Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить педагогические условия готовности старших школьников к самообразованию.
Объект исследования является самообразование школьников.
Предмет исследования – процесс готовности учащихся старших классов к самообразованию.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Определить возможности самостоятельной работы учащихся.
Выявить направление работы учителя в организации самообразования и самовоспитания старшеклассников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……...5
1.1 История развития проблемы формирования у учащихся готовности к самообразовательной деятельности………………….………………...5
1.2 Процесс самообразовательной деятельности школьников…………...9
1.3 Психолого-педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию……………………………………..………………...14
1.4 Психолого-педагогические характеристики старшего школьника....17
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ………….21
2.1 Возможности различных видов самостоятельной работы для формирования готовности к самообразованию старшеклассника...21
2.2 Основные направления работы учителя по руководству самовоспитанием и самообразованием учащихся……….…..……..24
2.3 Формирование самообразования в процессе обучения……………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая сдавать.docx

— 228.35 Кб (Скачать файл)

Как в самовоспитании, так  и в самообразовании определяющее значение имеет личный пример педагога в самосовершенствовании. Высокие  личностные качества и глубокие разносторонние знания учителя, требовательность к  себе в большом и малом, систематическая  работа над собой как нельзя лучше  стимулируют воспитанников к  самовоспитанию и самообразованию.

В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как  важное средство развития и личностного  формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии  умело и грамотно его направлять.

 

 

 

2.3 Формирование самообразования  в процессе обучения

 

В процессе прохождения практики в СОШ № 41нами было проведено микроисследование по формированию самообразования у старших школьников. Данный процесс проходил на уроке математики.

Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей учащихся. Этому  способствует логическое построение предмета, четкая система упражнений, для закрепления  полученных знаний и абстрактный  язык математика. Самое сложное в  математике научить решать задачи. Математика учит аргументировать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие  выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов. Учитель в своей работе должен стараться обучать школьников разумной организации своего труда методом  самообразования. Сущность самостоятельной  работы состоит в том, что она  выполняется учеником без непосредственного  участия учителя, но по его заданию  и под его управлением и  контроля.

У каждого опытного учителя  свои формы работы. Рассмотрим методы и приемы обучения учащихся, разработанные совместно с преподавателем школы № 41 Светланой Николаевной, которыми он хочет поделиться с молодыми специалистами.

Высокая степень самостоятельности  и самообразования проявляются  на уроках геометрии в 9 классах.

Этапы работы учителя

1 этап:

  • Всю программу по геометрии с 7 по 9 класс преподаватель разбивает на темы, знакомит с ними учащихся через лист учета на большом стенде.
  • Готовит пособия по теории, т.к. в учебнике Л. С. Атанасян иногда теоретический материал бывает трудно доступен для учащихся.
  • Затем к каждой теме даются образцы решения (примерно 10 и более) заданий.
  • Предлагается ученикам для самостоятельного решения задачи 1 ступени, где даны только ответы.
  • Даны задачи 2 ступени без ответов.

Подобраны контрольные работы из дидактического пособия.

Этапы работы ученика

2 этап:

  • Учащиеся изучают теоретический материал, начиная с 1 темы, сдают зачет, их ответы фиксируются на листе учета.
  • Затем они получают допуск к образцам решений, результат аккуратности, правильности выполнения оценивается и учитывается в листе учета также.
  • Выполнившие эти задания допускаются к самостоятельному решению задач 1 ступени, в которой даются ответы. Выполнение также оценивается.
  • Работа усложняется, ребята самостоятельно решают задачи 2 ступени, сильные учащиеся решают дополнительные задачи повышенной трудности.
  • Задания учащихся, полученные в ходе приобретения теоретического и решения практического материала, проверяются контрольной работой.

Такая кропотливая работа даёт очень многое и для слабых, и для сильных учеников.

Слабому можно помочь, может  быть, и не один раз, некоторому достаточно только лишь намекнуть. Ученик постоянно  сам обращается к учебнику, к пособию, ищет ответы на поставленные вопросы. В классе ученик может встать, свободно подойти к товарищу, к учителю, не боятся. Нужно вовремя похвалить. На психологию общения с детьми необходимо обращать особое внимание. Их общение, ходьба по классу не отвлекает, не мешает, все заняты.

Выполняя задание, ученики  работают в своем темпе (кто успевает решить 3-4 задачи, кто 10-12 задач) – и  это зависит только от ученика, но не от учителя. Есть ученики, которые  какое-то время работают интенсивно, затем наступает спад, расслабление, затем снова подъем. Все зависит  от природных данных, от эмоционального состояния ученика.

Причинами, заставляющими  ученика работать интенсивно, является не страх перед учителем, перед  наказанием. Работая в собственном  темпе, ученик все время преодолевает собственную лень, разболтанность, несобранность. Он учится преодолевать трудности, работать на пределе своих  сил. Его самовоспитание идет не на классном часе, а непосредственно  на уроке через учебный процесс. При работе по этой методике самообразования  учащихся сильные ученики не теряются, они получают прочные знания –  это одно из главных достоинств. Во время зачета или сотрудничества у учителя всегда есть возможность  проверить, верно, ли ученик понимает тему, помочь ему.

Большое значение в работе по самообразованию учащихся имеет  учет знаний на каждом этапе работы. Двойки за зачет не ставятся. У ученика  нет боязни перед пересдачей. А  при самообразовании учащихся отвечать должны все. Идет учет. Такая форма учета порождает здоровое соревнование, стремление быть не хуже других. Есть очень самолюбивые дети, и они никогда не допустят, чтобы кто-то шел впереди их. Ученики ясно видят на листе учета визуально, в цветовых гаммах, что они сделали и сколько еще нужно сделать. Общая атмосфера доброжелательности, внимательности к каждому ученику в классе – одна из движущих сил в этой работе. Какой бы ни был ученик, он всегда не хочет быть хуже других, и помочь ему в этом основная задача учителя, и если это сделать, то такой ученик будет работать изо всех сил.

Это совсем не означает, что  на уроке царит вседозволенность, и списывание. Ребята, понимают, что  работать необходимо сознательно и  разбираться основательно, так как  контрольные работы они выполняют  совершенно самостоятельно по индивидуальным карточкам, без посторонней помощи. Доброжелательность в работе и строгость  в ее оценке способствуют тому, что  все на уроке работают. Ученик, работает, он заранее знает, что будет у  него на уроке. По сути дела идет один непрерывный  урок погружения, который начался 1 сентября и закончился в мае. Организовывать учащихся не надо. Домашнее задания  отпадают. Ученик ежедневно выбирает свой темп с учетом своих возможностей – это его воспитывает и  дисциплинирует.

Учитель уходит с первого  плана, в центре – ученик, но учитель  работает дистанционно, приводя в  движение ум, совесть и души детей. Эта работа увлекает даже взрослых, умудренных опытом учителей, не говоря уже о детях. Радует, что многие учителя, сохраняя традиции преемственности, используют в своей работе крупицы  учительского опыта, откуда бы он ни пришел. Ведь приобретенные человеком знания определяют качество его деятельности и обогащают его опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовая работа посвящена  теме «Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию», объектом исследования которой является самообразование школьника. Самообразование — это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учетом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в учебных заведениях.

В ходе выполнения данной работы был проведён анализ психолого-педагогической литературы, исследовав которую, опираясь на исследования и выводы учёных, можем  выделить признаки самообразовательной  деятельности:

  1. для самостоятельной деятельности характерен более высокий уровень активности и самостоятельности познания;
  2. самообразовательная деятельность добровольная, поэтому здесь недопустимо какое-либо принуждение;
  3. самообразовательная деятельность отличается целенаправленностью, систематичностью и планомерным характером;

Самообразование – как  одна из форм познавательной деятельности человека возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешний  стимул должен вызвать адекватный внутренний побудитель – мотив. Мотив - это побудительная причина действия, повод к действию, движущая сила учения. Самообразовательная деятельность также должна определяться социально значимыми мотивами, связанными с определением юношами и девушками старших классов своего места в жизни, с осознанием значения знаний, общественной потребности в широком образовании молодежи, а также стремлением личности к самоусовершенствованию.

Таким образом, проблема формирования готовности к самообразованию сводится к воспитанию у личности стремлений к постоянному совершенствованию  своих знаний, умений самостоятельно совершать познание и его организовывать.

Целью исследования курсовой работы является выявление педагогических условий готовности старших школьников к самообразованию.

Для достижения данной цели были рассмотрены психолого-педагогических характеристики готовности школьников к самообразованию, определенных Сериковым Г. Н.

Среди таких характеристик  Сериков Г. Н. считает нужным выделить следующие:

- личностные ценности обучаемых, которые определяют их мировоззрение, взгляды на свое место в жизни общества;

- отношение к общественно-полезному труду, в том числе к учению, к самообразованию;

- взгляды личности на роль коллектива, более опытных наставников в ее деятельности, коммуникабельность во взаимодействии с другими людьми;

-  уровень развития эмоционально-волевого аппарата до возможности осуществления добровольного, систематического самообразования;

- уровень усвоенных личностью знаний, умений и навыков определенным направлением социального опыта.

Одной из задач поставленных перед исследованием темы данной работы являлось определить возможности  самостоятельной работы учащихся. Ведь самостоятельной работе придается ведущее значение. Самостоятельная учебная работа есть одна из разновидностей учебной деятельности, в которой отдельные ее компоненты выполняются учеником самостоятельно, без непосредственного участия учителя. Учитель формирует учебную деятельность школьника, передает отдельные ее компоненты школьникам для самостоятельного выполнения, но за учителем сохраняется общее руководство учебной деятельностью — выбор ее задач и способов, контроль за ее результатами.

Самообразование неразрывно связано с самовоспитанием. Самовоспитание представляет собой активную, целеустремленную деятельность учащегося, направленную на формирование и развитие у себя положительных и устранение отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, социальными условиями и личной программой развития.

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям  следует активно заниматься его  организацией.

Наиболее существенное влияние  на процессы самовоспитания и самообразования  учащихся оказывают:

— пропаганда опыта самовоспитания и самообразования выдающихся деятелей, полководцев и военачальников, передовиков  производства, высококлассных специалистов;

— доведение до глубокого  сознания каждого ребенка требований, предъявляемых к человеку в обществе;

— изучение теории самовоспитания и самообразования, овладение методами, приемами и средствами работы над  собой;

— формирование положительного общественного мнения, всестороннее стимулирование самовоспитательной и  самообразовательной работы учащихся;

— помощь каждому ребенку  в объективной оценке качеств  и знаний, черт характера, в осуществлении  самоконтроля за ходом и результатами работы над собой;

— оценка результатов работы, помощь в своевременной корректировке  целей и задач.

Если учителя обращают должное внимание на организацию самовоспитания и в состоянии умело и грамотно его направлять, то самовоспитание выступает как важное средство развития и формирования готовности к самообразованию учащихся.

Поставленные задачи были решены с помощью следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, наблюдения, беседа с учителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя/ Бондаревский В. Б. – М., “Просвещение”, 1985.
  2. Громцева А. К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы: (Методическое пособие). – Л: [ЛГПИ], 1974 г.
  3. Громцева А. К., Карпова А. Ф. и др. Руководство самообразованием школьников. – М: Просвещение, 1983 г.
  4. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М: Просвещение, 1983 г.
  5. Лайпанова, С. Х. Самообразование старшеклассников в контексте личностно ориентированного обучения: диссертация/  Лайпанова С. Х.: Карачаевск, 2004. – 182 с.
  6. Российская педагогическая энциклопедия/ Москва.: БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ,1993-1999. – 306 – 309 с.
  7. Редковец И. А. Формирование у учащихся общественно – ценностной мотивации самообразования. – М: Просвещение, 1986.
  8. Рубанин Н. А. Самостоятельная познавательная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 1990.
  9. Сериков Г.Н. Навыки самообразования — важная цель обучения/ Вест. Высшей школы, 1987. – 26-31 с.
  10. Линдсей Холл. Теория личности. – М., 2000 г.
  11. Ильина, Л. Е. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития старшеклассника: программа спецкурса/ Ильина Л. Е. – Оренбург: Экспресс-печать, 2007.- 56  с.

Информация о работе Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников