Дошкольное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
• Выявление особенности обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть теоретические основы обучения дошкольников.
3.Выявить особенности обучения детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………с.1
Глава 1.Теоретические основы обучения дошкольников…с.4
1.1 Сущность процесса обучения…………………………...с.7
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста……………………………………………………….с.9
Глава 2 Специфика обучения дошкольников…………….с.17
2.1 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников……………………………………………….с.20
2.2 Характеристика процесса обучения дошкольников….с.28
2.3 Рекомендации по обучению дошкольников………….с.33
Заключение…………………………………………………с.33
Список используемой литературы………………………..с.35

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 82.45 Кб (Скачать файл)

Практика показывает, что  потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность  зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касающимися каких-либо текущих событий. Педагогов семья  интересует как источник знаний о  ребенке, соблюдается ли дома режим  дня, приучают ли малыша к самостоятельности  и т.д.

Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о  воспитании ребенка, особенностях его  развития вне границ их воздействия.

Педагог, как правило, ссылаясь на недостаток времени, скуп на общение  с родителями. А ведь по долгу  службы, по уровню подготовленности к  воспитательной деятельности именно педагог  должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. Это прежде всего  ежедневная краткая, но содержательная беседа о том, что было особенно значимо  в поведении, деятельности ребенка. Задача педагога - подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появились у их ребенка.

Расширить представления  родителей о жизни детей в  детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах  в группе, в вестибюле дошкольного  учреждения. Важно только, чтобы  этот материал был динамичным, отражал  текущие события и нес конкретные знания.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность  в удобное для них время  прийти в группу, понаблюдать, чем  занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные  «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность  многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда  вместо претензий к педагогу у  них возникает желание помочь, принять участие в улучшении  условий воспитания в группе.

Сотрудничество не совместимо с монологом, тем более поучением, морализированием, к чему, увы, тяготеют и современные педагоги, и многие родители, особенно критически относящиеся  к дошкольному учреждению. Сотрудничество - это диалог, который постоянно  обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог предстоит обеим сторонам: и родителям, и педагогам.

Культура общения, интерес  к собеседнику выражаются в позе, мимике, взгляде, жестах, поощряющих говорящего. Культура диалога требует соблюдения неприкосновенности личности, что в  практике нередко, к сожалению, нарушается. Можно оценить поступок, проступок, действие, но не личность в целом. Своим  высказываниям следует придать  определенную форму. Психологи считают, что более эффективной в плане  развития взаимодействия является форма  «Я-со-общение» по сравнению с «Ты-сообщением».

И педагогам, и родителям  следует искать позитивные способы  и формы общения.

Позитивные способы  общения - способы, которые могут побудить партнера по взаимодействию к размышлению, сопереживанию, но не обижают, не унижают, не вызывают оборонительной реакции («Сама такая!»). Современные педагоги, образованные, эрудированные, иногда злоупотребляют в беседах с родителями научными понятиями, ссылками на авторов, их книги, упуская из виду, что демонстрация своего превосходства в чем бы то ни было унизительна для собеседника. Интересы сотрудничества диктуют иную тактику: возвышать друг друга, поощрять на новые достижения, а не «тыкать» в недостатки. Их исправляют исподволь, осторожно, без унижения.

Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее  предпочтение отдавалось непосредственному  воздействию педагога на семью, поскольку  во главу угла ставилась задача научить  родителей, как надо воспитывать  детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени  «обучение» велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что  сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций  его развития. Отсюда - поворот к  взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальным формам работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.).

Дифференцированный  подход - взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания. Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. Обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

Воспитываясь только в  семье, получая любовь и привязанность  со стороны ее членов, опеку, заботу, ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям  жизни социума, окружающей среды. Если ребенок лишен материнской любви  и ласки, не принимает посильного участия в делах семьи, большую  часть времени проводит в дошкольном учреждении, то у него нарушается эмоциональная  связь с близкими людьми, не реализуется  его основная потребность в общении. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.

Ведущими факторами в  формировании личности ребенка выступают  нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль.

Нравственная атмосфера  жизни семьи, ее уклад, стиль - это  социальные установки и система  ценностей семьи, взаимоотношения  членов семьи друг с другом и с  окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь  и деятельность детей в семье  соответственно возрасту ребенка и  целям его всестороннего воспитания.

Впоследствии к названным  ведущим компонентам семейного  уклада добавился еще один – желание  и умение родителей практически  осуществлять задачи воспитания, организуя  индивидуальную и совместную со старшими членами семьи деятельность детей.

Исследуя проблему педагогического  обучения, О.Л. Зверева выявила, что  он проводился далеко не во всех детских  садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые  и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот  факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке(9.с.80)

В беседах с воспитателями  выяснилось, что их чаще всего беспокоит  в работе с родителями. Педагоги сетовали на нехватку соответствующей  литературы, на объем возложенных  на них обязанностей. Практические работники считают, что традиционные формы взаимодействия с семьей не дают ощутимых результатов, снижается  интерес к нему со стороны родителей, которые начинают относиться ко всем мероприятиям в детском саду негативно. Имели место случаи, когда воспитатели, чтобы добиться посещаемости собраний, «не отдавали» родителям детей. В результате родители, вынужденные  присутствовать на собраниях, мысленно были заняты совсем другими проблемами.

Иногда заведующие детскими садами привлекают к чтению лекций для родителей специалистов со стороны, мотивируя это тем, что у воспитателя  нет времени на подготовку к выступлению, а лектор-профессионал может преподнести  материал на высоком уровне. Однако они упускают из виду то, что приглашенный специалист не знаком со спецификой аудитории, с ее потребностями. Необходимый  контакт со слушателями не устанавливался, интересы родителей и их потребности  в знаниях не удовлетворялись. Поэтому  родители предпочитают получать информацию по другим каналам – через телевидение, радио, чтение педагогической литературы.

Многие педагоги находили эффективные формы работы. Например, использовалась периодика предприятия: методист ведомственного детского сада регулярно по пятницам помещал в  заводской газете материалы на различные  педагогические темы, которые волновали  большинство родителей (о подготовке детей к школе, о закаливании, проведении досуга в семье и другие). Газета пользовалась большим спросом  у родителей. Положительной была и такая форма, как переписка  с родителями: в вестибюле детского сада установили два ящика – один для вопросов родителей, другой –  для ответов педагога.

В последние годы практические работники часто прибегают к  опросам - анкетированию родителей. Следует отметить, что неоправданное  увлечение анкетами стало заменять живое слово родителей и педагогов. Неграмотно составленная анкета, не продуманные  детально вопросы дают неверный результат, и делаются неправильные выводы.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем  не удивишь. Но как показывают проведенные  исследования, отношение родителей  к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования  работы с родителями ограничивался  нахождением новых форм и гораздо  меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.

Таким образом, несмотря на то, что педагогическое просвещение  родителей в целом проводилось, оно имело существенные недостатки: установка педагогов на проведение количества «мероприятий», а не на их качество и результативность, затрата  усилий не на совершенствование содержания знаний, их пропаганду, формирование у родителей подлинного интереса к повышению своей педагогической культуры, а на привлечение их к участию в различных мероприятиях.

В то же время родители нуждаются  в педагогических знаниях, имеющиеся  знания их не удовлетворяют. Они отмечали, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые слушателями  из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком  общие, не касаются лично их ребенка  и даются в сложной форме. Ведущая  роль в распространении педагогических знаний принадлежит средствам массовой информации, но все же они не могут  заменить живого, непосредственного  общения педагога с родителями.

В специфике педагогической позиции воспитателя по отношению  к родителям сочетаются две функции  – формальная и неформальная. Воспитатель  выступает в двух лицах – официальным  лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача – преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Причинами трудностей, которые испытывает воспитатель  в общении с родителями являются низкий уровень социально-психологической  культуры участников воспитательного  процесса; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства  и его значения; несформированности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что  в определении содержания, форм работы детского сада с семьей именно они  выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность  родителей об особенностях жизни  и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного  воспитания каждого ребенка.

Педагоги зачастую относятся  к родителям не как к субъектам  взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский  сад только тогда удовлетворяет  в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность  свободно, по своему усмотрению, в удобное  для них время знакомиться  с деятельностью ребенка в  детском саду, со стилем общения  воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают  детей в новой обстановке, они  и воспринимают их по другому. В группе родители могут также научиться  многим практическим умениям, способам общения с детьми, организации  содержательной деятельности с ними.

Как правило, у педагогов, формально работающих с родителями, отсутствует установка на сотрудничество. Эта категория воспитателей в  общении с членами семьи не столько ищет способы сближения  точек зрения и консолидации методов  и содержания воспитания ребенка, сколько  повод указать отцу или матери на просчеты в семейном воспитании.

Социально-психологическая  культура воспитателя - наличие определенных педагогических взглядов и убеждений, коммуникативных навыков и умений, установки на эмоционально-положительное отношение не только к ребенку, но и к родителям, коллегам. Необходимость совершенствования такой культуры педагога обусловлена тем, что общение требует взаимодействия двух или более людей, состоящего в обмене разнообразной информацией, для согласования и объединения их усилий с целью налаживания контактов и достижения общего результата в воспитании ребенка.

В настоящее время в  соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л.М. Кларина). Сущность взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи - объединение усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.  Л.М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи, например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой, совместное обсуждение прочитанного, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, разнообразных клубов по интересам и др. (11с 4-9)

Родителей волнуют многие педагогические проблемы: воспитание послушания у детей, культуры поведения, детские страхи, организация игр  с ребенком и его досуга, подготовка к школе и другие. Но бывает и  так, что, обладая такими знаниями, родители не умеют ими пользоваться. Поэтому  наряду с сообщением родителям знаний, востребуемых в деле воспитания, необходимо в целом повысить уровень их педагогической подготовленности.

Информация о работе Дошкольное образование