические основы обучения дошкольников.
3.Выявить особенности обучения детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………с.1
Глава 1.Теоретические основы обучения дошкольников…с.4
1.1 Сущность процесса обучения…………………………...с.7
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста……………………………………………………….с.9
Глава 2 Специфика обучения дошкольников…………….с.17
2.1 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников……………………………………………….с.20
2.2 Характеристика процесса обучения дошкольников….с.28
2.3 Рекомендации по обучению дошкольников………….с.33
Заключение…………………………………………………с.33
Список используемой литературы………………………..с.35

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 82.45 Кб (Скачать файл)

Кроме развития диалогической  речи, что достигается путем общения, перед воспитателем стоит задача обучения детей монологической речи. Поэтому детское дошкольное образование  должно включать в себя занятия, целью  которых является обучение рассказу. Первым этапом дошкольного образования  в развитии речи-монолога является обучение детей рассказу по картинке. Важным условием является то, чтобы  на картинках были изображены знакомые детям предметы. Тогда речь становится более свободной. В процессе подготовки занятия воспитатель должен отбирать такие картины, сюжет которых  способствует формированию нравственных переживаний. Тогда одновременно с  составлением рассказа, дети учатся сопереживать, а это немаловажное умение в процессе становления личности.

В дошкольном образовании  развитие речи-монолога очень важно, еще и потому, что самостоятельный  рассказ стимулирует фантазию ребенка. И, если дети младшего возраста могут  построить лишь описательный рассказ, то старшие дошкольники учатся додумывать сюжет, привносить в него свои элементы. Более совершенным инструментом развития речи в дошкольном образовании  является пересказы литературных произведений. Первые занятия обычно строятся на пересказе хорошо известных детям  сказок. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель должен предлагать дошкольникам придумать продолжение сказки, или  изменить концовку, стимулируя развитие воображения. (3. С. 201)

Современное дошкольное образование  детей включает работу над совершенствованием звукопроизношения. Младшие дошкольники, как правило, не выговаривают определенные звуки, или заменяют их другими. К  наиболее сложным в русском языке  относятся звуки р, л, ж, ш. По мере совершенствования умения владеть  голосовым аппаратом речь ребенка  становится более правильной. Во многом этому способствует правильная организация  воспитательного процесса, ежедневное общение со взрослыми, проведение развивающих  игр и занятий. Если по достижении пятилетнего возраста детская речь не становится чистой, то дальнейшее дошкольное образование детей включает занятия с логопедом.

2.3 Рекомендации  по обучению дошкольников:

Рекомендации для воспитателя :

1. Провести исследование  по диагностике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. с целью изучения  индивидуально-психологических особенностей  ребенка (17.с.235)

2. Организовать консультации  по темам : «Знать ребенка, чтобы

воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого  ребенка свой темперамент», «Развитие  волевого поведения у дошкольников».

3.      В организации  занятий следует учитывать склонности  детей.

4.      Рекомендую  развивающие игры, направленные  на развитие нравственно- волевых  качеств личности ребенка (см.приложение. 3).

5.      Предлагаю  и рекомендую книги для прочтения  : 1. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989г. 2. Люблинская А.А. Воспитателю  о развитии ребенка. М., 1972г.

3.Никитин Б.П. «Ступеньки  творчества или развивающие игры».  М., 1990г.

Рекомендации для родителей:

1.      Необходимо  уделять больше внимание самообразованию.

2.      Выполнять  все требования предъявляемые  педагогом.

3.      Предлагаю  книги для прочтения :

-         Богуславская З.М., Смирнова Е.О.  «Развивающие игры для детей

младшего дошкольного  возраста». М., 1991 г.

-         Диалоги о воспитании : Книга для  родителей  Под ред. В.Н.Столетова

М., 1982г.

-         Островская Л.Ф. «Педагогические  знания - родителям». М., 1983г.   

Заключение:

В заключение можно сделать  следующие выводы.

Основными функциями дошкольного  обучения являются:

- охрана и укрепление  физического и психического здоровья  детей;

- обеспечение интеллектуального  и личностного развития ребенка;

- забота об эмоциональном  благополучии каждого ребенка;

- взаимодействие с семьей  для обеспечения полноценного  развития ребенк.

Следует подчеркнуть, что  задачи и функции дошкольного  обучения, основаны на отношении к  дошкольному возрасту как к уникальному  периоду развития личности. В отличие  от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.

Принципы, на которых основывается дошкольное обучении:

- гуманистический характер  образования, приоритет общечеловеческих  ценностей, жизни и здоровья  человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам  человека, любви к окружающей  природе, Родине, семье;

- единство федерального  культурного и образовательного  пространства. Защита и развитие  системой образования национальных  культур, региональных культурных  традиций и особенностей в  условиях многонационального государства;

- общедоступность образования,  адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития  и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм  в образовании;

- демократический, государственно-общественный  характер управления образованием;

- автономность образовательных  учреждений.

Совершенствование педагогического  процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми в дошкольных учреждениях  можно проводить по следующим  направлениям:

- изменение форм общения  с детьми (переход от авторитарных  форм воздействия к общению,  ориентированному на личностное  своеобразие каждого ребенка,  на установление доверительных,  партнерских отношений воспитателя  с детьми);

- отказ от преподнесения  детям политико-идеологизированных  конкретных сведений при ознакомлении  с окружающим;

- изменение формы и  содержания обучающих занятий,  сокращение их числа (переход  от фронтальных занятий к занятиям  с небольшими подгруппами детей, сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);

- насыщение жизни детей  классической и современной музыкой,  произведениями изобразительного  искусства, использование лучших  образцов детской литературы, ориентирующих  на общечеловеческие нравственные  ценности, расширяющих кругозор  ребенка;

- изменение организации  предметной среды и жизненного  пространства в групповой комнате  с целью обеспечения свободной  самостоятельной деятельности и  творчества детей в соответствии  с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности  и ее формы - совместной со  сверстниками или индивидуальной.

Гуманизация педагогического  процесса предполагает построение личностно-ориентированной  модели воспитания, изменение формы  общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской  деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать  интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

Список используемой литературы:

1.   Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной психологии /   Ю.С. Бакулина, Педагогика. - 2007. - №8. - С.60-64.

2.  Бескина, Р.М.Виноградова, М.Д. Идеи А.С.Макаренко, сегодня./Р.М. Бескина, М.Д.Виноградова, Макаренко,А.С.-М.:Знание, 1988 – 80с.  «Педагогика и психология»).

3.   Богуславская, З.М,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада/ .З.М.Богусловская, Е.О.Смирнова, – М.: Просвещение, 1991.-207с.

4.      Болотина, Л.Р.Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика :

Учебное пособие для студентов  средних педагогических учебных заведений. 2-е изд./Л.Р. Болотина, Т.С.Комарова,С.П.Баранов, М.: Издательский центр «Академия», 1997г. – 240с.

5.    Виноградова, Н.Ф.  Воспитателю о работе с семьей. Под ред./ Н.Ф.Виноградовой, М.: «Просвещение», 1989г.

6.      Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия./В.В.Давыдов, т.1.М.:1993 г.

7.      Ермолаева, М.В., Захарова, А.Е., Калинина, Л.И., Наумова, С.И.

Психологическая практика в системе образования./ М.В.Ермолаева, А.Е.Захарова, Л.И.Калинина,С.И.Наумова, М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.

8.Зверева, О.Л. Издательство: сфера. Серия: библиотека руководителя ДОУ/ О.Л Зверева, 2007-80с.

9.      Козлова, С.А., Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений /С.А.Козлова, М: Издательский центр 1998г.

10.Кларина, Л.М.Концепция дошкольного образования/ Л.М Кларина,- 2007г.-№4.-с4-9.

11.  Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед.

институтов и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т.Лихачев,– М.: Прометей, 1992г. – 528 с.

12.  Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения. Педагогический

Вестник/С.П.Макаров, 1994г.-№1.-с.2-10.

13.  Непомнящая, Н. Формирование воли  Дошкольное воспитание/Н.Непомнящая,-1993.-№9.с.36-41.

14.  Подласый, И.П. Педагогика : Учеб.пособие для студентов высших пед. Учеб заведений /И.П.Подласый, М: «Просвещение» : Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.

15. Давыдова.В.В. Психологический словарь- под ред/ В.В.Давыдова и др. – М.,1983Г.

16. Петровского.А.В.Яровского,М.Г. Психология : Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М..2009г.

17.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся

средних педагогических учебных заведений/Г.А.Урунгаева, М. : Издательский центр «Академия», 1996.-336с.

18.  Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии/Г.А. Урунгаева, Афонькина, М.: 1995г.

19.  Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер  Дошкольное воспитание/С.Файнберг. 1980.-№2.-с.52-62.

20.  Харламов И.Ф. «Педагогика» : Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. –

М.: Высш. шк. ;/И.Ф.Харламов. 1990-576с.

21.  Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей

детей. Дошкольное воспитание/ Т.Чиркова.1986.-№5.с.38-42.

22.  Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек/В,С. Юркевич,- М.: Знание, 1986.-80.с.(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11) .

 


Информация о работе Дошкольное образование