Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:16, курсовая работа
Цель исследования:
• Выявление особенности обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть теоретические основы обучения дошкольников.
3.Выявить особенности обучения детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………с.1
Глава 1.Теоретические основы обучения дошкольников…с.4
1.1 Сущность процесса обучения…………………………...с.7
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста……………………………………………………….с.9
Глава 2 Специфика обучения дошкольников…………….с.17
2.1 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников……………………………………………….с.20
2.2 Характеристика процесса обучения дошкольников….с.28
2.3 Рекомендации по обучению дошкольников………….с.33
Заключение…………………………………………………с.33
Список используемой литературы………………………..с.35
В этот период отмечается множество новшеств:
В современной дошкольной педагогике
обучение характеризуется как вид
познавательной деятельности человека.
Обучение детей дошкольного возраста
- это систематический
Специально организованное
обучение необходимо ребенку-дошкольнику
для упорядочения впечатлений, которые
получает ребенок из окружающего мира
стихийно и бессистемно. В процессе целенаправленного
обучения происходит интеллектуальное
развитие детей. Оно рассматривается как
целостная форма педагогической деятельности,
направленная на развитие детей. Специально
организованное обучение ускоряет темпы
индивидуального развития ребенка, способствует
развитию любознательности и наблюдательности,
пытливости и сообразительности; в условиях
специально организованного обучения
идет всестороннее развитие личности
ребенка, а также успешно решаются воспитательные
задачи.
Для того чтобы задача развития решалась
успешно в процессе обучения детей дошкольного
возраста, оно должно представлять собой
целостную систему, включающую три основных
компонента: задачи и адекватное им содержание
(образование), соответствующие формы
организации процесса обучения, его результаты.
Обучение, являясь составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах его организации с использованием специальных методов и приемов. Обучение в детском саду отличается от школьного: знания даются в доступной форме; обучение протекает в разнообразной форме (занятия, экскурсии, дидактические игры-инсценировки); усвоение учебного материала происходит путем активных действий и практических манипуляций с предметами, в разнообразных видах деятельности (играх, рисовании, конструировании в занимательной и интересной форме); обучение детей дошкольного возраста является изустным, т.е. докнижным. Обучение имеет важное значение в подготовке детей к школе (у детей формируются основы учебной деятельности); руководящая роль в обучении принадлежит воспитателю.
Организуя специально организованное
обучение, педагог руководствуется
в своей работе дидактическими принципами:
систематичности и последовательности,
доступности передачи знаний, наглядности,
активности, индивидуального подхода,
эмоциональности.
Обучение дошкольников ориентировано
прежде всего на приобретение знаний,
умений и навыков, нередко выступающих
как самоцель. Исходя из этого, весь образовательный
процесс в ДОУ нередко направлен на формирование
определенного круга знаний, необходимых
ребенку в школе, а не на развитие познавательных
процессов.
Одной из проблем обучения
дошкольников является проникновение
в детский сад школьных форм и
методов работы: предметные занятия
по расписанию, статичная поза «примерного»
ученика; опрос у доски; безраздельная
учительская инициатива. Субъектом познавательной
деятельности нередко является воспитатель,
но не ребенок. Учебная деятельность навязывается
взрослым, очень часто организуется в
неинтересной для ребенка форме. Занятия
с прямым обучением - суррогат, подавляющий
инициативу и активность ребенка, не имеющий
для ребенка ни смысла, ни интереса, ни
развивающего значения. Жесткая регламентация
места, порядка и хода проведения занятий
создают психологические трудности для
реализации программных задач.
Другой проблемой обучения дошкольников
является большое количество занятий
и введение дополнительных образовательных
услуг, которые нередко создают заорганизованность
детей, превращая детский сад в статус
репетиторского звена между дошкольным
и школьным образованием. Чрезмерное количество
занятий негативно сказывается на состоянии
здоровья дошкольников.
Новые подходы в обучении
дошкольников строятся на основе следующих
принципов:
- принцип вариативности моделей познавательной
деятельности, который предусматривает
вариативность содержания, форм и методов
организации учебно-познавательной деятельности
детей;
- принцип развития самоценных форм активности,
в соответствии с которым ребенок имеет
возможность познавать мир через виды
деятельности, наиболее привлекательные
для него (рисование, конструирование,
чтение вместе со взрослым, ролевая игра
и др.) Задача взрослого - организация развивающей
среды для этой деятельности;
- принцип общего
- принцип игрового познания,
который ранее трактовался как
принцип игрового обучения. Это
не игра на занятии, а все
занятие в игре, игра мысли
в различных видах
Глава II. Специфика обучения дошкольников.
В современной дошкольной
педагогике обучение характеризуется
как вид познавательной деятельности
человека. Обучение детей дошкольного
возраста - это систематический
Специально организованное
обучение необходимо ребенку-дошкольнику
для упорядочения впечатлений, которые
получает ребенок из окружающего мира
стихийно и бессистемно. В процессе целенаправленного
обучения происходит интеллектуальное
развитие детей. Оно рассматривается как
целостная форма педагогической деятельности,
направленная на развитие детей. Специально
организованное обучение ускоряет темпы
индивидуального развития ребенка, способствует
развитию любознательности и наблюдательности,
пытливости и сообразительности; в условиях
специально организованного обучения
идет всестороннее развитие личности
ребенка, а также успешно решаются воспитательные
задачи.
Для того чтобы задача развития решалась
успешно в процессе обучения детей дошкольного
возраста, оно должно представлять собой
целостную систему, включающую три основных
компонента: задачи и адекватное им содержание
(образование), соответствующие формы
организации процесса обучения, его результаты.
Обучение, являясь составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах его организации с использованием специальных методов и приемов. Обучение в детском саду отличается от школьного: знания даются в доступной форме; обучение протекает в разнообразной форме (занятия, экскурсии, дидактические игры-инсценировки); усвоение учебного материала происходит путем активных действий и практических манипуляций с предметами, в разнообразных видах деятельности (играх, рисовании, конструировании в занимательной и интересной форме); обучение детей дошкольного возраста является изустным, т.е. докнижным. Обучение имеет важное значение в подготовке детей к школе (у детей формируются основы учебной деятельности); руководящая роль в обучении принадлежит воспитателю.
Организуя специально организованное
обучение, педагог руководствуется
в своей работе дидактическими принципами:
систематичности и последовательности,
доступности передачи знаний, наглядности,
активности, индивидуального подхода,
эмоциональности.
Обучение дошкольников ориентировано
прежде всего на приобретение знаний,
умений и навыков, нередко выступающих
как самоцель. Исходя из этого, весь образовательный
процесс в ДОУ нередко направлен на формирование
определенного круга знаний, необходимых
ребенку в школе, а не на развитие познавательных
процессов.
Одной из проблем обучения
дошкольников является проникновение
в детский сад школьных форм и
методов работы: предметные занятия
по расписанию, статичная поза «примерного»
ученика; опрос у доски; безраздельная
учительская инициатива. Субъектом познавательной
деятельности нередко является воспитатель,
но не ребенок. Учебная деятельность навязывается
взрослым, очень часто организуется в
неинтересной для ребенка форме. Занятия
с прямым обучением - суррогат, подавляющий
инициативу и активность ребенка, не имеющий
для ребенка ни смысла, ни интереса, ни
развивающего значения. Жесткая регламентация
места, порядка и хода проведения занятий
создают психологические трудности для
реализации программных задач.
Другой проблемой обучения дошкольников
является большое количество занятий
и введение дополнительных образовательных
услуг, которые нередко создают заорганизованность
детей, превращая детский сад в статус
репетиторского звена между дошкольным
и школьным образованием. Чрезмерное количество
занятий негативно сказывается на состоянии
здоровья дошкольников.
Новые подходы в обучении
дошкольников строятся на основе следующих
принципов:
- принцип вариативности моделей познавательной
деятельности, который предусматривает
вариативность содержания, форм и методов
организации учебно-познавательной деятельности
детей;
- принцип развития самоценных форм активности,
в соответствии с которым ребенок имеет
возможность познавать мир через виды
деятельности, наиболее привлекательные
для него (рисование, конструирование,
чтение вместе со взрослым, ролевая игра
и др.) Задача взрослого - организация развивающей
среды для этой деятельности;
- принцип общего
- принцип игрового познания, который ранее трактовался как принцип игрового обучения. Это не игра на занятии, а все занятие в игре, игра мысли в различных видах деятельности
2.1 Психолого-педогогические основы обучения дошкольников.
Чтобы детский сад стал
реальной, а не декларируемой открытой
системой, родители и педагоги должны
строить свои отношения на психологии
доверия. Успех сотрудничества во многом
зависит от взаимных установок семьи
и детского сада. Наиболее оптимально
они складываются, если обе стороны
осознают необходимость
Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Помня о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».
На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).