Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:35, курсовая работа
В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоритические основы изучения развития изобразительных умений и детей раннего возраста в процессе рисования.
Анализ психико - педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………….6
Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования…………………………………………...14
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………25
Глава 2. Мониторинг.
2.1. Констатирующий этап эксперимента……………………………………28
2.2. Разработка перспективного плана по рисованию на учебный год……...31
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45
На обучение детей
младшего дошкольного возраста
положительное влияние
Если в первые месяцы
обучения они подражают своему
воспитателю, рисуя тот или
иной предмет, то теперь
Полезно младшим дошкольникам
давать такую возможность
Для обучения детей
рисованию включают два вида
специфических задач:
Рисование отдельных предметов
Грамотное, реалистическое
изображение предмета в
Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ними стоят и изобразительные трудности. В рисунке форма ограничена линейным контуром. Но в то же время правильное проведение линий и изображение контура на первых этапах работы над рисунком не может служить первоочередной задачей. Исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что ребенок уже на втором году жизни (конечно, при условии обучения) может правильно держать карандаш, кисть: движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однако они в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением.
Таким образом, мы согласны с Григорьевой Г.Г., которая считает, что одна из важнейших задач обучения изобразительной деятельности – овладения техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы.
Существует множество
методов и приемов обучения детей
рисованию (беседа (словесно-наглядный
прием), наглядно-образный и игровые
приемы), которые необходимо учитывать
в процессе целенаправленного
Таким образом, Григорьева Г.Г. считает, что выбор тех или иных методов и приемов зависит: от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
- от возраста детей и их развития;
- от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети [3; 4 с].
А Комарова Т.С. ещё и считает, что отдельные методы и приемы - наглядные и словесные совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Глава 2. Мониторинг.
Цель: выявить уровень изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования.
Участниками данного эксперимента являлись дети 1 младшей группы «Курочка Ряба» МБДОУ № 295 и дети 1 младшей группы «Колокольчик» МБДОУ №320. Для проведения констатирующего этапа эксперимента была использована методика, которую разработала Т.Г. Казакова. Нами были разработаны показатели уровня знаний и умений:
Знания:
Умения:
2 Умение набирать краску на кисть и промывать её
Где НИЗКИЙ уровень – Эмоционально откликается на проявления эстетического, но только по побуждению взрослого. При назывании взрослым образов в рисунках, игрушках узнаёт их, радуется. Пытается рисовать при поддержке и побуждению взрослого.
СРЕДНИЙ уровень – Ребёнок проявляет интерес к восприятию предметов, эмоционально откликается на красивое. Выделяет отдельные признаки предметов: яркие цвета, основные формы. Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами с небольшой помощью взрослого. Владеет формообразующими движениями.
ВЫСОКИЙ уровень - Ребёнок проявляет активный интерес к восприятию эстетических свойств предметов и явлений, желание рассматривать их. Наблюдается эмоциональный отклик, выражение удовольствия, радости в мимике. Ребёнок узнаёт и называет предметы, форму, величину и цвет. Знает отдельные изоматериалы, их свойства, владеет техническими и формообразующими движениями.
Описание констатирующего этапа эксперимента.
Дата: 4 октября 2012г.
Тема: «Чудесный мешочек».
Ход эксперимента:
В конце эксперимента мы подвели итог, результаты которого приведены в таблицах.
Таблица результатов констатирующего этапа эксперимента.
Экспериментальная группа «Курочка Ряба» МБДОУ №295.
Ф.И.ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Средний балл |
Адаменко М |
с |
с |
с |
н |
с |
н |
н |
с |
с |
Богданов С. |
Н |
н |
с |
н |
н |
н |
н |
с |
н |
Важенина М. |
с |
с |
с |
с |
с |
н |
с |
в |
с |
Гуляев А. |
с |
с |
в |
с |
н |
н |
с |
в |
с |
Джураева М. |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
в |
с |
Жукова Е. |
с |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
с |
н |
Исаков А. |
с |
с |
с |
н |
с |
с |
с |
с |
с |
Попова Д. |
в |
с |
в |
в |
в |
с |
с |
в |
в |
Нестерова Д. |
с |
н |
с |
н |
с |
с |
с |
с |
с |
Корух Г. |
Н |
н |
н |
н |
н |
н |
с |
в |
н |
Клокова А.. |
с |
в |
в |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
Контрольная группа «Колокольчик» МБДОУ №320.
Ф.И.ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Средний балл |
АлябьеваС. |
С |
с |
н |
н |
с |
н |
с |
с |
с |
Виношин А. |
н |
н |
с |
с |
в |
с |
с |
с |
с |
Ерлов Г. |
С |
н |
н |
н |
с |
с |
с |
в |
с |
Кунина Ю. |
в |
с |
с |
с |
с |
н |
с |
в |
с |
Ларин С. |
С |
с |
с |
с |
с |
н |
с |
с |
с |
Митина П. |
с |
н |
с |
н |
с |
с |
с |
в |
с |
Орлова П. |
в |
с |
с |
с |
с |
н |
с |
с |
с |
Радан Т. |
Н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
с |
н |
Ухорева Е. |
с |
н |
н |
н |
н |
н |
с |
с |
н |
Фролов Д. |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
с |
н |
Ярушин С. |
С |
с |
с |
с |
н |
н |
с |
с |
с |
В итоге констатирующего этапа эксперимента выявились следующие показатели:
Экспериментальная группа «Курочка Ряба» МБДОУ №295
Высокий уровень-1 человек
Средний уровень -7 человек.
Низкий уровень- 3 человека.
Контрольная группа «Колокольчик» МБДОУ №320 показала следующие результаты:
Высокий уровень – 0 человек
Средний уровень -8 человек
Низкий уровень – 3 человека.
Подведя итоги констатирующего этапа эксперимента, мы можем сделать вывод, что в экспериментальной группе с высоким уровнем развития изобразительных умений 1 человек, что составляет 10%, со средним -7 человек, что составляет – 70%, и с низким – 3, что составляет 20%. В контрольной же группе с высоким уровнем развития изобразительных умений нет детей, со средним – 8 человек, что составляет 75% и с низким уровнем – 3 человека, что составляет 25%.
В связи с приведёнными данными нами был разработан перспективный план по развитию изобразительных умений у детей младшего возраста в процессе рисования на учебный год.
2.2. Разработка перспективного плана по рисованию на учебный год.
Сентябрь
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Материал |
1 |
«Как мы рисуем» (рисование карандашами) |
Выявить уровень владения
карандашами. Познакомить детей
с правильным способом действия карандашами:
держать тремя пальчиками, не близко
к отточенному концу, не сжимать
карандаш слишком сильно; учить рисовать
только на бумаге, использовать разные
цвета; формировать интерес и
положительное отношение к |
Альбомный лист, наборы цветных карандашей (по количеству детей). |
2
|
«Дорожки для цыплят» (рисование карандашами)
|
Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать карандаш в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения в любом направлении; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности. |
Альбомный лист бумаги формата А4, цветные карандаши, картинки с изображение курицы и цыплят. |
3
|
«Орехи для белочки»
(рисование поролоновым тычком)
|
Познакомить детей с гуашевыми красками; учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами (коричневый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
|
Листы бумаги для рисования с изображением дерева и белочки на каждого ребёнка; поролоновые тампоны; игрушка-белочка; орехи; корзинка; |
«Осенние листочки»
(рисование кисточкой) |
Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; учить различать кленовые листья; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
|
Гуашь жёлтого и красного цветов; кисточки №4; альбомные листы бумаги для рисования на каждого ребёнка, паспарту с вырезанными силуэтами кленовых листьев (по количеству детей); кленовые листья; баночки непроливайки; салфетки.
|