Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:02, дипломная работа
Цель исследования: определить влияние взаимодействия детского сада и семьи на успешность физического воспитания и развития дошкольников.
Гипотеза исследования: взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста будет эффективнее если:
систематически диагностировать уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста;
оценить здоровьесберегающие ситуации в семьях старших дошкольников;
разработать и экспериментально исследовать взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии в ходе комплексного использования различных педагогических мероприятий, включающих индивидуальное информирование и организацию содержательной совместной деятельности родителей друг с другом и со своим ребенком.
Введение
I. Теоретический анализ взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста
1.1. Понятие о физическом воспитании в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности физического воспитания дошкольников в условиях традиционного семейного воспитания
1.3. Взаимодействие с семьей как условие работы дошкольного образовательного учреждения
Выводы по I главе
II. Экспериментальное исследование взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования уровня физического развития дошкольника
2.2. Программа взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста
2.3. Анализ эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы
Выводы по II главе
Выводы и предложения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Таким образом, мы рассматриваем взаимодействие ДОУ и семьи в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания детей, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных и нравственных норм семьи.
Выводы по I главе
Координация воспитательной работы,
проводимой в семье и детском
саду - одна из важнейших задач
Физическое развитие и оздоровление детей 6-7 лет не является изолированным направлением работы детского сада, оно имеет важное значение, поэтому необходимо проведение комплексных мероприятий по профилактике, укреплению и коррекции здоровья и физического развития детей, посещающих ДОУ, предполагающих тесное сотрудничество родителей, всех специалистов, воспитателей и методической, медицинской службы.
Для этого необходимо в детских садах составлять свои направления в работе семьей.
1. Внедрять новые формы и методы работы с семьёй.
2. Устанавливать единые
3. Усиливать связь между
4. Использовать личный пример
взрослых членов семьи в
5. Изучать положительный опыт
семейного воспитания и
II. Экспериментальное исследование взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования уровня физического развития дошкольника
Для исследования взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста, мы выдвинули следующие компоненты работы:
Цель исследования: определить влияние взаимодействия детского сада и семьи на успешность физического воспитания и развития дошкольников.
Гипотеза исследования: взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста будет эффективнее если:
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста;
2. Экспериментально выявить взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста;
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей по физическому воспитанию, выявить их влияние на укрепление здоровья и физическое развитие детей, на отношение родителей к физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками.
Для достижения цели и задач исследования, нами было организовано и проведено экспериментальное исследование эффективности психолого-педагогических условий взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Этапы экспериментального исследования:
- Констатирующий эксперимент – на этом этапе были определены группы исследования: экспериментальная и контрольная; проведено первичное исследование представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни и дана оценка уровней здоровьесберегающих ситуаций в семьях старших дошкольников. Сроки этого этапа - февраль – май 2013 года.
- Формирующий эксперимент - на этапе формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы, а также с их родителями была проведена целенаправленная работа по программе взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Сроки этого этапа - июнь - ноябрь 2013 года.
- Контрольный эксперимент – на данном этапе была проведена повторная диагностика экспериментальной и контрольных групп для определения эффективности использования разработанной нами программы взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Срок данного этапа – с 19 по 25 ноября 2013 года.
Анализ научной, методической литературы,
программ физического воспитания дошкольников,
изучение существующей системы физического
воспитания в дошкольных образовательных
учреждениях позволили
В соответствии с целью и задачами для подтверждения гипотезы исследования нами была проведена следующая опытно – экспериментальная работа.
Цель: определить влияние средств физической культуры на взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
В соответствии с этой целью ставились следующие задачи:
- Изучить представления старших дошкольников о здоровье и болезни и характера их эмоционального отношения к проблемам здоровья с помощью методики О.С.Васильевой, Ф.Р.Филатовой (Приложение 1).
- Исследовать здоровьесберегающую ситуацию в семьях старших дошкольников с помощью шкалы, предложенной М. Мусановой (Приложение 2).
- Изучить компетентность родителей старших дошкольников в области физкультурно-оздоровительной деятельности с помощью разработанной анкеты М. Мусановой (Приложение 3).
Опытно-экспериментальная
Для проведения психолого-педагогического эксперимента мы сформировали две группы респондентов (таблицы 1-2, приложение 4-5).
I группа – экспериментальная группа в количестве 20 детей старшего дошкольного возраста и 20 их родителей группы №10.
II группа – контрольная группа в количестве 18 детей старшего дошкольного возраста и 18 их родителей группы №9.
Таблица 1
Сводная характеристика старших дошкольников
Группа |
Кол-во |
Мал. |
Дев. |
Средний возраст |
Полная семья |
Неполная семья |
Многодетная семья |
I |
20 |
9 |
11 |
6,2 |
13 |
4 |
3 |
II |
18 |
8 |
10 |
5,9 |
13 |
3 |
2 |
Таблица 2
Сводная характеристика родителей старших дошкольников
Группа |
Кол-во |
М. |
Ж. |
Средний возраст |
Полная семья |
Неполная семья |
Многодетная семья |
I |
20 |
7 |
13 |
31,5 |
13 |
4 |
3 |
II |
18 |
9 |
9 |
33,5 |
13 |
3 |
2 |
На констатирующем этапе исследования по методике «Здоровье и болезнь» мы получили результаты, которые отобразили на рисунке 1 (Приложение 6).
Рис. 1. Результаты исследования констатирующего этапа по методике О.С. Васильевой, Ф.Р. Филатовой «Здоровье и болезнь» I и II групп
Полученные результаты
свидетельствуют о том, что у
большинства детей обоих групп
выявлен низкий уровень сформированности
представления о здоровье и болезни.
Это обозначает, что дети четко
испытывают сложность представления
о здоровье. Они легче воспринимают
понятие «Болезнь» чем «
Для проведения сравнения на констатирующем этапе нашего исследования полученных результатов по методике «Здоровье и болезнь» старших дошкольников I и II групп мы использовали t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Полученный результат (-8,16 при р£0,05 и р£0,01) свидетельствует о том, что на констатирующем этапе нашего исследования не выявлены статистически значимые различия в результатах дошкольников I и II групп по методике «Здоровье и болезнь» (Приложение 7).
Так как, одним из направлений работы ДОУ в области физической оздоровительной деятельности является повышение компетентности родителей в этом направлении, мы с помощью воспитателей провели анализ здоровьесберегающей ситуаций в семье старших дошкольников с помощью шкалы оценок М. Мусановой, результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты исследования констатирующего этапа по методике
М. Мусановой «Шкала оценок здоровьесберегающей ситуации
в семьях воспитанников ДОУ» в I и II группах
На констатирующем этапе исследования большинство ситуаций в семьях дошкольников оцениваются как средне – здоровьесберегающие. Дети воспитываются в удовлетворительной, с точки зрения ЗОЖ, семейной обстановке. У некоторых членов семьи есть вредные привычки, но созданы условия, чтобы они как можно меньше отражались на здоровье ребенка. Питание ребенка достаточно полноценное, однако он употребляет некоторые вредные продукты. Спортом в семье не увлекаются, но иногда организуют лыжные и туристические походы, прогулки и т.п. Социально-психологический климат удовлетворительный (Приложение 8).
Для проведения сравнения на констатирующем этапе нашего исследования полученных результатов уровня ситуации в семьях старших дошкольников мы использовали t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Полученный результат (-3,29 при р£0,05 и р£0,01) свидетельствует о том, что на констатирующем этапе нашего исследования не выявлены статистически значимые различия в показателях уровня ситуации в семьях детей I и II групп (Приложение 9).
В продолжении поставленных задач
мы провели анкетирование
Полученные результаты свидетельствуют
о том, что у большинства родителей
обоих групп выявлен низкий уровень
их компетентности в области физкультурно-
Так, например, у 20% респондентов I группы и 30% респондентов II группы в семьях созданы условия для физкультурно-оздоровительной деятельности ребенка. 30% родителей I группы считают необходимым удовлетворять потребности ребенка в движении, во II группе таких родителей 38% . 40% родителей I группы не считают нужным знакомиться с возрастными особенностями физического развития своего ребенка, во II группе это показатель составляет 27%.
Таким образом, можно утверждать, что на констатирующем этапе эксперимента у нас выявлены равные показатели респондентов I и II групп. Следовательно, мы имеем право проводить эксперимент.
2.2. Программа взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста
На этапе формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы, а также с их родителями была проведена целенаправленная работа по программе взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.