Физическое воспитание в семье и ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:02, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить влияние взаимодействия детского сада и семьи на успешность физического воспитания и развития дошкольников.
Гипотеза исследования: взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста будет эффективнее если:
систематически диагностировать уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста;
оценить здоровьесберегающие ситуации в семьях старших дошкольников;
разработать и экспериментально исследовать взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии в ходе комплексного использования различных педагогических мероприятий, включающих индивидуальное информирование и организацию содержательной совместной деятельности родителей друг с другом и со своим ребенком.

Содержание работы

Введение
I. Теоретический анализ взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста
1.1. Понятие о физическом воспитании в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности физического воспитания дошкольников в условиях традиционного семейного воспитания
1.3. Взаимодействие с семьей как условие работы дошкольного образовательного учреждения
Выводы по I главе
II. Экспериментальное исследование взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования уровня физического развития дошкольника
2.2. Программа взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста
2.3. Анализ эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы
Выводы по II главе
Выводы и предложения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом Наталья.docx

— 419.81 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы рассматриваем взаимодействие ДОУ и семьи в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания детей, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных и нравственных норм семьи.

Выводы по I главе

 

Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском  саду - одна из важнейших задач педагогического  коллектива. Задачи воспитания могут успешно решаться только при условии совместной работы детского сада и семьи. Воспитание детей - это не личное дело родителей, это их гражданский долг. Обществу не безразлично, какими вырастут дети: здоровыми, сильными, трудолюбивыми гражданами или людьми с ослабленным здоровьем, с низким уровнем работоспособности. Родители в ответе перед государством за физическое и нравственное воспитание детей. Они должны создавать детям благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья, их нормального физического развития и профилактики заболеваний, ежедневно руководить физическим воспитанием своих детей. Детям нужна помощь родителей, в приобретении спортивного инвентаря, оборудования, в выборе мест занятий, в составлении программ тренировок. В оценке физического развития и физической подготовленности по доступным тестам, в проведении семейных и межсемейных соревнований, в организации экскурсий и туристских путешествий, обучении плаванию, организации утренней гигиенической гимнастики и др.

Физическое развитие и оздоровление детей 6-7 лет не является изолированным  направлением работы детского сада, оно  имеет важное значение, поэтому необходимо проведение комплексных мероприятий  по профилактике, укреплению и коррекции  здоровья и физического развития детей, посещающих ДОУ, предполагающих тесное сотрудничество родителей, всех специалистов, воспитателей и методической, медицинской службы.

Для этого необходимо в детских садах составлять свои направления в работе семьей.

1. Внедрять новые формы и методы  работы с семьёй.

2. Устанавливать единые требования  к процессу физического воспитания  в семье и детском саду.

3. Усиливать связь между повседневной  воспитательно-образовательной работой  с детьми в детском саду  и воспитанием ребёнка в семье,  прежде всего путём различных  поручений, заданий родителям.

4. Использовать личный пример  взрослых членов семьи в физическом  воспитании дошкольников.

5. Изучать положительный опыт  семейного воспитания и пропагандировать  его среди родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Экспериментальное исследование взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста

2.1. Организация эксперимента  и обоснование выбора методик  исследования уровня физического развития дошкольника

 

Для исследования взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста, мы выдвинули следующие компоненты работы:

Цель исследования: определить влияние взаимодействия детского сада и семьи  на успешность физического воспитания и развития дошкольников.

Гипотеза исследования: взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста будет эффективнее если:

        1. систематически диагностировать уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста;
        2. оценить здоровьесберегающие ситуации в семьях старших дошкольников;
        3. разработать и экспериментально исследовать взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии в ходе комплексного использования различных педагогических мероприятий, включающих индивидуальное информирование и организацию содержательной совместной деятельности родителей друг с другом и со своим ребенком. 

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста;

2. Экспериментально выявить взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста;

3. Разработать и экспериментально проверить эффективность формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей по физическому воспитанию, выявить их влияние на укрепление здоровья и физическое развитие детей, на отношение родителей к физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками.

Для достижения цели и задач исследования, нами было организовано и проведено  экспериментальное исследование эффективности  психолого-педагогических условий  взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Этапы экспериментального исследования:

  1. Констатирующий эксперимент – на этом этапе были определены группы исследования: экспериментальная и контрольная; проведено первичное исследование  представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни и дана оценка уровней здоровьесберегающих ситуаций в семьях старших дошкольников. Сроки этого этапа  - февраль – май 2013 года.
  2. Формирующий эксперимент - на этапе формирующего эксперимента  с детьми экспериментальной группы, а также с их родителями была проведена целенаправленная работа по программе взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Сроки этого этапа - июнь - ноябрь 2013 года.
  3. Контрольный эксперимент – на данном этапе была проведена  повторная диагностика экспериментальной и контрольных групп для определения эффективности использования разработанной нами программы взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Срок данного этапа – с 19 по 25 ноября 2013 года.

Анализ научной, методической литературы, программ физического воспитания дошкольников, изучение существующей системы физического  воспитания в дошкольных образовательных  учреждениях позволили определить структуру организации экспериментальной  работы и подобрать наиболее результативные методы, позволяющие в полном объеме раскрыть суть исследования.

В соответствии с целью и задачами для подтверждения гипотезы исследования нами была проведена следующая опытно – экспериментальная работа.

Цель: определить влияние средств  физической культуры на взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

В соответствии с этой целью ставились  следующие задачи:

  1. Изучить представления старших дошкольников о здоровье и болезни и характера их эмоционального отношения к проблемам здоровья с помощью методики О.С.Васильевой, Ф.Р.Филатовой (Приложение 1).
  2. Исследовать здоровьесберегающую ситуацию в семьях старших дошкольников с помощью шкалы, предложенной М. Мусановой (Приложение 2).
  3. Изучить компетентность родителей старших дошкольников в области физкультурно-оздоровительной деятельности с помощью разработанной анкеты М. Мусановой (Приложение 3).

Опытно-экспериментальная работа по взаимодействию детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста проводилась в течение 10 месяцев 2013г. на базе МБДОУ №50 «Лэйсэн» г. Альметьевска.

Для проведения психолого-педагогического  эксперимента мы сформировали две группы респондентов (таблицы 1-2, приложение 4-5).

I  группа – экспериментальная  группа в количестве 20 детей старшего  дошкольного возраста и 20 их  родителей группы №10.

II группа – контрольная  группа в количестве 18 детей старшего  дошкольного возраста и 18 их  родителей группы №9.

 

 

Таблица 1

Сводная характеристика старших  дошкольников

Группа

Кол-во

Мал.

Дев.

Средний возраст

Полная

 семья

Неполная 

семья

Многодетная

 семья

I

20

9

11

6,2

13

4

3

II

18

8

10

5,9

13

3

2


 

Таблица 2

Сводная характеристика родителей  старших дошкольников

Группа

Кол-во

М.

Ж.

Средний возраст

Полная

 семья

Неполная 

семья

Многодетная

 семья

I

20

7

13

31,5

13

4

3

II

18

9

9

33,5

13

3

2


 

На констатирующем этапе исследования по методике «Здоровье  и болезнь» мы получили результаты, которые отобразили на рисунке 1 (Приложение 6).

Рис. 1. Результаты исследования констатирующего этапа  по методике О.С. Васильевой, Ф.Р. Филатовой  «Здоровье и болезнь» I и II групп

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у  большинства детей обоих групп  выявлен низкий уровень сформированности представления о здоровье и болезни. Это обозначает, что дети четко  испытывают сложность представления  о здоровье. Они легче воспринимают понятие «Болезнь» чем «Здоровье», так как в рисунке преобладают  изображения больницы, скорой помощи, перевязанные бинтом люди. «Здоровье» для большинства детей обеих  групп абстрактное понятие (Приложение 6).

Для проведения сравнения  на констатирующем этапе нашего исследования  полученных результатов по методике «Здоровье и болезнь» старших  дошкольников I и II групп мы использовали t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Полученный результат (-8,16 при р£0,05 и р£0,01) свидетельствует о том, что на констатирующем этапе нашего исследования не выявлены статистически значимые различия в результатах дошкольников  I и II групп по методике «Здоровье и болезнь» (Приложение 7).

Так как, одним из направлений  работы ДОУ в области физической оздоровительной деятельности является повышение компетентности родителей  в этом направлении, мы с помощью  воспитателей провели анализ здоровьесберегающей  ситуаций в семье старших дошкольников с помощью шкалы оценок М. Мусановой, результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования констатирующего этапа  по методике

М. Мусановой  «Шкала оценок здоровьесберегающей ситуации

 в семьях  воспитанников ДОУ» в I и II группах

 

На констатирующем этапе  исследования большинство ситуаций в семьях дошкольников оцениваются  как средне – здоровьесберегающие. Дети воспитываются в удовлетворительной, с точки зрения ЗОЖ, семейной обстановке. У некоторых членов семьи есть вредные привычки, но созданы условия, чтобы они как можно меньше отражались на здоровье ребенка. Питание ребенка достаточно полноценное, однако он употребляет некоторые вредные продукты. Спортом в семье не увлекаются, но иногда организуют лыжные и туристические походы, прогулки и т.п. Социально-психологический климат удовлетворительный (Приложение 8).

Для проведения сравнения  на констатирующем этапе нашего исследования  полученных результатов уровня ситуации в семьях старших дошкольников мы использовали t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Полученный результат (-3,29 при р£0,05 и р£0,01) свидетельствует о том, что на констатирующем этапе нашего исследования не выявлены статистически значимые различия в показателях уровня ситуации в семьях детей I и II групп (Приложение 9).

В продолжении поставленных задач  мы провели анкетирование родителей  старших дошкольников обеих групп  с целью определения их компетентности в области физкультурно-оздоровительной деятельности (М. Мусанова). Результаты исследования отображены в таблице 3.

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что у большинства родителей  обоих групп выявлен низкий уровень  их компетентности в области физкультурно-оздоровительной  деятельности.

Так, например, у 20% респондентов I группы и 30% респондентов II группы в семьях созданы условия для физкультурно-оздоровительной деятельности ребенка. 30% родителей I группы считают необходимым удовлетворять потребности ребенка в движении, во II группе таких родителей 38% . 40% родителей I группы не считают нужным знакомиться с возрастными особенностями физического развития своего ребенка, во II группе это показатель составляет 27%.

Таким образом, можно утверждать, что на констатирующем этапе эксперимента у нас выявлены равные показатели респондентов I и II групп. Следовательно, мы имеем право проводить эксперимент.

 

2.2. Программа взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста

 

На этапе формирующего эксперимента  с детьми экспериментальной группы, а также с их родителями была проведена  целенаправленная работа по программе  взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Информация о работе Физическое воспитание в семье и ДОУ