Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоритические основы изучения развития изобразительных умений и детей раннего возраста в процессе рисования.
Анализ психико - педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………….6
Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования…………………………………………...14
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………25
Глава 2. Мониторинг.
2.1. Констатирующий этап эксперимента……………………………………28
2.2. Разработка перспективного плана по рисованию на учебный год……...31
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Чистовик..docx

— 96.89 Кб (Скачать файл)

Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей.

 Одна из основных  задач обучения детей – воспитание  умения правильно передавать  свои впечатления от окружающей  действительности в процессе  изображения конкретных предметов  и явлений. 

   Изобразительные возможности дошкольников в передачи окружающего ограничены. Не все, что ребенок воспринимает, может служить темой для его рисунка.

   Ребенок младшего дошкольного возраста трудно передает все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений.

   Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т.д.

 Следующая задача обучения  – развитие умений изображения  нескольких предметов, объединенных  общим содержанием. 

 Задачи создания тематической  композиции требует изображения  группы предметов, логически связанных  между собой. В жизни ребенок  легко улавливает связи и отношения  между предметами, однако для  передачи этих отношений в  рисунке дошкольник должен овладеть  целым рядом изобразительных  умений и навыков, требующих  большой работы мысли и воображения.  Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении,  а что второстепенным; решить  композиционные задачи – как  скомпоновать все объекты, чтобы  видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить  предметы, в каком положении их  изобразить и т.д. [2; 63 с].

  Овладение этими изобразительными приемами – задача довольно сложна, требующая развития мышления. В детском саду она решается главным образом в старших группах.

  Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построении использование ярких, контрастных сочетаний цветов для создания выразительной композиции.

   Одна из важнейших задач обучения изобразительной деятельности – овладения техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы.

  С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий – это уже изобразительная задача.

  Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими.

  Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность.

 Приобретенные навыки  правильного и свободного пользования  материалом должны использоваться  не механически, а с учетом  особенностей предмета изображения. 

  Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей [16; 65 с].

  Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятий, являются одной из основных проблем методики обучения детей рисованию. Создание художественного образа предполагает передачу глубокого содержания в яркой, эмоциональной форме.

 

С ребенком второго года жизни уже возможно специальное  обучение навыкам изображения, так  как он стремиться воспроизводить действия воспитателя сопровождаемые пояснением. При постановки задач обучения рисованию учитывается, что у детей двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знаний и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей.

 Задачи обучения в  первой младшей группе следующие: 

- вызвать интерес к  процессу рисования как деятельности, дающей результат; 

- познакомить с материалами  для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими; 

- научить пониманию рисунка  взрослого как изображения предмета;

- научить приемам проведения  прямых, округлых линий и замкнутых  форм.

 Освоение изобразительных  умений начинается с проведения  прямых, вертикальных и горизонтальных  линий, сначала при дорисовании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам, клубок ниток и т.д.).

 Сюжетное рисование  - основная цель научить ребенка  передавать свои впечатления  от окружающей действительности.

 Ребенок должен уметь  нарисовать главное в сюжете, а все, детали он выполняет  по своему желанию. 

 У маленького ребенка  еще слишком поверхностное восприятие  и аналитико-синтетическое мышление: он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно так –же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. У ребенка мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки в изображении сюжетного рисунка.

 В младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучит как сложные (например: «Колобок катится по дорожке», «Идет снег, засыпал всю землю», «Листопад», «Птичий двор», и т.д.). Но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.

 В сюжетном рисовании  перед маленькими детьми не  ставится задача показа точно  пропорциональных соотношений между  предметами, так как она является  сложной и доступной только  детям старшей группы.

 Воспитатель должен  если стараться подобрать интересные  темы для ребят, учитывая их  впечатления от окружающей действительности [7; 23 с].

Овладение умений и навыков  в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного  возраста – одна из главных задач  формирования личности, таланта, способностей и эстетических чувств у детей.

 Существует множество  методов и приемов обучения  детей рисованию (беседа (словесно-наглядный  прием), наглядно-образный и игровые  приемы), которые необходимо учитывать  в процессе целенаправленного  эстетического -изобразительного восприятия.

Первый этап в развитии художественных способностей детей  начинается с того момента, когда  в руку ребенка впервые попадает изобразительный материл – бумага, карандаш, краски, мелки. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями и навыков  перед ними можно поставить новые  задачи.

 В 2-3 года ребенок  легко усваивает навык правильно  держать карандаш, кисть, мелки,  пользоваться ими. 

 Яркие и цветные  изображения вызывает у детей  сильные положительные эмоции. Ребенок  наслаждается каким-либо цветом  карандаша, краски, закрашивая ими  все подряд. Но еще в младшем  возрасте он уже может связывать  цвет с образом предмета. Использование  цвета помогает выразить эмоциональное  отношение ребенка к изображаемому.

 Таким образом, средства  выразительности используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма, композиция. У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому педагог должен правильно руководить процессом творческой деятельности.

 Опыт дошкольника еще  невелик, поэтому ему важно  дать возможность предварительно  понаблюдать за предметом, чтобы  увидеть и запомнить главное,  характерное, выразительное. Именно  неумение видеть объясняются  многие ошибки в рисунках детей. 

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.

  Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.

Прием обучения – более  частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее  значение.

  Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направление работы на занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия именно цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи – организации начала занятия [22; 7 с].

Наглядные методы и приемы – к наглядным методам и  приемам обучения относятся использование  натуры, репродукции картин, образца  и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских  работ в конце занятия, при  их оценке.

Программа детского сада устанавливает  объем изобразительных умений и  навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладения сравнительно небольшим кругом умений даст возможность  ребенку изображать самые разнообразные  предметы. Например, для того чтобы  нарисовать дом, надо знать приемы изображения  прямоугольной формы, т. есть уметь  соединить линии под прямым углом.

 Эти же приемы потребуется  для рисования машины, поезда  и любого другого предмета, имеющего  прямоугольные очертания [15; 148 с].

 Показ воспитателем  способов изображения является  наглядно-действенным приемом, который  учит детей сознательно создавать  нужную форму на основе их  конкретного опыта. Показ может  быть двух видов: 

- показ жестом;

- показ приемов изображения. 

 Во всех случаях  показ сопровождается словесными  пояснениями. 

 Жестом поясняется  расположение предмета на листе.  Движение руки или палочки  карандаша по листу бумаги  бывает достаточно, чтобы дети  даже 3-4 лет поняли задачи изображения.  Жестом может быть восстановлена  в памяти ребенка основная  форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей.

 Эффективно повторение  того движения, которым воспитатель  сопровождал при восприятии своего  объяснения. Такое повторение облегчает  воспроизведение образовавшихся  в сознании связей. Например, при  наблюдении детей за постройкой  дома педагог жестом показывает  контуры строящихся корпусов, подчеркивая  их устремленности вверх. Это  же движение он повторяет в  начале занятия, на котором  дети рисуют высотный дом. 

 Жест, воспроизводящий  форму предмета, помогает памяти  и позволяет показать движение  руки рисующего при изображении.  Чем меньше ребенок, тем больше  значение в его обучении имеет  показ движения руки.

 Ребенок младшего дошкольного  возраста еще не полностью  владеет своими движениями и  потому не знает, какое движение  потребуется для изображения  той или иной формы. 

 Известен и такой  прием, когда воспитатель в  младшей группе делает изображения  вместе с ребенком, ведя его  руку.

 Жестом можно обрисовать  весь предмет, если его форма  расположена (мяч, книга, яблоко) или детали формы (расположение  ветвей у ели, изгиб шеи у  птиц). Более мелкие детали воспитатель  демонстрирует в рисунке. 

 Характер показа зависит  от тех задач, которые ставит  воспитатель на данном занятии.  Показ изображения всего предмета  дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей группе. Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспитатель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия.

 При повторных упражнениях  по закреплению умений и затем  самостоятельному их применению  показ дается лишь в индивидуальном  порядке детали, не усвоившим тот или иной навык.

 Постоянные показ приемов  выполнения задания приучит детей  во всех случая ждать указаний  и помощи воспитателя, что ведет  к пассивности и торможению  мыслительных процессов. Показ  воспитателя всегда необходимо  при объяснении новых технических  приемов [19; 12 с].

Информация о работе Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования