Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоритические основы изучения развития изобразительных умений и детей раннего возраста в процессе рисования.
Анализ психико - педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………….6
Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования…………………………………………...14
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………25
Глава 2. Мониторинг.
2.1. Констатирующий этап эксперимента……………………………………28
2.2. Разработка перспективного плана по рисованию на учебный год……...31
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Чистовик..docx

— 96.89 Кб (Скачать файл)

 Изобразительная деятельность - это специфическое образное  познание действительности. И как  всякая познавательная деятельность  она имеет большое значение  для умственного воспитания детей.  Овладение умением изображать  невозможно без развития целенаправленного  зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить  какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей [2].

 По мнению Л.А. Венгера в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия; ориентировочные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения; исполнительские действия - выполнение действий и достижение результата. Знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная. Задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки в задании.

 Г.В. Лабунская и Н.П. Сакулина считают, что процесс создания изображения складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведение. По мнению Н.П. Сакулиной первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительской. Разные по характеру они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности [3].

 В исследовании Ю.А.Полуянова выделены следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства: доизобразительный период (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений [4].

 В дошкольном возрасте  можно пронаблюдать развитие  изобразительной деятельности от  доизобразительной стадии до стадии правдоподобных изображений, которая к дошкольному детству не относится, но в некоторых случаях наблюдается.

 Таким образом, изобразительная  деятельность понимается как  художественно-творческая деятельность, направленная не только на  отражение впечатлений, полученных  в жизни, но и на выражение  своего отношения к изображаемому. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх.

Изучая характер штрихов  и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень  рано проявляет стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающей, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится.

 В.М. Бехтерев признавал  необходимыми обучения детей  техники рисования; разумное подражание  взрослым, по его мнению, не может  мешать ни своеобразно, ни проявлению  индивидуальности ребенка. 

 Большой интерес к  изучению детского рисунка проявил  Ф.И. Шмит, он организовал музей  детского творчества в Харькове, а затем кабинет творчеств при всеукраинской Академии наук в Киеве. Цель его исследований – выявление закономерностей детского творчества. 

 Национальный вклад  в развитие теории и практики  художественного воспитания детей  был внесен Надеждой Константиновной  Крупской. Сформированные Н.К. Крупской  положения о необходимости эстетического  развития каждого ребенка и  сегодня служат основой для  дальнейшего развития теории  и практики художественного воспитания  детей. 

 Итоги первых шагов  изучения детского творчества, которые были проведены вначале 20-х г. уже показали зависимость творческого развития от воспитателя. Однако задачи воспитателя все еще заключалась лишь в том, чтобы способствовать накоплению личного опыта, ребенка, которому придавалась первостепенное значение. По-прежнему ведущая роль педагога в эстетическом воспитании в частности в руководстве рисованием, недооценивалась.

Известный психолог А.В. Запорожец  пишет: «Хотя у ребенка имеются известные органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей тех ими других анализаторных систем, однако для того чтобы на основе такого рода предпосылок сформировались те специфические человеческие сенсорные способности, которые потребуются ребенку в его последующей материально-производственной, научной или художественной деятельности, совершенно недостаточно просто упражнять его органы чувств, а необходимо активно формировать указанные способности путем воспитания, осуществляемого по определенной программе»..

  Изобразительные возможности  дошкольников в передачи окружающего  ограничены. Не все, что ребенок  воспринимает, может служить темой для его рисунка.

 Ребенок младшего дошкольного возраста трудно передает все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений.

 Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т.д.

 Одна из важнейших  задач обучения изобразительной  деятельности – овладения техническими  приемами работы с различными  материалами. Изобразительные умения  заключаются в способности передавать  форму предмета, его строение, цвет  и другие качества, создавать  узор с учетом украшаемой формы. 

 С изобразительными  умениями тесно связаны технические  навыки. Для изображения любого  предмета надо уметь свободно  и легко проводить линии в  любом направлении, а как передать  форму предмета посредством этих  линий – это уже изобразительная  задача.

 Приобретение технических  навыков только на начальном  этапе обучения требует большой  сосредоточенности, активной работы  мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими.

 Значение технических  навыков велико, так как часто  отсутствие их ведет к снижению  интереса детей к изобразительной  деятельности, вызывает у них  неудовлетворенность. [16; 65 с].

 Детская изобразительная  деятельность базируется на познании  окружающей действительности, поэтому  вопрос о развитии восприятий, являются одной из основных  проблем методики обучения детей  рисованию. Создание художественного  образа предполагает передачу  глубокого содержания в яркой,  эмоциональной форме. 

 Опыт дошкольника еще  невелик, поэтому ему важно  дать возможность предварительно  понаблюдать за предметом, чтобы  увидеть и запомнить главное,  характерное, выразительное. Именно  неумение видеть объясняются  многие ошибки в рисунках детей. 

 Развитию предшествующих изобразительной деятельности, имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах. Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всей вспомогательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях и т.д. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно чтобы воспитатель учитывал их на занятиях рисованием. Накопление впечатлений об окружающем является широкой базой для проведения занятий по изобразительной деятельности.

  Таким образом, проведение  наблюдений с целью развития  изобразительной деятельности может  быть организованно в широком  плане для обогащения опыта  детей и с более узкой конкретной  задачей – познания свойств  отдельных предметов. При этом  обязательным условием является  включение в восприятие эстетических  чувств, которые усилят эмоциональную  сторону восприятия, что особенно  важно для последующего изображения. 

 Для творчества детей,  как и для любой деятельности, огромное значение имеет познавательная сторона восприятия.

 Ребенок должен узнать название предмета или явления, его назначение, внешний вид (форму, размер, цвет и т.д.), определить, какие его признаки являются главными, а какие – второстепенными. Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Часто он обращает внимание на не существенное, а на яркое, необычное. При последующем изображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться в рисунке, нарушая реальность объекта. Задача педагога –научить ребенка видеть, воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств. Основой в решении этой задачи является воспитание сенсорной культуры. Сенсорное воспитание понимается как формирование у ребенка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов [12; 31 с].

 Восприятие окружающего  должно быть целенаправленным. Ребенок  должен ясно представлять, что  и зачем ему надо наблюдать.  Такая постановка цели и обоснование  действий обостряет восприятие, сосредоточивает мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим. Для овладения такой анализирующей способностью необходима высокая сенсорная культура – умение видеть и выделять такие качества предмета, как форма, величина, цвет, положение в пространстве, что имеет существенное значение в изобразительной деятельности.

 Развитие этих сторон  восприятия требует большого  внимания со стороны воспитателя. 

Для изобразительной деятельности в первую очередь важно развитие зрения и осязания. При помощи зрения мы воспринимаем многие качества предмета: форму, размера, цвет, положение в  пространстве. Зрительный анализ тоньше и богаче осязательного, поэтому  человек больше доверяет зрению.

 Такое мнение справедливо,  но в то же время при отсутствии  достаточного опыта, особенно  при восприятии нового объекта,  для образования правильного  представления недостаточно одного  показания глаза. Например, при  восприятии размеров имеет значение  расстояние, отделяющее от нас  предмет и как бы уменьшающее  размеры этого предмета, при восприятии  формы - положение предмета в  пространстве по отношению к  нашему глазу, при восприятии  цвета - освещенность и т.д. 

 Дети 2-3 лет выделяют  отдельные качества предмета, наиболее  заметные и яркие, он дает  или характеристику по аналогии  с другими предметами: круглый,  как яблоко, красный как ягодка.

 Исследования сенсорного  развития ребенка показали, что  даже в младшем возрасте можно  воспитать способность видеть  отдельные свойства предмета  в качестве общего признака, присущего  группе предметов [5;20с].

 Перед любым видом  деятельности воспитатель обращает  внимание детей на форму, размер, положение предмета, а затем непосредственно  перед занятием рисованием выделяет  контур части предмета, уточняет  цвет, если он является характерным  для данного предмета.

 В младших группах  обязательно включает движение  руки, которое поможет детям при  рисовании. Для младших дошкольников  большое значение в познании  формы имеет осязание. Он легко  определяет понятие «большой»  или «маленький» там, где эта  разница значительна. 

 Восприятие цвета оказывает  большое эмоциональное воздействие  на ребенка, хотя часто и  не относятся к числу существенных  признаков. Поэтому не всегда  надо при обследовании выделять  его специально. Но в то же  время цвет является в рисунке  одним из главных выразительных  средств. В цветовых отношениях  дети также могут усвоить эталоны,  по которым в дальнейшем будут ориентироваться [14; 50 с]

Таким образом, мы приходим к выводу, что Ф.Фребель был прав, когда указывал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке.

Принимаем во внимание и исследование Ю.А.Полуянова, где выделены следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства: доизобразительный период (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений [4].

Программа детского сада устанавливает  объем изобразительных умений и  навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладения сравнительно небольшим кругом умений даст возможность  ребенку изображать самые разнообразные  предметы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования.

 

Информация о работе Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования