Дошкольное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
• Выявление особенности обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть теоретические основы обучения дошкольников.
3.Выявить особенности обучения детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………с.1
Глава 1.Теоретические основы обучения дошкольников…с.4
1.1 Сущность процесса обучения…………………………...с.7
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста……………………………………………………….с.9
Глава 2 Специфика обучения дошкольников…………….с.17
2.1 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников……………………………………………….с.20
2.2 Характеристика процесса обучения дошкольников….с.28
2.3 Рекомендации по обучению дошкольников………….с.33
Заключение…………………………………………………с.33
Список используемой литературы………………………..с.35

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 82.45 Кб (Скачать файл)

Высокий уровень  подготовленности у родителей - совокупность педагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно, с применением элементов «педагогической рефлексии».

«Педагогическая рефлексия» – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его характеру и конкретной ситуации. Эта задача особенно актуальна для молодых родителей, у которых только начинает вырабатываться родительская позиция. От сформированности умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами зависят складывающиеся взаимоотношения родителей и ребенка, успех воспитательной деятельности семьи в дальнейшем.

Методы формирования у родителей «педагогической  рефлексии»:

  • разбор педагогических ситуаций;
  • решение педагогических задач;
  • анализ собственной воспитательной деятельности.

Эти методы формируют верную позицию родителей, повышают их активность в процессе воспитания детей, актуализируют  полученные знания. Эти методы помогают родителям увидеть свои ошибки и  наметить пути их преодоления, что позволяет  подняться на новый уровень «педагогической  рефлексии» – уметь анализировать  свои действия как педагога, доказать их правоту или ошибочность. Использование  данных методов приводит родителей  к пониманию того, что готовых  рецептов воспитания не существует, есть только общие рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно  к индивидуальности ребенка. Успешными  могут быть и различные методы активизации родителей: дискуссии, обсуждение различных точек зрения, приведение примеров, адекватных сложившейся  ситуации, и т.д. Они способствуют формированию у родителей критического, осознанного отношения к своей  воспитательной деятельности, актуализации полученных знаний.

Строя сотрудничество детского сада с родителями, специалисты и  практические работники опираются  на указанную выше «Концепцию дошкольного воспитания» , в которой говорится о том, что детский сад и семья в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Особое внимание должно уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Взаимодействие – это так же  процесс обмена мыслями, идеями, чувствами, переживаниями, это деятельность, общение.

В целом подобные формы  сотрудничества с семьей весьма эффективны, но иногда воспитатели чрезмерно  увлекаются развлекательной стороной мероприятия, не уделяют должного внимания его педагогическому содержанию: родители пришли в детский сад, поиграли с детьми, попели песни, попили чай  и разошлись. Смысл нетрадиционной работы педагогов с родителями –  не только в установлении контактов  с ними, но и в том, что благодаря  созданной таким образом благоприятной  эмоциональной почве родители лучше  воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для  восприятия.

Эти проблемы находятся еще  в стадии разработки, но попытки  их решения уже есть. Так, исследование белорусского педагога А.А. Петрикевич посвящено организации взаимодействия детского сада и семьи в экологическом  воспитании дошкольников. Автор подробно описывает этапы взаимодействия, где устанавливаются связи «детский сад – семье», «семья – детскому саду», с целью формирования готовности родителей к участию в клубной  работе.

Таким образом, в настоящее  время идет поиск новых путей  сотрудничества детского сада и семьи, как в исследованиях ученых, так  и в практике детского сада.

2.2 Характеристика  процесса обучения дошкольников.

Программы дошкольного образования  разрабатываются каждым учреждением  самостоятельно, что соответствует  требованию ст.14 Федерального закона "Об образовании". Однако при разработке программ необходимо руководствоваться  требованиями указного закона. Типового положения о дошкольном образовательном  учреждении и государственными стандартами  дошкольного воспитания. Программа  дошкольного образования является одним из главных нормативных  документов учреждения. На основании  данной программы и Устава осуществляется получение лицензии, аккредитации, аттестации, а также организация  дополнительных платных образовательных услуг. (10. с. 22)

В современном дошкольном образовании указанная программа  рассматривается в качестве нормативно-управленческого  документа, целью которого служит обоснование  выбранных методик и технологий дошкольного образования, а также  формы организации воспитательного  процесса. Назначение программы дошкольного  образования - это мотивированное обоснование  выбора общеобразовательной программы  и содержания воспитательного процесса. Программа дошкольного воспитания в детском саду должна четко и  доступно описывать особенности  воспитательно-образовательной системы  учреждения, а также набор образовательных  услуг, представляющих интерес для  законных представителей детей (родителей).

Как правило, с образовательной  программой учреждения можно ознакомиться на сайте дошкольного образования. Каждое образовательное учреждение имеет право выбирать существующие методики и технологии дошкольного  образования или разрабатывать  собственные. Если программа дошкольного  образования формулирует цели и  задачи воспитания, то методики и технологии направлены на достижение этих целей. Необходимо отметить, что понятия  методика и технология дошкольного  образования нельзя путать. Традиционно  в педагогике выделяют определенные составляющие, рассматриваемые отдельно друг от друга. Так существуют различные  методики физического развития, методики преподавания математики, методики стимулирования речевого развития и прочее.

Технологии дошкольного  образования предназначены для  того, чтобы объединить все методики в единое целое, обеспечив при  этом комплексный воспитательный процесс. Кроме того, отличие технологии от методики дошкольного образования  состоит в том, что технология гарантирует достижение определенного  результата. Технология предполагает описание определенной последовательности действий, которые в итоге приведут к ожидаемому результату. Гарантией  эффективности технологий дошкольного  образования является их практическое происхождение. То есть, если методики имеют скорее теоретический характер, то технологии разрабатываются воспитателями  и преподавателями на основе собственного, многократно повторенного, успешного  опыта воспитания детей.

Технологии дошкольного  образования могут быть основаны на известных воспитательных методиках  или использовать их отдельные элементы. Например, популярными среди российских детских садов являются методики Монтессори, Никитиных, Домана. Информацию о применяемых методиках и  их особенностях можно найти на сайте  дошкольного образования, который  сегодня есть практически у каждого  детсада. (1. С. 23)

Методики физического  воспитания детей направлены на развитие личности ребенка посредством проведения спортивных мероприятий. Целью данных методик является воспитание у детей  привычек, направленных на укрепление здоровья и совершенствование физической формы. К таким привычкам относится, например, ежедневная утренняя зарядка. В данных методиках дошкольного  образования спортивные упражнения рассматриваются не только как способ поддержания здоровья, но и как  фактор, способствующий формированию волевых качеств. Кроме того, физические упражнения могут стать одним  из видов проявления творческой активности.

Современное дошкольное образование  немыслимо без методик формирования математических представлений. Целью  данных методик является ознакомление дошкольников с геометрическими  фигурами, обучение их обследованию величины и формы предметов, формирование представлений о счете. Согласно данным методикам производится обучение детей сопоставлять формы окружающих предметов с определенными геометрическими фигурами, определять количество и величину предметов. Основным способом познания величины, формы и определения количества является сравнение. Предметы или совокупности предметов сравниваются по геометрической форме, величине, числу элементов и прочему. Дошкольное образование детей старших групп включает обучение измерению величины предметов с использованием условной мерки. (12. с. 22)

Детское дошкольное образование  обязательно включает в себя творческие занятия. Теоретическая часть методик  руководства изобразительной деятельностью  включает в себя информацию об особенностях творческого мышления детей, определение  понятия способностей, приемы и способы  обучения, позволяющие развить творческие способности ребенка. Практическая часть технологии дошкольного образования  содержит описания возможных форм организации  творческих занятий.

Детям должны быть показаны обобщенные способы получения изображения: рисование, аппликации, лепка. Рисование  в детском саду подразумевает  обучение детей созданию рисунков карандашами, гуашью, акварельными красками, а также  знакомство с техниками пальцевой  живописи, набрызга, монотипии и  других. В ходе занятий детям должны быть даны понятия о таких видах  изобразительного искусства, как живопись, скульптура, графика, архитектура. Также  в рамках методики дошкольного образования  дети знакомятся с произведениями искусства  различных жанров.

Неотъемлемой частью дошкольного  образования в детском саду является знакомство детей с природой. Целью  методик ознакомления детей дошкольного  возраста с природой является формирование знаний о природных объектах и  явлениях. Отношение детей к окружающей среде напрямую зависят от результатов  экологического воспитания, поэтому  данные методики крайне важны. Задачами, стоящими перед педагогами, являются воспитание бережного отношения  к природе, освоение детьми навыков  ухода за растениями, усвоение правил поведения на природе. Современное  дошкольное образование помимо теоретических  знаний должно давать практический опыт взаимодействия с объектами природы. Для этого в детсадах создаются  уголки живой природы, цветники, огороды.

Традиционной частью образовательного процесса в дошкольных учреждениях  являются музыкальные занятия. Любая  методика музыкального дошкольного  образования включает в себя несколько  направлений. Первым направлением является знакомство дошкольников с фольклорными музыкальными произведениями, симфонической  и инструментальной музыкой. Преподаватель  должен дать детям понятие жанра, познакомить с различными музыкальными жанрами и примерами произведений. Другим направлением музыкального дошкольного образования являются игры с использованием различных музыкальных инструментов. Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкального слуха у детей, расширяют круг познаний, пробуждают интерес к музыке. Третьим направлением, безусловно, является пение. На подобных занятиях дошкольникам дается понятие распевки, объясняются основные правила пения. К тому же разучивание песен способствует развитию памяти.

Последним, и, пожалуй, наиболее интересным направлением, которое включает в себя музыкальное дошкольное образование, является организация детских праздников. Подготовка к проведению утренников включает в себя разучивание детских  песен, постановку танцев, репетиции  основной сюжетно-игровой составляющей. Участие в праздничных концертах  позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, попробовать свои силы в  качестве певца или актера, что, безусловно, повышает самооценку.

Методика дошкольного образования, направленная на развитие речи дошкольников, дает представление о приемах и упражнениях, предназначенных для формирования связной речи. В любой методике обязательно присутствует теоретическая часть, определяющая основные понятия, такие как связная речь, диалогическая и монологическая речь. Кроме того, методика должна давать понятие об особенностях контекстной речи детей младшего возраста. Методики развития речи, как правило, основываются на диалоге взрослых с детьми. Обязательным элементом подобной методики дошкольного образования являются требования к темам бесед с детьми, их форме и содержанию.

Развитие речи в дошкольном образовании играет едва ли не ведущую  роль, поэтому на нем следует заострить  свое внимание. Именно развитию речи посвящены  многие книги и сайты дошкольного  образования. Речевое развитие в  дошкольном возрасте происходит стремительными темпами и зависит от интенсивности  и качества общения с окружающими. Детское дошкольное образование  дает множество стимулов для развития связной речи: это и общение  с воспитателями, и совместные игры с детьми, и специальные развивающие  занятие. При необходимости с  ребенком занимается логопед.

Совершенствование логических способностей также стимулирует  речевое развитие. Если ребенок в  возрасте двух-трех лет говорит о  том, что он видит или делает в  данный конкретный момент, то дошкольники  пяти-шести лет способны рассуждать об отдаленных вещах. Дошкольное образование  в плане развития речи в корне  отличается от принципов школьного  обучения. Дошкольники не учат правил грамматики, они не знают определений  частей речи, особенностей построения предложений. Овладеть грамотной речью  он должен практически, разговаривая с  взрослыми, слушая их правильную речь. При правильной организации воспитательной работы дети на практике легко усваивают  основные правила языка и используют их в своей речи. (3.С. 201)

Однако развитие речи в  дошкольном образовании заключается  не только в умении грамотно строить  предложения, но и в существенном увеличении словарного запаса. Так, если в среднем словарный запас  ребенка 3-х лет составляет 1000 слов, то в возрасте 6-ти запас слов переваливает за 4000. При этом ребенок должен усваивать  не только звучание новых слов, но и  понимать их значение. Значения слов, являющихся названиями или характеристиками каких-либо предметов, дети понимают легко, зато с  определениями отвлеченных понятий  им приходится намного сложнее. Сложностью дошкольного образования в развитии речи является именно донесение до детей смысла сложных понятий. Например, как объяснить трехлетнему ребенку  понятие совесть или ответственность? Нередки ситуации, когда ребенок  запоминает услышанное слово, но трактует его исходя из своего малого жизненного опыта.

Информация о работе Дошкольное образование