Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа
Цель исследования – выявить педагогические условия готовности старших школьников к самообразованию.
Объект исследования является самообразование школьников.
Предмет исследования – процесс готовности учащихся старших классов к самообразованию.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Определить возможности самостоятельной работы учащихся.
Выявить направление работы учителя в организации самообразования и самовоспитания старшеклассников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……...5
1.1 История развития проблемы формирования у учащихся готовности к самообразовательной деятельности………………….………………...5
1.2 Процесс самообразовательной деятельности школьников…………...9
1.3 Психолого-педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию……………………………………..………………...14
1.4 Психолого-педагогические характеристики старшего школьника....17
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ………….21
2.1 Возможности различных видов самостоятельной работы для формирования готовности к самообразованию старшеклассника...21
2.2 Основные направления работы учителя по руководству самовоспитанием и самообразованием учащихся……….…..……..24
2.3 Формирование самообразования в процессе обучения……………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Самообразование учащихся на уроках математики
Тема: Вписанный угол
Определение: Угол, образованный двумя хордами, исходящими из одной точки окружности, называется вписанным углом.
Таков, например, угол АВС.
О вписанном угле принято говорить, что он опирается на дугу, заключенную между его сторонами. Так угол АВС опирается на дугу АС или иногда обозначают АМС.
Теорема: Вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.
Эту теорему надо понимать так: вписанный угол содержит в себе столько угловых градусов, минут и секунд, сколько дуговых градусов, минут и секунд заключается в половине дуги, на которую он опирается.
ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЙ
Задачи по теме: «Вписанный угол».
№ 1. Сумма вписанного угла АВС с центральным углом АОС равна 90⁰. Найдите каждый из этих углов.
Дано: окружность с центром О
< АВС – вписанный
<АОС – центральный
< АВС + < АОС = 90⁰.
Найти: < АВС = ?, <АОС = ?
Решение: обозначим вписанный угол АВС=Х → АMС = 2Х, т.к. вписанный угол измеряется половиной дуги на которую он опирается. Тогда центральный <АОС=2Х, т.к. он измеряется дугой, на которую опирается.
< АВС + < АОС = 90⁰ (по условию), х+2х =90, 3х=90,х=30
< АВС = х= 30⁰, < АОС = 2×30 = 60⁰
Ответ: < АВС = 30⁰, < АОС = 60⁰
№ 2. Разность центрального угла АОС и вписанного угла АВС равна 30. Найдите каждый из этих углов.
Дано: <АОС – центральный
< АВС – вписанный
<АОС - <АВС = 30⁰
Найти: < АВС = ?, <АОС = ?
Решение: пусть < АВС = Х, тогда дуга АMС = 2Х (т.к. вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается). <АОС - <АВС = 30⁰ (по условию), 2х-х =30 , х=30
< АВС = 30, <АОС = 2×30 = 60
Ответ: < АВС = 30⁰, < АОС = 60⁰
№ 3. Доказать, что центром окружности, описанной около прямоугольного треугольника, является середина гипотенузы.
Дано: ∆ АВС – прямоугольный (<С = 90⁰), вписан в окружность
Доказать: О – центр окружности
Доказательство: все углы, опирающиеся
на диаметр прямые → если < С = 90⁰, то АВ -диаметр, но АВ – гипотенуза ∆АВС. Но центр окружности лежит на середине диаметра, а значит на середине гипотенузы АВ.
№ 4. Углы А, В и С четырехугольника АВСД, вписанного в окружность пропорциональна числам: 4, 3, 5. Найдите все углы четырехугольника.
Дано: АВСД – четырехугольник, вписанный в окружность, < А: <В : <С = 4 : 3 : 5
Найти: <А = ?, <С=?, < В=?, < Д=?
Решение: < А + < С = 180⁰, < В + < Д = 180⁰,
(т.к у вписанного
4 Х + 5 Х = 3Х +<Д
4 Х + 5 Х = 180⁰,
< В = 3 Х <В = 60⁰
< Д = 6 Х
9 Х = 180⁰
<С = 5Х
<С = 100⁰
Х = 20⁰
< Д = 6 Х
< Д = 120⁰
Ответ: <А= 80⁰, <В = 60⁰, <С = 100⁰, < Д = 120⁰
№ 5. В треугольнике АВС проведены две высоты АЕ и СД. О – точка их пересечения. Доказать, что около четырехугольника ВDОЕ можно описать окружность.
Дано: ∆ АВС, О – точка пересечения СD и АВ
Доказать: Около ВДОЕ можно описать окружность
Доказательство: рассмотрим четырехугольник ВDОЕ. Найдем сумму внутренних углов четырехугольника по формуле: 180⁰ (n – 2) = 180⁰ (4 – 2) = 360⁰
< В + < D + < О + < Е = 360⁰, но < D = 90⁰ и < Е = 90⁰ (по условию) < D + < Е = 90⁰+ 90⁰ = 180, < D + < Е = 180⁰, <В + 90⁰+ < О + 90⁰ = 360⁰, < В + < О + 180⁰ =360⁰,
< В + < О = 180⁰
< В + < О = < D + < Е
В четырехугольнике ВDОЕ сумма противоположных углов равна 180⁰. Значит около этого четырехугольника можно описать окружность.
№ 6. Найдите радиус окружности к задаче № 5, если известно, что длина отрезка ВО = 10 см.
Дано: ВDОЕ вписан в окружность
<ВDО = 90⁰, <ВЕО = 90⁰
Найти: R = ?
Решение: все углы опирающиеся на диаметр, прямые ВО – диаметр окружности. 2R = 10, R = 5 см.
Ответ: R = 5 см.
РЕШИ САМОСТОЯТЕЛЬНО
1 ступень.
2 ступень
ЗАДАЧИ НА ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Углы в окружности
Информация о работе Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников