Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:16, курсовая работа
Цель исследования:
• Выявление особенности обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть теоретические основы обучения дошкольников.
3.Выявить особенности обучения детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………с.1
Глава 1.Теоретические основы обучения дошкольников…с.4
1.1 Сущность процесса обучения…………………………...с.7
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста……………………………………………………….с.9
Глава 2 Специфика обучения дошкольников…………….с.17
2.1 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников……………………………………………….с.20
2.2 Характеристика процесса обучения дошкольников….с.28
2.3 Рекомендации по обучению дошкольников………….с.33
Заключение…………………………………………………с.33
Список используемой литературы………………………..с.35
(8.с.13)
1.1 Сущность процесса обучения.
Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции.
Выделение данных функций
процесса обучения проведено условно,
поскольку грани между
Образовательная функция
процесса обучения предполагает усвоение
личностью научных знаний, формирование
системы специальных и
Воспитательная функция
процесса обучения заключается в
формировании системы ценностно-
Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.
Охарактеризованные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.
Основными целями обучения принято считать:
Обучение является процессом. Данный процесс протекает, осуществляется, развивается, совершенствуется.
Анализ движущих сил процесс обучения является важным условием эффективности теоретической деятельности по выявлению его сущности.
Источниками развития с диалектических позиций является единство и борьба противоположностей.
Становление педагогических
систем и процессов всегда осуществляется
в ходе раздвоения целого на взаимоисключающие,
противоположные стороны и
Выделяется 2 группы противоречий:
внешние и внутренние.
Внешние противоречия - это противоречия,
возникающие между постоянно возрастающими
требованиями общества к процессу обучения
и актуальным, текущим состоянием этого
процесса.
Внутренние противоречия - это противоречия, возникающие внутри самого процесса обучения.
Внутренние противоречия процесса обучения:
- противоречия между
- противоречия между
- противоречия между
- противоречия, возникающие
между отдельными аспектами
Не любое противоречие
становится движущей силой, а лишь то,
которое соответствует
Основные условия становления
противоречия в качестве движущей силы
процесса выявлены М.А.Даниловым. К
их числу исследователь относит
следующие:
1 важна не отдельная трудность, а их
система, которая сочетается с условиями,
благоприятствующими их преодолению школьниками;
2 противоречие должно быть содержательным,
имеющим смысл в глазах учащихся; разрешение
противоречия должно осознаваться ими
как необходимость;
3 противоречие должно быть соразмерно
с познавательным потенциалом обучающихся
(так, если при напряжении усилий подавляющее
большинство учащихся не в состоянии решить
поставленную задачу и даже в ближайшей
перспективе не сможет этого сделать,
то такое противоречие не является движущей
силой развития);
4 возникновение противоречия
должно быть подготовлено и
обусловлено ходом учебного
1.2 Психологические
особенности детей дошкольного
возраста.
В последнее время психологи
и педагоги отмечают у детей снижение
способности к самоуглублению, концентрации,
отсутствие увлеченности каким-либо делом.
Современные дети уже не отличаются
той фантазией, которая была свойственна
их родителям в детском возрасте,
у них заметно снижена
Приблизительно в начале
IX в. сразу несколько гениальных
психологов (Фрейд, Пиаже и Л.С. Выготский
) совершили своего рода открытие: дети
и взрослые воспринимают мир по-разному,
то есть детство отличается заметным
качественным своеобразием.
После этого детская часть жизни человека
превратилась в социальную идею.
Нынешняя же тенденция такова, что особенности
развития детей младшего возраста почти
повсеместно игнорируются. И это очень
негативно сказывается и на психическом,
и на личностном развитии ребенка. Разрыв
между современными детьми и взрослыми
все больше увеличивается. Почти не стало
разновозрастных детских компаний. С активным
внедрением в повседневную жизнь информационных
технологий в обществе все больше повышается
ценность интеллекта. Игру, творческую
деятельность, живое общение со взрослым
для ребенка заменили телевизионный экран
и монитор компьютера. Некоторые педагоги
и родители стараются опередить время
и как можно раньше научить ребенка читать,
считать, писать.
К сожалению, сегодня под
развитием ребенка все чаще понимаются
исключительно расширение его кругозора
и приобретение конкретных навыков.
Такого мнения придерживаются не только
многие родители, но и некоторые
педагоги, и даже производители игрушек
(большинство «развивающих»
Но с точки зрения философии развитие – это всегда появление нового качества. Например, нового отношения к другим людям и миру вообще, новых желаний, способностей, мотивов, побуждений, интересов и так далее. Все это находит выражение в том, что ребенок постоянно что-то придумывает и создает, к чему-то стремится. Действия же по указке взрослого, как и ответы на его вопросы (пусть и правильные), к развитию не имеют никакого отношения. Многие ли родители и педагоги задумываются об этом? А ведь последние исследования показали, что если воспитание младших дошкольников ориентировано в основном на раннее обучение, то это приводит к появлению в детях повышенной тревожности, неуверенности в себе, внутреннему напряжению и, как следствие, исчезновению творческого потенциала.
Сегодня существует множество систем
воспитания и развития ребенка. И
некоторые из них как раз учитывают
психологические особенности
Младшие дошколята (3-4 лет) нуждаются
лишь в игре и спонтанном творчестве.
Они могут быть строптивы и
упрямы, так как испытывают потребность
в самоутверждении. В игре больше
сосредотачиваются на себе, обходясь
без сотоварищей.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) отличается
появлением тяги к совместным играм, развитием
интереса к творчеству – музыке, танцам,
рисованию. Очень важно вовремя заметить
и дать возможность ребенку свободно и
полно развивать в себе то, чем его одарила
природа. Кроме того, у старшего дошкольника
появляется потребность в тесном общении
со взрослым. Он очень нуждается в его
внимании и совместной деятельности. У
малыша наступает знаменитый возраст
«почемучек».
При всей занятости современных родителей
очень важно находить хотя бы полчаса
в день на общение со своим ребенком. Хотя
бы для того, чтобы обсудить с ним, где можно развлечься в выходные всей семьей. Ни одна телевизионная
передача и уж тем более компьютерная
игра не могут дать маленькому человечку
то богатство родового и жизненного опыта,
которым обладают его мама и папа – люди,
прожившие, если говорить о продолжительности,
уже несколько его жизней. Поэтому даже воспитание в неполной семье обязательно должно включать
передачу этого опыта.
Психологические особенности раннего детства (1-3 года):
Ведущая деятельность раннего детства — предметная (совместно со взрослыми, а затем и самостоятельно).
Новообразование: феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого.
Из новообразований кризиса
3 лет — тенденция к
Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет):
Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей.
Возраст 3-4 года характеризуется самоутверждением («Я сам», «Я сам знаю»; иногда это превращается в нарциссизм: восхваляет себя). Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость. Ребенок нередко обзывает взрослых. Играет сам по себе (это предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры). Этап 5-6 лет отличается целым рядом признаков.
Среди них: