Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:16, курсовая работа
Цель исследования:
• Выявление особенности обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть теоретические основы обучения дошкольников.
3.Выявить особенности обучения детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………с.1
Глава 1.Теоретические основы обучения дошкольников…с.4
1.1 Сущность процесса обучения…………………………...с.7
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста……………………………………………………….с.9
Глава 2 Специфика обучения дошкольников…………….с.17
2.1 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников……………………………………………….с.20
2.2 Характеристика процесса обучения дошкольников….с.28
2.3 Рекомендации по обучению дошкольников………….с.33
Заключение…………………………………………………с.33
Список используемой литературы………………………..с.35
Кроме развития диалогической речи, что достигается путем общения, перед воспитателем стоит задача обучения детей монологической речи. Поэтому детское дошкольное образование должно включать в себя занятия, целью которых является обучение рассказу. Первым этапом дошкольного образования в развитии речи-монолога является обучение детей рассказу по картинке. Важным условием является то, чтобы на картинках были изображены знакомые детям предметы. Тогда речь становится более свободной. В процессе подготовки занятия воспитатель должен отбирать такие картины, сюжет которых способствует формированию нравственных переживаний. Тогда одновременно с составлением рассказа, дети учатся сопереживать, а это немаловажное умение в процессе становления личности.
В дошкольном образовании развитие речи-монолога очень важно, еще и потому, что самостоятельный рассказ стимулирует фантазию ребенка. И, если дети младшего возраста могут построить лишь описательный рассказ, то старшие дошкольники учатся додумывать сюжет, привносить в него свои элементы. Более совершенным инструментом развития речи в дошкольном образовании является пересказы литературных произведений. Первые занятия обычно строятся на пересказе хорошо известных детям сказок. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель должен предлагать дошкольникам придумать продолжение сказки, или изменить концовку, стимулируя развитие воображения. (3. С. 201)
Современное дошкольное образование детей включает работу над совершенствованием звукопроизношения. Младшие дошкольники, как правило, не выговаривают определенные звуки, или заменяют их другими. К наиболее сложным в русском языке относятся звуки р, л, ж, ш. По мере совершенствования умения владеть голосовым аппаратом речь ребенка становится более правильной. Во многом этому способствует правильная организация воспитательного процесса, ежедневное общение со взрослыми, проведение развивающих игр и занятий. Если по достижении пятилетнего возраста детская речь не становится чистой, то дальнейшее дошкольное образование детей включает занятия с логопедом.
2.3 Рекомендации по обучению дошкольников:
Рекомендации для воспитателя :
1. Провести исследование
по диагностике Урунтаевой Г.А.
2. Организовать консультации по темам : «Знать ребенка, чтобы
воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников».
3. В организации
занятий следует учитывать
4. Рекомендую
развивающие игры, направленные
на развитие нравственно-
5. Предлагаю
и рекомендую книги для
3.Никитин Б.П. «Ступеньки
творчества или развивающие
Рекомендации для родителей:
1. Необходимо
уделять больше внимание
2. Выполнять все требования предъявляемые педагогом.
3. Предлагаю книги для прочтения :
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста». М., 1991 г.
-
Диалоги о воспитании : Книга для
родителей Под ред. В.Н.
М., 1982г.
-
Островская Л.Ф. «
Заключение:
В заключение можно сделать следующие выводы.
Основными функциями дошкольного обучения являются:
- охрана и укрепление
физического и психического
- обеспечение интеллектуального
и личностного развития
- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенк.
Следует подчеркнуть, что задачи и функции дошкольного обучения, основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.
Принципы, на которых основывается дошкольное обучении:
- гуманистический характер
образования, приоритет
- единство федерального
культурного и
- общедоступность образования,
адаптивность системы
- светский характер образования
в государственных и
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический,
- автономность образовательных учреждений.
Совершенствование педагогического
процесса и повышение развивающего
эффекта в образовательной
- изменение форм общения
с детьми (переход от авторитарных
форм воздействия к общению,
ориентированному на
- отказ от преподнесения
детям политико-
- изменение формы и
содержания обучающих занятий,
сокращение их числа (переход
от фронтальных занятий к
- насыщение жизни детей
классической и современной
- изменение организации
предметной среды и жизненного
пространства в групповой
Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.
Список используемой литературы:
1. Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной психологии / Ю.С. Бакулина, Педагогика. - 2007. - №8. - С.60-64.
2. Бескина, Р.М.Виноградова, М.Д. Идеи А.С.Макаренко, сегодня./Р.М. Бескина, М.Д.Виноградова, Макаренко,А.С.-М.:Знание, 1988 – 80с. «Педагогика и психология»).
3. Богуславская, З.М,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада/ .З.М.Богусловская, Е.О.Смирнова, – М.: Просвещение, 1991.-207с.
4. Болотина, Л.Р.Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика :
Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд./Л.Р. Болотина, Т.С.Комарова,С.П.Баранов, М.: Издательский центр «Академия», 1997г. – 240с.
5. Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. Под ред./ Н.Ф.Виноградовой, М.: «Просвещение», 1989г.
6. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия./В.В.Давыдов, т.1.М.:1993 г.
7. Ермолаева, М.В., Захарова, А.Е., Калинина, Л.И., Наумова, С.И.
Психологическая практика в системе образования./ М.В.Ермолаева, А.Е.Захарова, Л.И.Калинина,С.И.Наумова, М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.
8.Зверева, О.Л. Издательство: сфера. Серия: библиотека руководителя ДОУ/ О.Л Зверева, 2007-80с.
9. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений /С.А.Козлова, М: Издательский центр 1998г.
10.Кларина, Л.М.Концепция дошкольного образования/ Л.М Кларина,- 2007г.-№4.-с4-9.
11. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед.
институтов и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т.Лихачев,– М.: Прометей, 1992г. – 528 с.
12. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения. Педагогический
Вестник/С.П.Макаров, 1994г.-№1.-с.2-10.
13. Непомнящая, Н. Формирование
воли Дошкольное воспитание/Н.Непомнящая,-1993.
14. Подласый, И.П. Педагогика : Учеб.пособие для студентов высших пед. Учеб заведений /И.П.Подласый, М: «Просвещение» : Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.
15. Давыдова.В.В. Психологический словарь- под ред/ В.В.Давыдова и др. – М.,1983Г.
16. Петровского.А.В.Яровского,М.Г. Психология : Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М..2009г.
17. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся
средних педагогических учебных заведений/Г.А.Урунгаева, М. : Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
18. Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии/Г.А. Урунгаева, Афонькина, М.: 1995г.
19. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер Дошкольное воспитание/С.Файнберг. 1980.-№2.-с.52-62.
20. Харламов И.Ф. «Педагогика» : Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. –
М.: Высш. шк. ;/И.Ф.Харламов. 1990-576с.
21. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей
детей. Дошкольное воспитание/ Т.Чиркова.1986.-№5.с.38-42.
22. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек/В,С. Юркевич,- М.: Знание, 1986.-80.с.(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11) .