Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:35, курсовая работа
В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоритические основы изучения развития изобразительных умений и детей раннего возраста в процессе рисования.
Анализ психико - педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………….6
Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования…………………………………………...14
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………25
Глава 2. Мониторинг.
2.1. Констатирующий этап эксперимента……………………………………28
2.2. Разработка перспективного плана по рисованию на учебный год……...31
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45
В младшем возрасте
ребенок не может в полной
мере контролировать и
В младшей группе
воспитатель в конце занятия
показывает несколько хорошо
выполненных работ, не
Цель показа – привлечь
внимание детей к результатам
их деятельности. Так же воспитатель
одобряет работы остальных
Рассматривать ошибки
в работе одного ребенка со
всеми детьми не следует, так
как сознание ее будет иметь
значение лишь для этого
Словесные методы и приемы обучения – к ним относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Цель беседы - вызвать
в памяти детей ранее
Беседа должна быть
краткой, но содержательной и
эмоциональной. Педагог
Для уточнения представлений
детей по теме или
Беседа и как метод,
и как прием должна быть
краткой и длиться не более
3-5 минут, чтобы представления
и эмоции детей оживившись, а
творческое настроение не
Выразительное чтение
художественных произведений
При обучении детей
младшего дошкольного возраста
число словесные указания
Указания нужны нерешительным,
Форма указаний не может быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. К самоуверенным детям следует предъявлять больше требовательности.
Указания педагога
не должны быть прямой
Игровые приемы обучения - это
использования моментов игры в процессе
изобразительной деятельности относится
к наглядно-действенным
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель – сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых
моментов в изобразительную
При использовании
игровых моментов воспитатель
не должен превращать весь
процесс обучения в игру, так
как она может отвлечь детей
от выполнения учебной задачи,
нарушить систему в
Таким образом, выбор
тех или иных методов и
- от возраста детей и их развития;
- от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети [3; 4 с].
Отдельные методы и
приемы - наглядные и словесные
совмещаются и сопутствуют
Наглядность обновляет
материально-чувственную
Главным принципом обучения детей рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть чувствовать тот предмет, явление которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Прежде всего, сама
деятельность воспитателя
В работе В.Н. Аванесовой
рекомендуется постепенное
Положительным в этом
приеме является то, что ребенок
учится узнавать изображаемый
предмет, анализировать уже
Воспитатель может
использовать показ приемов
Таким образом, мы согласны с Григорьевой Г.Г., которая считает, что одна из важнейших задач обучения изобразительной деятельности – овладения техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы.
Существует множество
методов и приемов обучения детей
рисованию (беседа (словесно-наглядный
прием), наглядно-образный и игровые
приемы), которые необходимо учитывать
в процессе целенаправленного
Таким образом, Григорьева Г.Г. считает, что выбор тех или иных методов и приемов зависит: от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
- от возраста детей и их развития;
- от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети [3; 4 с].
А Комарова Т.С. ещё и считает, что отдельные методы и приемы - наглядные и словесные совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Вывод по главе 1.
Овладение умений и навыков в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста – одна из главных задач формирования личности, таланта, способностей и эстетических чувств у детей.
Существует множество
методов и приемов обучения
детей рисованию (беседа (словесно-наглядный
прием), наглядно-образный и игровые
приемы), которые необходимо учитывать
в процессе целенаправленного
эстетического -
Первый этап в развитии
художественных способностей детей
начинается с того момента, когда
в руку ребенка впервые попадает
изобразительный материл –
В 2-3 года ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш, кисть, мелки, пользоваться ими.
Яркие и цветные изображения вызывает у детей сильные положительные эмоции. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.
Таким образом, мы приходим к выводу, что Ф.Фребель был прав, когда указывал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке.
Принимаем во внимание и исследование Ю.А.Полуянова, где выделены следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства: доизобразительный период (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений [4].
Программа детского сада устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладения сравнительно небольшим кругом умений даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы.
Педагог должен научить детей умению выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное характерное, выразительное.
В рисовании включают
два вида изобразительного
К концу третьего года жизни многие дети уже не требуют дополнительных объяснений: они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретенными навыками и после одного раза объяснения задания.