Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить педагогические условия готовности старших школьников к самообразованию.
Объект исследования является самообразование школьников.
Предмет исследования – процесс готовности учащихся старших классов к самообразованию.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Определить возможности самостоятельной работы учащихся.
Выявить направление работы учителя в организации самообразования и самовоспитания старшеклассников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……...5
1.1 История развития проблемы формирования у учащихся готовности к самообразовательной деятельности………………….………………...5
1.2 Процесс самообразовательной деятельности школьников…………...9
1.3 Психолого-педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию……………………………………..………………...14
1.4 Психолого-педагогические характеристики старшего школьника....17
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ………….21
2.1 Возможности различных видов самостоятельной работы для формирования готовности к самообразованию старшеклассника...21
2.2 Основные направления работы учителя по руководству самовоспитанием и самообразованием учащихся……….…..……..24
2.3 Формирование самообразования в процессе обучения……………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая сдавать.docx

— 228.35 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования  «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

 

 

 

Кафедра педагогики высшей школы и современных

воспитательных технологий

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по педагогике

 

на тему «Формирование  готовности к самообразованию у старшеклассников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……...5

1.1 История развития проблемы формирования у учащихся готовности к самообразовательной деятельности………………….………………...5

1.2 Процесс самообразовательной деятельности школьников…………...9

1.3 Психолого-педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию……………………………………..………………...14

1.4 Психолого-педагогические  характеристики старшего школьника....17

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ………….21

2.1 Возможности различных видов самостоятельной работы для формирования готовности к самообразованию старшеклассника...21

2.2 Основные направления работы учителя по руководству самовоспитанием и самообразованием учащихся……….…..……..24

2.3 Формирование самообразования в процессе обучения……………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….34

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Самообразование – целенаправленная познавательной деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политики, жизни и т.д.

Современное общество требует от каждого  человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений  и навыков. Это объясняется постоянным развитием  различных областей знаний  в  связи с этим быстрым их устареванием.

Самообразование – обязательный компонент учебной деятельности школьника. Осознание необходимости  повышения знаний, совершенствования  навыков и умений, формирования мотивов  самообразования является исходным моментом в работе по самостоятельному приобретению знаний, навыков и умений.

Деятельность общеобразовательной школы осмысляется сегодня и с позиции подготовки молодого поколения к непрерывному самообразованию. Следовательно, обеспечить правильную организацию работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности, является одной из главных задач учителя. Так как современный учитель, действительно, должен не только давать ученику знания, но и воспитывать у него потребность в их совершенствовании формировать умение заниматься самообразованием, т. к. именно в процессе самообразования с особой полнотой проявляются способности личности, определение призвания, осознание возможностей.

Но здесь нужно заметить, что само обращение к задаче формирования у учащихся стремлений и умений строить  свое самообразование совсем не означает прибавление к обязанностям школьного  учителя еще одной. Наоборот, только лишь решение этой задачи поможет  учителю на достаточно высоком уровне осуществлять реализацию основных учебно-воспитательных задач, стоящих перед современной  школой. Это следует из того, что  подготовка учащихся к самообразованию  не связывается с какими-то одиночными специальными приемами, а определяется всей направленностью обучения.

Следовательно, на сегодняшний день встает проблема организации работы по формированию у учеников готовности к самообразовательной деятельности в рамках школы.

Учитывая актуальность и  значимость проблемы для педагогической науки и практики, мы избрали темой  исследования «Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию».

Цель исследования – выявить  педагогические условия готовности старших школьников к самообразованию.

Объект исследования является самообразование школьников.

Предмет исследования –  процесс готовности учащихся старших  классов к самообразованию.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
  2. Определить возможности самостоятельной работы учащихся.
  3. Выявить направление работы учителя в организации самообразования и самовоспитания старшеклассников.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, наблюдения, беседа с учителями.

База исследования – СОШ  № 41 г. Минск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 История развития проблемы формирования у учащихся готовности к самообразовательной деятельности

 

Проблема развития у школьников познавательной активности и самостоятельности  издавна привлекала внимание ученых. Её изучали такие выдающиеся мыслители  и педагоги, как Я. А. Коменский, Джон Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, А. Дистерверг.

Педагоги прошлого возлагали  большие надежды на активные методы обучения, на внесение в процесс  обучения исследовательского начала, на исключение догматики, формирование у учащихся мыслительных операций (анализ, обобщение, группировку). Выступали  против зубрежки и схоластики в школе, за воспитание у школьников творческой активности. По их мнению, процесс обучения должен служить всестороннему развитию личности.

Современная педагогическая теория и практика поддерживают и  развивают положительные аспекты  в учениях педагогов прошлого. Например, в учении Ж. Ж. Руссо рассматривают  осуществление связей обучения с  жизнью, внесение поискового проблемного  начала в учебный процесс как  важнейшего средства формирования у  школьников стремлений и умений самообразования (Закиров Г. С., Земскова Л. А.).

Прогрессивный педагог того времени А. И. Герцен видел цель образования  не в сообщении возможно большего количества знаний, а в воспитании у школьников пытливости ума, любознательности, умений самостоятельно работать. Среди  источников самообразования учащихся А. И. Герцен отводил особое место  самостоятельному систематическому чтению художественной и научной литературы.

Нельзя не сказать о  К. Д. Ушинском – основоположнике  педагогической науки в России. К. Д. Ушинский утверждал, что для развития познавательных способностей учащихся, формирования их мировоззрения большое  значение имеет дидактическая система. Ученики и последователи К. Д. Ушинского (Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Н. А. Корф, Д. И. Тихомиров) испытали на себе влияние революционных демократов. Они исследовали революционные идеи своих предшественников. Они считали, что процесс обучения, по возможности, должен переходить в процесс самообразования.

В первые послереволюционные годы самообразовательная деятельность учащихся развивалась на базе молодежных клубов. И. А. Редковец видит причины явления в том, что клуб полнее отвечал на запросы молодежи политической заостренностью и злободневностью содержания своей работы, гибкостью своих форм. [7]

Сближение школьных занятий  и самообразования в это время  шло не только по линии внеклассной  кружковой работы, но и путем активизации  процесса обучения.

Особенно остро вопрос подготовки молодого поколения к  самообразованию встал после  Великой Отечественной Войны, когда  актуализировалась проблема связи школы с жизнью. Одним из направлений ее решения была подготовка школьника к самообразовательной деятельности. Поскольку сама самообразовательная деятельность в то время не изучалась, естественно, что и подготовка к ней понималась односторонне. Основным фактором, чаще всего и единственным средством решения этой задачи была самостоятельная работа школьника на уроке и дома.

Не смотря на то, что в  это время проводилось много  исследований, разрабатывающих виды самостоятельных работ для всех звеньев процесса обучения, они, тем  не менее, не смогли ни теоретически, ни практически решить задачу подготовки учащихся к самостоятельному овладению  знаниями. Так как в центре работы школы стояла репродуктивная деятельность по закреплению объясненного учителем материала, в процессе которой нельзя было решить эффективно задачу подготовки ученика к самостоятельному познанию.

Именно по этому в начале 60-х годов педагогической общественностью  как один из недостатков общеобразовательной  школы отмечается неподготовленность ее выпускников к самостоятельному овладению знаниями. Средством ликвидации этого недостатка осмысляется уже  не всякая самостоятельная работа, а та, содержание которой включает элементы самостоятельного познания учащихся, поиск исследование.

Видно, что во все времена  решение проблемы самообразования  личности было направлено на социальный заказ общества.

В наше время педагогика имеет своей целью описание, объяснение, предвидение результатов жизнедеятельности человека в системе образования, призванной помочь ему "образовывать самого себя" на основе открываемых ею законов.

Многие педагоги предлагают различные пути стимулирования потребности в самообразовании у школьников. Они замечают, что основной проблемой сегодня является заформализованность обучения, так как она сводит на нет естественность обучения, интересы личности, выпадает из поля зрения её своеобразие. Бондаревский В. Б. говорит о том, что главной задачей должно стать не воспитание человека, способного поступать правильно в тот момент, когда он находится под контролем родителей, учителей и т. д., а человека, способного к внутреннему самоконтролю, прекрасно понимающего значение самообразования и самовоспитания, умеющего творчески и содержательно организовывать свою жизнь. [1, c. 31-33]

В настоящее время глубоко  изучены признаки самообразования, его содержание, потребности, мотивы, виды, уровни, педагогическое управление самообразованием. Прежде всего, накоплен опыт исследований сущности самообразования. В отечественных исследованиях  представлены разнообразные подходы  к определению сущности самообразования. На рис. 1 приведём основные определения  сущности самообразования для получения  целостного представления о проблеме исследования.

Рис. 1. Определение сущности самообразования

 

Дополняют содержание понятия  самообразования как процесса познания на основе деятельностного подхода  представления педагогов: Н.А. Рубакин  – творческое бессистемное чтение [8]; А.Я. Айзенберг – систематическая и целенаправленная познавательная деятельность личности, обусловленная общественными и личными потребностями; непрерывное продолжение общего и профессионального образования; Г.С. Закиров – самостоятельный направленный поиск в целях удовлетворения повышенного, устойчивого интереса к познанию; И.И. Колбаско – самостоятельное приобретение учащимися знаний из различных источников, с учетом их интересов и склонностей; Н.Ф. Голованова – процесс самостоятельного приобретения знаний; Н.Д. Хмель, Н.Д. Иванова – познавательная деятельность, осуществляемая в соответствии с внутренними побуждениями и отсутствием обязательности.

В старших классах самообразование  направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Познавательные интересы старшеклассников носят избирательный  характер, связанный с успешностью  в определенной предметной области. Ведущей является учебно-профессиональная деятельность, учение под углом зрения выбранной профессии. В этом возрасте учащиеся в наибольшей степени готовы к самообразованию. В старшем  школьном возрасте самообразование  должно сформироваться в особую развернутую  деятельность, выходящую за пределы  школьного обучения. Самообразование  должно быть подчинено вхождению  в будущую профессию, самоформированию себя как активного члена общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Процесс самообразовательной деятельности школьника

 

Самообразование школьника  – это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования  его образования. Можно сказать, что самообразование является сложным и многогранным процессом.

 К настоящему времени  выделяется ряд существенных  признаков самообразовательной  деятельности.

Информация о работе Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников