Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:35, курсовая работа
В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоритические основы изучения развития изобразительных умений и детей раннего возраста в процессе рисования.
Анализ психико - педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………….6
Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования…………………………………………...14
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………25
Глава 2. Мониторинг.
2.1. Констатирующий этап эксперимента……………………………………28
2.2. Разработка перспективного плана по рисованию на учебный год……...31
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45
Показать, как нужно
нажимать на карандаш во время
рисования, как обмакивать
Чтобы закрепить навыки
малышей, один и тот же сюжет
можно повторять несколько раз.
Заключение
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.
Рисование побуждает
детей к творчеству, учит видеть
мир в живых красках. Важно
не упустить возможности,
При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей раннего возраста – это, прежде всего, игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки и т.д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой, положительный мотив деятельности.
Занимаясь рисованием с малышами необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие умения и навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, а на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задерживаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).
Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приёмам: держать правильно карандаш, кисточку, рисовать простые линии и формы, не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограниченную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы ребёнок открывает для себя обобщение формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.
Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, изобразительная деятельность развивает речь, фантазию и творчество, знакомит с окружающим миром и способствует личностному и эстетическому развитию.
Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
Изучив теоретические исследования по проблеме развития умения изобразительной деятельности у детей раннего возраста, анализируя результаты проведённого эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости учёта возрастных особенностей обучаемых. Необходимо учитывать уровень сформированности изобразительных умений при подборе серии занятий, направленных на обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Если учитывать характеристики особенностей обучения детей раннего возраста и использовать правильно подобранную серию занятий, направленных на обучение изобразительной деятельности, то качественный уровень сформированности изобразительных умений у детей раннего возраста возрастает, что подтверждает эффективность проведённой опытно- экспериментальной работы.
Также, на основе проведённого исследования, был разработан перспективный план работы по рисованию, направленной на обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста. Применение данного плана с учётом изобразительных умений у детей раннего возраста можно определить как эффективную.
Считаю, что полученные
в ходе исследования
Список литературы
1. Алексеевская Н. Озорной карандаш[Текст]/ Н. Алексеевская: М. – 1999 г.
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника.[Текст]/ Г.Г. Григорьева: М. –1997 г.
3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. [Текст]/ Г.Г. Григорьева: М. «Просвещение» - 1995 г.
4. Доронова Т.Н., С.Г. Якобсон Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре[Текст]/ Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон: М. «Просвещение» - 1992 г.
5. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности[Текст]/ Т.Н. Доронова: С-П. – 2003 г.
6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество[Текст]/Т.Г. Казакова: М. «Просвещение» - 1985 г.
7. Копцева Природа и художник[Текст]/ М. – 2001 г.
8. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию[Текст]/ Т.С. Коиарова:М. «Просвещение» - 1991 г.
9. Косминская В.Б., Васильева Е.И. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду[Текст]/ В.Б. Косминская, Е.И. Васильева:М. «Просвещение» - 1985 г.
10.Каменев Е., Пантелеева Л.В. Художественный труд в детском саду[Текст]/ Е. Каменев, Л.В. Пантелеева: М. «Просвещение» - 1987 г.
11 Комарова Т.С., Саккулина Н.Т. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования[Текст]/ Комарова Т.С., Саккулина Н.Т :М. «Просвещение» - 1979 г.
12.Максимов Ю.В. Родник творчества[Текст]/ Ю.В. Максимов: М. «Просвещение» - 1988 г.
13.Перафеева С.В. Обучение детей рисованию[Текст]/ С.В. Прокофьева:М. «Просвещение» - 1972 г.
14. Соломенникова О.А. Радость творчества[Текст]/ О.А. Соломенникова: М. «Мозаика-синтез» - 2005г.
15. Швейко Г.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст]/ Г.С. Швейко: М. – 2003г.
16. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста[Текст]/ Е.А. Янушко: М. «Мозаика-синтез» - 2005 г.
17. Журнал «Дошкольное воспитание[Текст]/ №6 – 1998 г.
18. Журнал «Дошкольное воспитание[Текст] №8 – 1998 г.
19. Журнал «Дошкольное воспитание[Текст] №2 – 1999 г.
20. Журнал «Детский сад – управление[]/ №10 – 2004 г.
21. Журнал «Детский сад - управление» №12 – 2004 г.
22 Журнал «Дошкольное воспитание[Текст]/ №4 – 1999 г.
23. Журнал «Дошкольное воспитание[Текст]/ №5 – 1999 г.
24. Журнал «Дошкольное воспитание[Текст] /№6 – 2003 г.
25 Журнал «Дошкольное воспитание[Текст]/ №44 – 2003 г.