Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа
Цель исследования – выявить педагогические условия готовности старших школьников к самообразованию.
Объект исследования является самообразование школьников.
Предмет исследования – процесс готовности учащихся старших классов к самообразованию.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Определить возможности самостоятельной работы учащихся.
Выявить направление работы учителя в организации самообразования и самовоспитания старшеклассников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……...5
1.1 История развития проблемы формирования у учащихся готовности к самообразовательной деятельности………………….………………...5
1.2 Процесс самообразовательной деятельности школьников…………...9
1.3 Психолого-педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию……………………………………..………………...14
1.4 Психолого-педагогические характеристики старшего школьника....17
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ………….21
2.1 Возможности различных видов самостоятельной работы для формирования готовности к самообразованию старшеклассника...21
2.2 Основные направления работы учителя по руководству самовоспитанием и самообразованием учащихся……….…..……..24
2.3 Формирование самообразования в процессе обучения……………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35
Приведём признаки, охарактеризованные Редковец И. А. в ее книге "Формирование у учащихся общественно-ценностной мотивации самообразования": "Для самообразовательной деятельности (по сравнению с учебной) характерен более высокий уровень активности и самостоятельности познания; самообразовательная деятельность добровольная, поэтому здесь недопустимо какое-либо принуждение. Это определяет специфику мотивации самообразования; важнейшим признаком самообразовательной деятельности является ее более избирательный характер по сравнению с учебным познанием; самообразовательная деятельность отличается целенаправленностью, систематичностью и планомерным характером; сравнение с учебной деятельностью помогает выявить еще одну особенность самообразования; самообразовательные интересы в большей степени отражают направленность на творческое познание и соответствующие продуктивные его способы". [7]
Кроме того, выделяя типы
самообразовательной
Нужно отметить, что у отдельных учащихся самообразование выражает уже сформировавшуюся направленность личности у других более мозаичный характер. Естественно, что и выделенные виды, связи с этим носят несколько условный характер, создавая у каждой личности свой индивидуальный рисунок.
Изучение процессуальной
стороны самостоятельного познания
в форме самообразования
Сам процесс познания в
условиях самообразования может
строиться как преобразующе-
Связывая обращение учащихся к
самообразованию с их определением
в обществе, с ростом их самосознания,
в нашем понимании
Громцева А. К. мотивы самообразовательной деятельности делит условно на следующие три группы:
I. Широкие, социально значимые
мотивы, вызываемые у школьников
необходимостью определения
II. Мотивы, связанные с побудительными
силами познавательного
III. Мотивы, обусловленные стремлением
к самоусовершенствованию
Рассмотрим первую группу мотивов. Среди этой группы выделяют, прежде всего:
1) Мотив "зова времени". Благодаря
быстро развивающейся науке и
технике, благодаря широкому
2) Мотивы, связанные с реализацией
жизненных планов и идеалов.
Именно они придают
Здесь выделяют следующие категории:
- стремление осознать свои возможности и способности;
- познавательный интерес к учебному предмету, включенный в жизненные планы учащихся;
- у учеников старших классов стремление к самообразованию может возникнуть связи с желанием поступить в высшее учебное заведение;
- интерес к вопросам мировоззренческим, социальным, морально-этическим, политическим и т. п.
Рассмотрим теперь вторую группу мотивов, связанную с побудительными силами познавательного интереса.
Громцева А. К. отмечает: "Развиваясь внутри учебной, эта деятельность учащихся довольно часто не носит той степени целенаправленности, которая бывает, характерна для взрослых. Причем в этом случае отчетливо выделяется три группы учащихся:
- учащиеся с низким уровнем познавательного интереса;
- учащиеся, у которых познавательный интерес к определенному предмету приобрел достаточную стойкость;
- учащиеся, у которых стержневым стал собственно познавательный интерес во всем своем своеобразии. Самообразовательную деятельность в этом случае движет жажда познания, беспристрастный поиск новой информации".
Третья группа мотивов самообразования связана с потребностью личности в самосовершенствовании (развитии способностей, самовоспитании характера).
По словам Громцевой А. К. "... признавая обусловленность данных мотивов социальной средой, запросами жизни, считаем возможным, выделить их в отдельную группу, хотя бы потому, что процесс самообразования, как правило, здесь играет служебную роль:
Т. о., знакомство с мотивами самообразовательной деятельности учащихся дает нам возможность глубже и рельефнее раскрыть своеобразие его в условиях общеобразовательной школы.
Самообразовательная деятельность обладает свойством развиваться, вследствие чего выделяют уровни развития данной деятельности. Рассмотрим характеристику уровней организации самообразовательной деятельности предложенную Громцевой А. К.:
I. "Самый низкий уровень. Это
по существу, еще не целенаправленная
самообразовательная работа, а часто
случайная, дополнительная к
Уровень познавательных умений на этом
этапе чрезвычайно подвижен. Некоторые
учащиеся делают свои первые шаги в
самостоятельном познании, чаще всего,
расширяя содержание домашней учебной
работы. Умение работать самостоятельно
часто не высокого уровня. Ученики
отдают предпочтение работе под руководством
учителя. Выполнение домашней работы представляет
собой на данном этапе или выполнение
упражнений "по образцу", или механическое
воспроизведение страниц
В последствии деятельность этого
этапа должна перерасти в систематическую,
целенаправленную и самостоятельную.
Вместе с тем иногда наблюдается,
что эта случайная
II. "На этом этапе
Основной движущей силой перестройки деятельности из стихийной (1 уровень) в целенаправленную самообразовательную деятельность (II уровень) является формирование жизненных планов, рост самосознания учащегося.
Содержание самообразования на
этом уровне становится более самостоятельным
по отношению к процессу учения,
в связи, с чем становиться
особенно важным вопрос уровня умений,
который обслуживает процесс
самостоятельного познания. Наличие
высокого уровня умений самостоятельного
познания у школьников можно наблюдать
в первую очередь при выполнении
ими домашних заданий. Дело в том,
что новая позиция заставляет
перестраивать всю учебную
Причем если уровень познавательных умений у учащегося еще низок, то он борется со своим неумением, проявляя большую настойчивость.
Обогащается деятельность и источники получения знаний, но редко возрастает удельный вес знаний, полученных путем самообразования.
Для данного уровня деятельности характерно
осознание учащимися
III. "Третий уровень характерен
для учащихся, которые ужен не
один год включены в
Качественный скачек в самообразовании на этом уровне (по сравнению со вторым) обеспечивает и овладение организационными умениями, дающими возможность строить его более рационально.
На этом этапе ученик отказывается от того разнообразия форм и источников, что было характерно для второго уровня, останавливаясь на двух-трех, которые, тем не менее, могут обеспечить полностью все звенья его познания.
На третьем уровне происходит дальнейшая концентрация, но уже не содержания (как на втором), а источников и видов деятельности.
Учащиеся в результате систематической, самостоятельной познавательной деятельности приобретает умения анализировать проделанную работу, соотносить ее с поставленными задачами, более экономно ее строить, отбрасывая лишние виды работ.
Достаточно высокий уровень
организации умений обуславливает
и еще одну чрезвычайно важную
особенность этого уровня: школьники
как бы становятся хозяевами всей
своей познавательной деятельности
(учебной и
1.3 Психолого-педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию
Готовность к самообразованию – овладение личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности. Анализ самообразования школьников, его движущих сил дает возможность выделить в нем те компоненты, которые присущи любой деятельности, такие как: мотивационный, целеполагающий (ориентировочный), процессуальный, организационный, энергетический и оценочный.
Так, поскольку самообразование – добровольный вид работы, в нем особенно ясно просматривается мотивационная сфера.
Осознание себя как личности,
определение идеалов, жизненных
планов является главной линией развития
побудительных сил
Для самообразования, как, впрочем,
и для любой деятельности, особенно
значима и ее процессуальная сторона.
Будет, функционировать
В плане интенсификации процесса познания не меньшее значение имеет и его самоорганизация, выбор приемов работы, планирование времени, самоконтроль.
Определение через самоконтроль усвоения качества своих знаний, своих слабых мест, определение в связи с этим последующих образовательных задач дает возможность школьнику следующий цикл самообразования строить более сознательно.
Информация о работе Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников