Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить педагогические условия готовности старших школьников к самообразованию.
Объект исследования является самообразование школьников.
Предмет исследования – процесс готовности учащихся старших классов к самообразованию.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Определить возможности самостоятельной работы учащихся.
Выявить направление работы учителя в организации самообразования и самовоспитания старшеклассников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……...5
1.1 История развития проблемы формирования у учащихся готовности к самообразовательной деятельности………………….………………...5
1.2 Процесс самообразовательной деятельности школьников…………...9
1.3 Психолого-педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию……………………………………..………………...14
1.4 Психолого-педагогические характеристики старшего школьника....17
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ………….21
2.1 Возможности различных видов самостоятельной работы для формирования готовности к самообразованию старшеклассника...21
2.2 Основные направления работы учителя по руководству самовоспитанием и самообразованием учащихся……….…..……..24
2.3 Формирование самообразования в процессе обучения……………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая сдавать.docx

— 228.35 Кб (Скачать файл)

Необходимым компонентом  также является энергетический, который  включает как волевые, так и эмоциональные стороны деятельности Самообразование всегда осуществляется при высоком уровне активности, напряженности познавательных, волевых и эмоциональных сил. Можно сказать, что самообразование связано с наличием положительных эмоций.

Таким образом, проблема формирования готовности к самообразованию сводится к воспитанию у личности стремлений к постоянному совершенствованию  своих знаний, умений самостоятельно совершать познание и его организовывать. [4]

Прейдем к рассмотрению психолого-педагогических характеристик готовности школьников к самообразованию, определенных Сериковым  Г. Н.

Среди таких характеристик Сериков Г. Н. считает нужным выделить следующие:

- личностные ценности обучаемых, которые определяют их мировоззрение, взгляды на свое место в жизни общества;

- отношение к общественно-полезному труду, в том числе к учению, к самообразованию;

- взгляды личности на роль коллектива, более опытных наставников в ее деятельности, коммуникабельность во взаимодействии с другими людьми;

-  уровень развития эмоционально-волевого аппарата до возможности осуществления добровольного, систематического самообразования.

Также Сериков Г. Н считает, что возможность и эффективность  самообразования в значительной степени определяется той базой, которой владеет личность в области  предмета самообразования и способов его освоения. Поэтому важной характеристикой  готовности к самообразованию является уровень усвоенных личностью  знаний, умений и навыков определенным направлением социального опыта.

Она включает следующие компоненты:

- в конкретном видеть проявление общего;

- из общего выделять конкретное;

- видеть внутренние межпредметные связи относительно различных научных понятий, методов и т. п.;

- осознание единства и целостности научной картины мира; умение соотносить научные категории с объективной реальностью;

- уровень понимания относительного характера знаний и необходимости уточнения их путем систематического познания;

- умение анализировать и обобщать;

- гибкость мыслительной деятельности;

- осознанность, устойчивость и самостоятельность мышления;

- прочность имеющихся знаний, умений и навыков, их восстанавливаемость.

Далее Сериков Г. Н. говорит  о том, что осуществление самообразования становится возможным, если обучаемые умеют работать с различными источниками, в которых собран, обобщен и хранится накопленный человечеством социальный опыт. Умения грамотно работать с основными источниками информации позволяют правильно и оперативно ориентироваться в ее огромных объемах, выбирать главное, соответствующее целям самообразования, внутренним потребностям личности и т. п.

Следовательно, умение личности работать с основными источниками  социальной информации также является показателем ее готовности к самообразованию.

Среди основных составляющих обобщенные умения учащихся работать с источниками информации выделим следующие:

- характер ориентирования в разнообразных объемах информации, выраженной с помощью основных источников;

- психологическая готовность верно оценить функциональные возможности как отдельного источника, так и их совокупности, выбрать на этой основе целесообразные средства для и усвоения информации;

- культура восприятия информации от источника (слушание учителя или собеседника, наблюдаемость зрительно и пр.);

- рациональная запись информации с различных источников;

- культура усвоения информации в процессе взаимодействия с источником;

- умение использовать источник информации при самоконтроле и самооценке качества результатов самообразования. [9]

В качестве еще одной из важных характеристик самообразовательной  деятельности Сериков Г. Н. выделяет организационно-управленческого умения. В педагогическом смысле эти умения выражены осмысленной субъектом, системой действий, приемов, методов и пр., направленных на достижение поставленных целей самообразования.

Среди организационно-управленческих умений, характеризующих готовность обучаемых к самообразованию, Сериков Г. Н. следующие:

- умение намечать и принимать к исполнению задачи самообразования, основные пути поиска и усвоения социального опыта;

- навыки планирования учебного труда, распределение усилий и времени для выполнения различных обязанностей;

- умение создавать благоприятные условия для самостоятельной работы (соответствующую обстановку, культуру быта, гигиену труда и т. п.);

- умения и навыки самоконтроля, самоанализа и самооценки результатов самообразовательной деятельности на ее основе разрабатывать новые задачи самообразования.

Обозначенные выше характеристики готовности личности к самообразованию отражают наиболее важные способности, обуславливающие возможность осуществления самообразования.

 

 

 

1.4 Психолого-педагогические  характеристики старшего школьника

 

Юность — период жизни  от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет.

В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма. Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.

По сравнению с предыдущими  возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего — это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а вот общение с друзьями остается интимно-личностным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение.

  В познавательной  сфере у старшеклассников также  происходят свои изменения. Развитие  мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.

Развитие внимания характеризуется  высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.  В развитии памяти происходит замедление прироста  продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.   Такие образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.                Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей    детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются    и развиваются коммуникативные способности учащихся,    включающие умение вступать в контакт с незнакомыми   людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания,  достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

В личностном развитии старшеклассники  все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно-короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В развитии эмоциональной  сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.

Юноши, по сравнению с  подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность.

Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование — это  чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего  мира.

       Происходит  существенное изменение самосознания  — повышается значимость собственных  ценностей, частные самооценки  собственных качеств личности  перерастают в целостное отношение  к себе.

       Человек  осознает себя принадлежностью  мира. В этом возрасте происходит  формирование половой взрослой  принадлежности. Юноши начинают  понимать значение слова «мужчина»,  а девушки -слово «женщина».  Старшеклассники пытаются обратить  внимание на собственную непохожесть  и уникальность и пытаются  это подчеркнуть возможными средствами. Многие ребята в этом возрасте  задумываются о своей карьере,  ставят определенные жизненные  цели и пытаются поэтапно их  реализовать. Этот возраст характерен  мечтанием о будущем и с  будущим связаны все переживания  подростков.

       Уровень  тревожности старшеклассников гораздо  ниже, чем у подростков. Отношения  в классах становятся достаточно  ровными и стабильными. Доверительность  становится качеством общения  со взрослыми, чувство дружбы - более избирательным. В классах  можно наблюдать примеры длительной  дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность  и исповедальность, в отношениях  преобладает принцип сходства  и равенства.

       Юношеская  мечта о любви, ранняя любовь  выражают потребность в эмоциональном  контакте, понимании, душевной близости, осознании эротических мотивов,  но собственные переживания иногда  более значимы, чем объект привязанности.  Старшеклассники сенситивны к  освоению своего внутреннего  мира, идет совершенствование умения  управлять собой, обогащение эмоциональной  сферы.

       Характерной  чертой нравственного развития  в этом возрасте является усиление  сознательных мотивов поведения.  Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность,  настойчивость, самостоятельность,  инициатива, умение владеть собой.

       Жизненные  планы старшеклассников, которые  стоят на пороге выбора профессии  отличаются резкой дифференциацией  по интересам и намерениям, но  совпадают в главном - каждый  хочет занять достойное место  в жизни, получить интересную  работу, хорошо зарабатывать. В связи  с выбором профессии, у учащихся могут возникать конфликты с семьей. Родители предлагают своему ребенку ту профессию, которую, по их мнению, легче получить или требуют идти по их стопам. Однако учащиеся определяют в профессии, в первую очередь, ее материальные возможности.

       По исследованиям  психологов, многие старшеклассники  хорошо определяют в профессии  ее результативность и с трудом  определяют трудности профессии,  с которыми им придется столкнуться.

       Классному  руководителю необходимо обратить  серьезное внимание на просвещение  учащихся в вопросе выбора  будущей профессии, на знакомство  с различными профессиями и  представителями различных профессий.  Не менее значимым и интересным  является знакомство с Вузами, в которых можно получить информацию  о той или иной профессии.

       У старшеклассников  обычно ярко выражено избирательное  отношение к учебным предметам.  Потребность в значимых для  жизненного успеха знаниях —  одна из самых характерных  черт нынешнего старшеклассника.  Старшеклассники отличаются высоким  уровнем обобщения и абстрагирования,  произвольностью и устойчивостью  внимания, долговременной и логической  памятью. В этом возрасте ярко  проявляются доминирующие мотивы  учения, которые можно изучить  классному руководителю.

       Много  внимания в работе со старшеклассниками  классный руководитель должен  уделять этическим проблемам.  Ни для кого не секрет, что  в этом возрасте молодые люди  испытывают интерес к «вечным»  проблемам: смыслу жизни, свободе  личности, поиску истины. Решая этические  проблемы, молодежь вынуждена решать  многие непростые вопросы, которые  могут быть связаны с сильными  переживаниями: интимные отношения,  неформальные молодежные организации,  поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой  мир с помощью наркотиков и  т.д. Все перечисленные выше  ситуации должны быть в поле  зрения классного руководителя  и занять одно из главных  мест в плане воспитательной  работы со старшеклассниками.

Информация о работе Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников