Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа
Цель исследования – выявить педагогические условия готовности старших школьников к самообразованию.
Объект исследования является самообразование школьников.
Предмет исследования – процесс готовности учащихся старших классов к самообразованию.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Определить возможности самостоятельной работы учащихся.
Выявить направление работы учителя в организации самообразования и самовоспитания старшеклассников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……...5
1.1 История развития проблемы формирования у учащихся готовности к самообразовательной деятельности………………….………………...5
1.2 Процесс самообразовательной деятельности школьников…………...9
1.3 Психолого-педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию……………………………………..………………...14
1.4 Психолого-педагогические характеристики старшего школьника....17
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ………….21
2.1 Возможности различных видов самостоятельной работы для формирования готовности к самообразованию старшеклассника...21
2.2 Основные направления работы учителя по руководству самовоспитанием и самообразованием учащихся……….…..……..24
2.3 Формирование самообразования в процессе обучения……………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35
Необходимым компонентом также является энергетический, который включает как волевые, так и эмоциональные стороны деятельности Самообразование всегда осуществляется при высоком уровне активности, напряженности познавательных, волевых и эмоциональных сил. Можно сказать, что самообразование связано с наличием положительных эмоций.
Таким образом, проблема формирования
готовности к самообразованию сводится
к воспитанию у личности стремлений
к постоянному
Прейдем к рассмотрению психолого-педагогических характеристик готовности школьников к самообразованию, определенных Сериковым Г. Н.
Среди таких характеристик Сериков Г. Н. считает нужным выделить следующие:
- личностные ценности обучаемых, которые определяют их мировоззрение, взгляды на свое место в жизни общества;
- отношение к общественно-полезному труду, в том числе к учению, к самообразованию;
- взгляды личности на роль коллектива, более опытных наставников в ее деятельности, коммуникабельность во взаимодействии с другими людьми;
- уровень развития эмоционально-волевого аппарата до возможности осуществления добровольного, систематического самообразования.
Также Сериков Г. Н считает,
что возможность и
Она включает следующие компоненты:
- в конкретном видеть проявление общего;
- из общего выделять конкретное;
- видеть внутренние межпредметные связи относительно различных научных понятий, методов и т. п.;
- осознание единства и целостности научной картины мира; умение соотносить научные категории с объективной реальностью;
- уровень понимания относительного характера знаний и необходимости уточнения их путем систематического познания;
- умение анализировать и обобщать;
- гибкость мыслительной деятельности;
- осознанность, устойчивость и самостоятельность мышления;
- прочность имеющихся знаний, умений и навыков, их восстанавливаемость.
Далее Сериков Г. Н. говорит о том, что осуществление самообразования становится возможным, если обучаемые умеют работать с различными источниками, в которых собран, обобщен и хранится накопленный человечеством социальный опыт. Умения грамотно работать с основными источниками информации позволяют правильно и оперативно ориентироваться в ее огромных объемах, выбирать главное, соответствующее целям самообразования, внутренним потребностям личности и т. п.
Следовательно, умение личности работать с основными источниками социальной информации также является показателем ее готовности к самообразованию.
Среди основных составляющих обобщенные умения учащихся работать с источниками информации выделим следующие:
- характер ориентирования в разнообразных объемах информации, выраженной с помощью основных источников;
- психологическая готовность верно оценить функциональные возможности как отдельного источника, так и их совокупности, выбрать на этой основе целесообразные средства для и усвоения информации;
- культура восприятия информации от источника (слушание учителя или собеседника, наблюдаемость зрительно и пр.);
- рациональная запись информации с различных источников;
- культура усвоения информации в процессе взаимодействия с источником;
- умение использовать источник информации при самоконтроле и самооценке качества результатов самообразования. [9]
В качестве еще одной из
важных характеристик
Среди организационно-управленческих умений, характеризующих готовность обучаемых к самообразованию, Сериков Г. Н. следующие:
- умение намечать и принимать к исполнению задачи самообразования, основные пути поиска и усвоения социального опыта;
- навыки планирования учебного труда, распределение усилий и времени для выполнения различных обязанностей;
- умение создавать благоприятные условия для самостоятельной работы (соответствующую обстановку, культуру быта, гигиену труда и т. п.);
- умения и навыки самоконтроля, самоанализа и самооценки результатов самообразовательной деятельности на ее основе разрабатывать новые задачи самообразования.
Обозначенные выше характеристики готовности личности к самообразованию отражают наиболее важные способности, обуславливающие возможность осуществления самообразования.
1.4 Психолого-педагогические
характеристики старшего
Юность — период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет.
В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма. Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.
По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего — это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а вот общение с друзьями остается интимно-личностным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение.
В познавательной
сфере у старшеклассников
Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы. В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания. Такие образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно-короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.
Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность.
Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование — это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.
Происходит
существенное изменение
Человек
осознает себя принадлежностью
мира. В этом возрасте происходит
формирование половой взрослой
принадлежности. Юноши начинают
понимать значение слова «
Уровень
тревожности старшеклассников
Юношеская
мечта о любви, ранняя любовь
выражают потребность в
Характерной
чертой нравственного развития
в этом возрасте является
Жизненные
планы старшеклассников, которые
стоят на пороге выбора
По исследованиям
психологов, многие старшеклассники
хорошо определяют в профессии
ее результативность и с
Классному
руководителю необходимо
У старшеклассников
обычно ярко выражено
Много
внимания в работе со
Информация о работе Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников