Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоритические основы изучения развития изобразительных умений и детей раннего возраста в процессе рисования.
Анализ психико - педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………….6
Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования…………………………………………...14
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………25
Глава 2. Мониторинг.
2.1. Констатирующий этап эксперимента……………………………………28
2.2. Разработка перспективного плана по рисованию на учебный год……...31
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Чистовик..docx

— 96.89 Кб (Скачать файл)

 В младшем возрасте  ребенок не может в полной  мере контролировать и оценивать  свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял  ему удовольствие, он будет доволен  и результатом, ожидая от воспитателя  одобрения. 

 В младшей группе  воспитатель в конце занятия  показывает несколько хорошо  выполненных работ, не анализируя  их.

 Цель показа – привлечь  внимание детей к результатам  их деятельности. Так же воспитатель  одобряет работы остальных детей.  Положительная оценка их способствует  сохранению интереса к изобразительной  деятельности.

 Рассматривать ошибки  в работе одного ребенка со  всеми детьми не следует, так  как сознание ее будет иметь  значение лишь для этого ребенка.  Причины ошибки и пути ее  устранения лучше проанализировать  в индивидуальной беседе.

Словесные методы и приемы обучения – к ним относятся  беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование  словесного художественного образа.

 Цель беседы - вызвать  в памяти детей ранее воспринятые  образы и возбудить интерес  к занятию. Особенно велика  роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу  на основе представления (по  собственному замыслу или на  тему, данную воспитателем), не пользуясь  наглядными пособиями. 

 Беседа должна быть  краткой, но содержательной и  эмоциональной. Педагог главным  образом обращает внимание на  то, что будет иметь значение  для дальнейшей работы, т.е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.

 Для уточнения представлений  детей по теме или ознакомления  их с новыми приемами изображения  воспитателя в процессе беседы  или после нее показывает нужный  предмет или картину, а перед  началом выполнения задания детьми  демонстрирует прием работы. В  младших группах беседа используется  в тех случаях, когда необходимо  напомнить детям предмет, который  они будут изображать или разъяснить  новые приемы работы. В этих  случаях беседа используется  как прием, помогающий детям  лучше понять цель и задачи  изображения. 

 Беседа и как метод,  и как прием должна быть  краткой и длиться не более  3-5 минут, чтобы представления  и эмоции детей оживившись, а  творческое настроение не угасло. Таким образом, правильно организованная  беседа будет содействовать лучшему  выполнению задания детьми. Художественный  образ, воплощенный в слове  (стихотворение, рассказ, загадки  и т.д.), обладает своеобразной  наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свой свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

 Выразительное чтение  художественных произведений способствует  созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.  С этой целью художественное  слово может быть использовано  не только на занятиях по  иллюстрированию произведений литературы, но и при изображений предметов после их восприятия.

 При обучении детей  младшего дошкольного возраста  число словесные указания применяются  редко. У детей еще слишком  мал опыт и недостаточно изобразительных  умений, чтобы понять без участия  чувственных анализаторов объяснение  воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно  закрепившиеся навыки, воспитатель  может не сопровождать наглядный  показ действия [25; 51 с].

 Указания нужны нерешительным,  застенчивым детям, неуверенным  в своих силах. Их надо убедить,  что работа непременно получится.  Однако не следует всегда предупреждать  трудности, встающие перед детьми. Для воспитания творческой активности  важно, чтобы ребенок сталкивался  с трудностями и учился их  преодолевать.

 Форма указаний не  может быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. К самоуверенным детям следует предъявлять больше требовательности.

 Указания педагога  не должны быть прямой диктовкой  детям как изображать предмет  в том или ином случае. Они  должны заставить ребенка думать, мыслить. Индивидуальные указания  не должны привлекать внимание  всех детей, поэтому их следует  делать негромким голосом. Указания  всем детям в процессе занятия  даются в том случае, если многие  ошибаются [11; 140 с].

Игровые приемы обучения - это  использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится  к наглядно-действенным приемам  обучения. Чем меньше ребенок, тем  большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые  приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к  постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.

 Обучение рисованию  в младшем возрасте начинается  с игровых упражнений. Их цель  – сделать более эффективным  и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.

 Включение игровых  моментов в изобразительную деятельность  в младшей группе продолжается  и при изображении предметов.  Например, в гости к детям приходит  новая кукла и они рисуют  ей платье, витаминки и т.д. В процессе этой работы малыши овладевают умением рисовать круги.

 При использовании  игровых моментов воспитатель  не должен превращать весь  процесс обучения в игру, так  как она может отвлечь детей  от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении  знаний, умений и навыков. 

 Таким образом, выбор  тех или иных методов и приемов  зависит: он содержания и задач,  стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной  деятельности;

- от возраста детей  и их развития;

- от вида изобразительных  материалов, с которыми действуют  дети [3; 4 с].

 Отдельные методы и  приемы - наглядные и словесные  совмещаются и сопутствуют один  другому в едином процессе  обучения на занятии. 

 Наглядность обновляет  материально-чувственную основу  детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного  представления, анализу и обобщению  воспринятого и изображаемого  [9; 74 с].

Главным принципом обучения детей рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть чувствовать  тот предмет, явление которые  он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные четкие представления  о предметах и явлениях. Средств  наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.

 Прежде всего, сама  деятельность воспитателя является  наглядной основой. Ребенок следит  за рисунком воспитателя и  начинает подрать ему. В дошкольном  возрасте подражание выполняет  активную обучающую роль. У ребенка,  наблюдающего за тем, как создается  рисунок, развивается и способность  видеть особенности формы, цвета  в плоскостном их изображении.  Но одного подражания недостаточно  для развития способности самостоятельно  мыслить изображать, свободно использовать  приобретенные навыки. Поэтому приемы  обучения детей также последовательно  усложняется. 

 В работе В.Н. Аванесовой  рекомендуется постепенное вовлечение  детей в совместный процесс  рисования с воспитателем, когда  ребенок дорисовывает начатую  или работу – проводит ниточки  к нарисованным шарам, стебельки  к цветам, палочки к флажкам  и т.д. 

 Положительным в этом  приеме является то, что ребенок  учится узнавать изображаемый  предмет, анализировать уже нарисованные  и недостающие части, упражняется  в проведении линий (разного  характера) и, наконец, получает  радость и эмоциональное удовольствие  от результата своего труда. 

 Воспитатель может  использовать показ приемов рисования  и словесное объяснение, а дети  будут сами выполнять задание  без опорного рисунка. Здесь  важно, чтобы процесс построения  рисунка рукой педагога были  хорошо согласован с ходом  словесного изложения. Слово,  подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание. Но у ребенка младшей группы еще недостаточно развиты способность памяти длительно время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае - это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку [8; 100 с].

Таким образом, мы согласны с Григорьевой Г.Г., которая считает, что одна из важнейших задач обучения изобразительной деятельности – овладения техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы.

Существует множество  методов и приемов обучения детей  рисованию (беседа (словесно-наглядный  прием), наглядно-образный и игровые  приемы), которые необходимо учитывать  в процессе целенаправленного эстетического  -изобразительного восприятия.

Таким образом, Григорьева Г.Г.  считает, что выбор тех или иных методов и приемов зависит: от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;

- от возраста детей  и их развития;

- от вида изобразительных  материалов, с которыми действуют  дети [3; 4 с].

А Комарова Т.С. ещё и считает, что отдельные методы и приемы - наглядные и словесные совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе 1.

Овладение умений и навыков  в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного  возраста – одна из главных задач  формирования личности, таланта, способностей и эстетических чувств у детей.

 Существует множество  методов и приемов обучения  детей рисованию (беседа (словесно-наглядный  прием), наглядно-образный и игровые  приемы), которые необходимо учитывать  в процессе целенаправленного  эстетического -изобразительного восприятия.

Первый этап в развитии художественных способностей детей  начинается с того момента, когда  в руку ребенка впервые попадает изобразительный материл – бумага, карандаш, краски, мелки. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями и навыков  перед ними можно поставить новые  задачи.

  В 2-3 года ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш, кисть, мелки, пользоваться ими.

  Яркие и цветные изображения вызывает у детей сильные положительные эмоции. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.

 Таким образом, мы приходим к выводу, что Ф.Фребель был прав, когда указывал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке.

Принимаем во внимание и исследование Ю.А.Полуянова, где выделены следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства: доизобразительный период (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений [4].

Программа детского сада устанавливает  объем изобразительных умений и  навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладения сравнительно небольшим кругом умений даст возможность  ребенку изображать самые разнообразные  предметы.

 

 Педагог должен научить  детей умению выслушивать и  выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

  Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное характерное, выразительное.

 В рисовании включают  два вида изобразительного искусства:  рисование отдельных предметов  и сюжетное. Основная задача обучения  рисованию – помочь детьми  познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного  и обучить приемам изображения,  одновременно осуществляется основная  задача изобразительной деятельности  – формирование умений и навыков  у детей младшего дошкольного  возраста.

К концу третьего года жизни  многие дети уже не требуют дополнительных объяснений: они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретенными навыками и после одного раза объяснения задания.

Информация о работе Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования