Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить педагогические условия готовности старших школьников к самообразованию.
Объект исследования является самообразование школьников.
Предмет исследования – процесс готовности учащихся старших классов к самообразованию.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Определить возможности самостоятельной работы учащихся.
Выявить направление работы учителя в организации самообразования и самовоспитания старшеклассников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……...5
1.1 История развития проблемы формирования у учащихся готовности к самообразовательной деятельности………………….………………...5
1.2 Процесс самообразовательной деятельности школьников…………...9
1.3 Психолого-педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию……………………………………..………………...14
1.4 Психолого-педагогические характеристики старшего школьника....17
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ………….21
2.1 Возможности различных видов самостоятельной работы для формирования готовности к самообразованию старшеклассника...21
2.2 Основные направления работы учителя по руководству самовоспитанием и самообразованием учащихся……….…..……..24
2.3 Формирование самообразования в процессе обучения……………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая сдавать.docx

— 228.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

2.1 Возможности различных видов самостоятельной работы для формирования готовности к самообразованию старшеклассника.

 

Постановку проблемы самообразования  в школе диктует социальный заказ, поставленный сегодня перед школой нашим обществом,— дать учащимся не только сумму знаний, но и сформировать у них умения самостоятельно пополнять  знания, ориентироваться в стремительном  потоке научной и политической информации. Это означает, что школа даже в  условиях всеобщего обязательного  среднего образования перестает  быть завершающим этапом самообразования. Она становится основой, стартом  для непрерывного и постоянного  самообразования человека социалистического  общества, продолжающегося и после  окончания школы, а затем и  среднего или высшего учебного заведения.

В педагогической литературе в последнее время часто обращается внимание на то, что для обеспечения  этих социальных задач необходимо построение для школы особой методики самостоятельной  работы учащихся, усложняющейся с  последующим классом класса, предполагающей не только увеличение времени на самостоятельную  работу, но прежде всего овладение  школьниками приемами самостоятельной  работы, причем не получение этих приемов  в готовом виде от учителя, а обнаружение  их в ходе активного поиска самими учениками. Самостоятельной работе придается теперь ведущее значение.

Прежде всего отметим, что нельзя смешивать самостоятельную  работу и самообразование школьников (хотя самостоятельная работа и может  перерастать в самообразование). В дидактике установлено, что  «самостоятельная работа учащихся —  это такая работа, которая выполняется  без непосредственного участия  учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время».

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная  деятельность, осуществляемая без непосредственного  руководства учителя. С точки  зрения организации самостоятельная  работа может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение  на заданную тему; групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3—6 чел.); парной - например, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном  кабинете; индивидуальной - каждый школьник выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему. Самостоятельная работа может проходить в классе (лаборатории, кабинете, мастерской или др. школьном помещении), во время внеклассных или внешкольных мероприятий, дома. Наибольшие распространенные виды самостоятельной работы работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, лабораторные занятия, опытническая работа, конструирование, моделирование и т. д. [6]

Исходя из внутреннего  содержания, можно выделить 3 ступени  самостоятельной учебной деятельности учащихся: репродуктивная (подражание образцам, усвоение и воспроизведение  своими словами материала учебника), репродуктивно-практическая (получая  знания из различных источников, школьник оценивает их с точки зрения своего опыта), критически-творческая (отражает критическое отношение учащихся к знаниям и продуктивный характер мышления). Содержание самостоятельной  работы обусловливает характер учебных  заданий обучающие задачи (учитель  предъявляет ученикам задание и  показывает, как его выполнять), тренировочные  задачи для самостоятельного решения  по образцу, поисковые задачи, решение  которых целиком возлагается  на учащихся.

Самообразование тоже осуществляется учеником самостоятельно, но большое  отличие этих видов работ состоит  в том, что самостоятельную работу школьник выполняет по заданию учителя, а самообразованием руководит сам, строя его соответственно своим  задачам. В литературе самообразование  определяют как «управляемую самим  учеником систематическую познавательную деятельность, преследующую цель совершенствования  образования».

Трактовка самостоятельной работы, и самообразования зависит от того, как понимается сам процесс учения. Если учение сводится к накоплению новых знаний, то соответственно и виды самостоятельного учения рассматриваются как дополнительная активность школьника в этом же направлении. С нашей точки зрения учение следует рассматривать как деятельность, включающую ряд компонентов в их единстве: мотивы, постановку и принятие учебных задач, осуществление активных учебных действий, действий самоконтроля и самооценки школьников. При таком понимании самостоятельная учебная работа есть одна из разновидностей учебной деятельности, в которой отдельные ее компоненты выполняются учеником самостоятельно, без непосредственного участия учителя. Учитель формирует учебную деятельность школьника, передает отдельные ее компоненты школьникам для самостоятельного выполнения, но за учителем сохраняется общее руководство учебной деятельностью — выбор ее задач и способов, контроль за ее результатами.

Самообразование же с точки  зрения этого подхода может быть рассмотрено как особая деятельность, имеющая свою специфическую структуру, отличающаяся от учебной деятельности и ее самостоятельных форм тем, что  ее основные компоненты — мотивы, задачи, способы действий и способы контроля определяются самим учеником. Как  правило, в основе самообразования  лежат мотивы жизненного определения; потребности, не удовлетворяемые в  условиях школы; более зрелые способы работы и контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные направления работы учителя по руководству самовоспитанием и самообразованием учащихся.

 

Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковый период. Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовоспитанием? К сожалению, не все. Но все так или иначе задумываются над своим совершенствованием, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям  следует активно заниматься его  организацией.  

Содержание и формы  работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того, насколько  сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в  какой мере они знакомы с научной  и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они  относятся к исполнению своих  педагогических обязанностей. В целом  же организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям. К ним  относятся:

- формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;

- оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

- практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.

Учителю необходимо осуществлять умелое руководство самовоспитанием  и самообразованием учащихся. В ходе самовоспитания и самообразования дети испытывают серьезные трудности, причины которых заключены в следующем: слабом владении навыками самопознания и самооценки, неумении определить цели и задачи самовоспитательной и самообразовательной работы; нерациональном планировании работы над собой. Это говорит о том, что самовоспитание и самообразование подопечных нельзя пускать на самотек, этими процессами необходимо руководить.  

Руководство самовоспитанием  и самообразованием — сложный, многогранный процесс, представляющий собой систему  учебных, воспитательных, организационных  мероприятий, направленных на обеспечение  целенаправленной, систематической  и разносторонней работы каждого  учащегося по совершенствованию  своей личности. Оно требует от учителей большого такта, высокой общей  культуры, требовательности и заботы о подопечных. Учителю принадлежит ведущая роль в руководстве самовоспитанием и самообразованием, которое он осуществляет с опорой на ученические организации. 

Основная задача руководства  состоит в целенаправленном побуждении учащихся к активной работе над собой, в выработке у них соответствующих  мотивов к разностороннему совершенствованию, в создании для этого необходимых  условий. Само руководство зависит  от многих объективных и субъективных факторов и осуществляется во всех видах деятельности. 

Наиболее существенное влияние  на процессы самовоспитания и самообразования  учащихся оказывают:

— пропаганда опыта самовоспитания и самообразования выдающихся деятелей, полководцев и военачальников, передовиков  производства, высококлассных специалистов;

— доведение до глубокого  сознания каждого ребенка требований, предъявляемых к человеку в обществе;

— изучение теории самовоспитания и самообразования, овладение методами, приемами и средствами работы над  собой;

— формирование положительного общественного мнения, всестороннее стимулирование самовоспитательной и  самообразовательной работы учащихся;

— помощь каждому ребенку  в объективной оценке качеств  и знаний, черт характера, в осуществлении  самоконтроля за ходом и результатами работы над собой;

— оценка результатов работы, помощь в своевременной корректировке  целей и задач.

Пропаганда опыта самовоспитания и самообразования предполагает систему мероприятий, направленных на формирование в сознании каждого  учащегося образца деятельности по работе над собой, ознакомление его  с методами и приемами самовоспитания и самообразования, на выработку  стремления к систематическому самосовершенствованию. С этой целью используются различные  формы, работы: лекции и беседы, читательские конференции, тематические кинофестивали, обсуждение научной, мемуарной и художественной литературы, различные собрания, посвященные вопросам самовоспитания и самообразования, и др. 

Среди наиболее эффективных  форм можно назвать: проведение тематических вечеров, бесед, дискуссий, собраний по вопросам теории и практики самовоспитания и самообразования личного состава; создание в библиотечке подразделения  фонда литературы по вопросам самовоспитания и самообразования и его популяризация  среди учащихся; систематическое  проведение семинаров по вопросам методики руководства самовоспитанием и самообразованием.  

Эффективность этих мероприятий  тем выше, чем более дифференцированно  они проводятся. Во многих школах разработаны  варианты программ самовоспитания и  самообразования, оборудованы специальные  стенды, выставки литературы под рубрикой «В помощь занимающимся самовоспитанием  и самообразованием», разработаны  соответствующие рекомендации. В  основе побуждения учащихся к работе над собой лежит определение  индивидуальных, групповых и общеколлективных перспектив с учетом потребностей, жизненных целей, интересов, мотивов  деятельности и поведения каждого  ребенка.

Мобилизующе действует на учащихся стимулирование самовоспитательной и самообразовательной работы. Оно  осуществляется путем создания условий  для самосовершенствования и  укрепления положительной мотивации  к работе над собой. 

Внешними стимулирующими условиями являются:

— неуклонное соблюдение порядка  в школе;

— научная организация  труда;

— формирование положительного общественного мнения в коллективе и высокой требовательности к  каждому;

— включение каждого ребенка  в активную социальную деятельность;

— организация отдыха и  досуга. 

Стимулирующее воздействие  на внутренние мотивы самовоспитания и самообразования заключается  в формировании у воспитанников  сознательной установки, определенного  психологического настроя к работе над собой. Действенным стимулом в работе над собой служат анализ и оценка деятельности каждого ребенка, его достижений и недостатков. Руководство  самосовершенствованием осуществляется и через внутриклассное соревнование. Учащиеся берут на себя определенные обязательства, намечают сроки их выполнения и тем самым закладывают основы личных планов по самообразованию и  самовоспитанию. Чем конкретнее обязательства, тем больше они способствуют самосовершенствованию детей.

Одним из важных направлений  в руководстве самовоспитанием  и самообразованием является оказание помощи учащимся в объективной оценке своих качеств, в осуществлении  самоконтроля за работой над собой. Процесс самооценки сложен и противоречив. Дети нередко допускают ошибки, или  завышая самооценку (преуменьшая  и просто не замечая своих недостатков), или недооценивая свои положительные  качества, черты характера, знания (неверие  в свои силы, преувеличение своих  недостатков и т. п.). В результате наблюдаются проявления самодовольства, неоправданные притязания или же снижение требовательности к себе, прекращение работы над собой. Вот  почему оказание помощи воспитанникам  в познании и оценке самих себя является необходимым звеном в деятельности учителя по руководству самосовершенствованием учащихся. 

К руководству самовоспитанием  и самообразованием относятся и  постоянный контроль, действенная помощь детям в работе над собой. Контроль может выступать в различных  формах: анализ результатов деятельности, качества выполнения поручений; выявление  читательских интересов; индивидуальные и групповые беседы по вопросам реализации программы самовоспитания и самообразования  и др.

Помощь учащимся оказывается  посредством определения задач  самовоспитания и самообразования, выбора содержания и планирования этой работы. Это могут быть и методические рекомендации по составлению программ самовоспитания, и обобщение и  распространение передового опыта  самосовершенствования лучших учащихся, и групповые и индивидуальные консультации. 

Информация о работе Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников