Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить педагогические условия готовности старших школьников к самообразованию.
Объект исследования является самообразование школьников.
Предмет исследования – процесс готовности учащихся старших классов к самообразованию.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Определить возможности самостоятельной работы учащихся.
Выявить направление работы учителя в организации самообразования и самовоспитания старшеклассников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……...5
1.1 История развития проблемы формирования у учащихся готовности к самообразовательной деятельности………………….………………...5
1.2 Процесс самообразовательной деятельности школьников…………...9
1.3 Психолого-педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию……………………………………..………………...14
1.4 Психолого-педагогические характеристики старшего школьника....17
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ………….21
2.1 Возможности различных видов самостоятельной работы для формирования готовности к самообразованию старшеклассника...21
2.2 Основные направления работы учителя по руководству самовоспитанием и самообразованием учащихся……….…..……..24
2.3 Формирование самообразования в процессе обучения……………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая сдавать.docx

— 228.35 Кб (Скачать файл)

Приведём признаки, охарактеризованные Редковец И. А. в ее книге "Формирование у учащихся общественно-ценностной мотивации самообразования": "Для самообразовательной деятельности (по сравнению с учебной) характерен более высокий уровень активности и самостоятельности познания; самообразовательная деятельность добровольная, поэтому здесь недопустимо какое-либо принуждение. Это определяет специфику мотивации самообразования; важнейшим признаком самообразовательной деятельности является ее более избирательный характер по сравнению с учебным познанием; самообразовательная деятельность отличается целенаправленностью, систематичностью и планомерным характером; сравнение с учебной деятельностью помогает выявить еще одну особенность самообразования; самообразовательные интересы в большей степени отражают направленность на творческое познание и соответствующие продуктивные его способы". [7]

Кроме того, выделяя типы самообразовательной деятельности их можно охарактеризовать по тем  целям, которые ставят перед самообразованием учащихся. А. К. Громцева приводит следующую  классификацию: "Политическое самообразование, обусловленное усилением внимания к современным проблемам, к формированию своего мировоззрения; общее самообразование, направленное на более углубленное изучение отдельных учебных предметов, согласно склонностям, интересам, жизненным планам личности; самообразовательная деятельность, направленная на ознакомление с полюбившейся профессией и подготовку себя к ней; самообразование, связанное с развитием своих способностей (эстетических, физических); самообразование, обусловленное любительскими занятиями; самообразование, связанное с самовоспитанием, интересом к вопросам нравственности, формирования характера". [2]

Нужно отметить, что у  отдельных учащихся самообразование  выражает уже сформировавшуюся направленность личности у других более мозаичный  характер. Естественно, что и выделенные виды, связи с этим носят несколько  условный характер, создавая у каждой личности свой индивидуальный рисунок.

Изучение процессуальной стороны самостоятельного познания в форме самообразования показало, что если оно строится как сопутствующее  учению, то в этом случае учение определяет не только содержание самообразования, но и его процесс. В условиях сопутствующих  самообразованию самостоятельное  познание чаще всего является неполным, поскольку отдельные его звенья реализуются в процессе учебной  работы. Поэтому протекает процесс  познания, когда ученик приступает к самостоятельному изучению вопросов, которые не изучаются в школе.

Сам процесс познания в  условиях самообразования может  строиться как преобразующе-воспроизводящий или как поисковый.

Связывая обращение учащихся к  самообразованию с их определением в обществе, с ростом их самосознания, в нашем понимании самообразовательная  деятельность включает в первую очередь, постановку целей, сознание средств, способствующих реализации этих целей, и систематическое  овладение знаниями ради их достижения.

Громцева А. К. мотивы самообразовательной  деятельности делит условно на следующие  три группы:

I. Широкие, социально значимые  мотивы, вызываемые у школьников  необходимостью определения жизненных  планов, своего места в обществе  в связи с окончанием школы;

II. Мотивы, связанные с побудительными  силами познавательного интереса, непосредственно не обусловленные  жизненными планами учащихся;

III. Мотивы, обусловленные стремлением  к самоусовершенствованию своей  личности (развитие способностей, воспитание  характера). [3]

Рассмотрим первую группу мотивов. Среди этой группы выделяют, прежде всего:

1) Мотив "зова времени". Благодаря  быстро развивающейся науке и  технике, благодаря широкому развитию  средств массовой коммуникации  наша эпоха вызывает потребность  в постоянном совершенствовании  знаний. Именно этот мотив обуславливает  подвижность и динамичность данной  деятельности;

2) Мотивы, связанные с реализацией  жизненных планов и идеалов.  Именно они придают самообразовательной  деятельности устойчивость, систематичность,  целенаправленность.

Здесь выделяют следующие категории:

- стремление осознать свои возможности и способности;

- познавательный интерес к учебному предмету, включенный в жизненные планы учащихся;

- у учеников старших классов стремление к самообразованию может возникнуть связи с желанием поступить в высшее учебное заведение;

- интерес к вопросам мировоззренческим, социальным, морально-этическим, политическим и т. п.

Рассмотрим теперь вторую группу мотивов, связанную с побудительными силами познавательного интереса.

Громцева А. К. отмечает:  "Развиваясь внутри учебной, эта деятельность учащихся довольно часто не носит той степени  целенаправленности, которая бывает, характерна для взрослых. Причем в  этом случае отчетливо выделяется три  группы учащихся:

- учащиеся с низким уровнем познавательного интереса;

- учащиеся, у которых познавательный интерес к определенному предмету приобрел достаточную стойкость;

- учащиеся, у которых стержневым стал собственно познавательный интерес во всем своем своеобразии. Самообразовательную деятельность в этом случае движет жажда познания, беспристрастный поиск новой информации".

Третья группа мотивов самообразования  связана с потребностью личности в самосовершенствовании (развитии способностей, самовоспитании характера).

По словам Громцевой А. К. "... признавая  обусловленность данных мотивов  социальной средой, запросами жизни, считаем возможным, выделить их в  отдельную группу, хотя бы потому, что  процесс самообразования, как правило, здесь играет служебную роль:

  1. В этой группе мотивов довольно ясно выделяется стремление личности развивать свои способности. Как правило, эта деятельность поддерживается и порождается пребыванием в специальных школах;
  2. Иногда самообразование помогает реализовать стремление личности воспитывать свой характер, совершенствовать свои познавательные способности. Этот мотив как самостоятельный довольно редок, но часто выступает компонентом других мотивов".

Т. о., знакомство с мотивами самообразовательной  деятельности учащихся дает нам возможность  глубже и рельефнее раскрыть своеобразие  его в условиях общеобразовательной  школы.

Самообразовательная деятельность обладает свойством развиваться, вследствие чего выделяют уровни развития данной деятельности. Рассмотрим характеристику уровней организации самообразовательной деятельности предложенную Громцевой А. К.:

I. "Самый низкий уровень. Это  по существу, еще не целенаправленная  самообразовательная работа, а часто  случайная, дополнительная к учебной  деятельности, направленная на удовлетворение  еще не очень стойкого интереса (просмотр отдельной телепередачи, чтение книги и т. п.).

Уровень познавательных умений на этом этапе чрезвычайно подвижен. Некоторые  учащиеся делают свои первые шаги в  самостоятельном познании, чаще всего, расширяя содержание домашней учебной  работы. Умение работать самостоятельно часто не высокого уровня. Ученики  отдают предпочтение работе под руководством учителя. Выполнение домашней работы представляет собой на данном этапе или выполнение упражнений "по образцу", или механическое воспроизведение страниц учебника. В результате учащиеся, привыкнув  к исполнительской деятельности, не умеют самостоятельно, активно  организовывать самостоятельное познание.

В последствии деятельность этого  этапа должна перерасти в систематическую, целенаправленную и самостоятельную. Вместе с тем иногда наблюдается, что эта случайная нецеленаправленная деятельность может на долгие годы оставаться на низком уровне, не перерастая в более высокий. "

II. "На этом этапе самообразовательная  деятельность превращается в  относительно самостоятельную деятельность  ученика, имеющую свои цели, задачи, свое содержание и организацию.

Основной движущей силой перестройки  деятельности из стихийной (1 уровень) в целенаправленную самообразовательную деятельность (II уровень) является формирование жизненных планов, рост самосознания учащегося.

Содержание самообразования на этом уровне становится более самостоятельным  по отношению к процессу учения, в связи, с чем становиться  особенно важным вопрос уровня умений, который обслуживает процесс  самостоятельного познания. Наличие  высокого уровня умений самостоятельного познания у школьников можно наблюдать  в первую очередь при выполнении ими домашних заданий. Дело в том, что новая позиция заставляет перестраивать всю учебную работу. Вместо пассивного выполнения задания  учащийся теперь "вдумчиво читает", "отмечает главное", "составляет план", "делает выписки".

Причем если уровень познавательных умений у учащегося еще низок, то он борется со своим неумением, проявляя большую настойчивость.

Обогащается деятельность и источники  получения знаний, но редко возрастает удельный вес знаний, полученных путем  самообразования.

Для данного уровня деятельности характерно осознание учащимися ограниченности школьных знаний. Но организационные  умения учащихся продолжают оставаться на довольно низком уровне, т. к. учащиеся в течение всех лет обучения полагают от учителя, как правило, готовые  знания со строго определенным содержанием  и объемом работы. И лишь в процессе самообразования ученик самостоятельно накапливает опыт его рациональной организации, подходя т. о. к третьему уровню развития самообразовательной  деятельности".

III. "Третий уровень характерен  для учащихся, которые ужен не  один год включены в самообразовательную  деятельность. Его отличает большая  четкость, действенность и реальность  целей самообразования. Школьник, приобретая опыт в этой деятельности, учится оценивать свои возможности  и согласно с ними определять  свои задачи.

Качественный скачек в самообразовании  на этом уровне (по сравнению со вторым) обеспечивает и овладение организационными умениями, дающими возможность строить  его более рационально.

На этом этапе ученик отказывается от того разнообразия форм и источников, что было характерно для второго  уровня, останавливаясь на двух-трех, которые, тем не менее, могут обеспечить полностью  все звенья его познания.

На третьем уровне происходит дальнейшая концентрация, но уже не содержания (как на втором), а источников и  видов деятельности.

Учащиеся в результате систематической, самостоятельной познавательной деятельности приобретает умения анализировать  проделанную работу, соотносить ее с поставленными задачами, более  экономно ее строить, отбрасывая лишние виды работ.

Достаточно высокий уровень  организации умений обуславливает  и еще одну чрезвычайно важную особенность этого уровня: школьники  как бы становятся хозяевами всей своей познавательной деятельности (учебной и самообразовательной), организуя ее согласно намеченным целям. [3]

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Психолого-педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию

 

Готовность к самообразованию  – овладение личностью всеми  компонентами самообразовательной  деятельности. Анализ самообразования  школьников, его движущих сил дает возможность выделить в нем те компоненты, которые присущи любой деятельности, такие как: мотивационный, целеполагающий (ориентировочный), процессуальный, организационный, энергетический и оценочный.

Так, поскольку самообразование  – добровольный вид работы, в  нем особенно ясно просматривается  мотивационная сфера.

Осознание себя как личности, определение идеалов, жизненных  планов является главной линией развития побудительных сил самообразования. Непосредственно связан с ними компонент  целеполагания.

Для самообразования, как, впрочем, и для любой деятельности, особенно значима и ее процессуальная сторона. Будет, функционировать самообразовательная  деятельность или нет – всецело  определяется умением ученика самостоятельно познавать предмет. Уровень владения этими умениями обеспечивает качественную сторону самостоятельно усвоенных  знаний, умений, навыков.

В плане интенсификации процесса познания не меньшее значение имеет  и его самоорганизация, выбор  приемов работы, планирование времени, самоконтроль.

Определение через самоконтроль усвоения качества своих знаний, своих  слабых мест, определение в связи  с этим последующих образовательных  задач дает возможность школьнику  следующий цикл самообразования  строить более сознательно.

Информация о работе Формирование готовности к самообразованию у старшеклассников