Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоритические основы изучения развития изобразительных умений и детей раннего возраста в процессе рисования.
Анализ психико - педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………….6
Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования…………………………………………...14
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………25
Глава 2. Мониторинг.
2.1. Констатирующий этап эксперимента……………………………………28
2.2. Разработка перспективного плана по рисованию на учебный год……...31
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Чистовик..docx

— 96.89 Кб (Скачать файл)

 

Октябрь

1.

«Дождик»

 

(рисование фломастерами; дорисовывание деталей)

Учить детей правильно  держать в руке фломастер; учить  рисовать фломастером - не нажимать сильно, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной  линии; формировать интерес и  положительное отношение к рисованию. 

Фломастеры синего или  голубого цвета; листы бумаги с заготовками (по количеству детей), в верхней  части листа нарисована синяя  туча, а внизу горизонтальная линия - земля, чтобы дети, рисуя дождь, не выходили за пределы нижней границы.

2.

«Поможем жучкам спрятаться в траве»

 

(рисование карандашом; дорисовывание

Деталей)

Учить детей правильно  держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к  рисованию цветными карандашами. 

Цветные восковые карандаши  зелёного цвета; листы бумаги для  рисования с нарисованными жуками, расположенными в разных местах листа (по количеству детей).

3.

«Листья жёлтые летят» (рисование  кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей рисовать листья, примакивая кисточку к листу бумаги; продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой.

Альбомные листы формата  А4 с нарисованными деревьями (по количеству детей); жёлтая краска, кисточки №4, баночки с водой, тряпочки

4.

« По ровненькой дорожке»

 

(рисование пальцами) 

Учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску  бумаги; продолжать знакомить детей  с цветом (красный, синий, зелёный), закреплять названия цветов; развивать интерес  и положительное отношение к рисованию. 

Демонстрационный лист с  изображением двух домиков с красной  и синей крышами, расположенных  друг напротив друга (между домиками проведена дорожка карандашом и  краской); полоски бумаги для рисования 1/2 листа по количеству детей; гуашь  зелёного цвета, влажные салфетки для рук.


 

Ноябрь

1.

«Дождик, дождик, пуще»

 

(рисование кисточкой;  дорисовывание деталей) 

Учить детей наносить кисточкой  ритмичные мазки под словесное  сопровождение; продолжать учить правильно держать кисточку, пользоваться краской, убирая лишнюю о край баночки; продолжать знакомить с синим цветом. 

Альбомные листы с изображением туч; синяя краска, баночки-непроливайки, кисточки, салфетки.

2.

«Веточка рябины»

 

(рисование пальцами; дорисовывание деталей) 

Продолжать учить детей  рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать  интерес и положительное отношение  к рисованию.

Листы бумаги для рисования  с изображением веточки рябины без  ягод (по количеству детей); ветка рябины, рисунок - образец; гуашь красного цвета, влажные салфетки для рук.

3.

«Спрячь картинку»

 

(рисование карандашами  или фломастерами) 

Учить детей правильно  держать в руке карандаш (фломастер); правильно сидеть за столом; учить  рисовать штрихи; развивать желание  рисовать

Цветные карандаши или  фломастеры; листы бумаги для рисования  формата А4 с нарисованными заготовками (картинками) по количеству детей.

4.

«Полюбуйся на герань»

 

(рисование штампом; дорисовывание

 

деталей) 

Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить  пользоваться штампом: окунать его  в густую гуашь, а затем прижимать  к листу бумаги; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. 

Листы бумаги с заготовками (изображение герани в горшочке с  пустыми черенками); гуашь красного цвета, штампы по количеству детей; салфетки; цветущая герань.


 

Декабрь

1.

«Домик с забором»

 

(рисование кисточкой) 

Учить проводить линии  сверху вниз по ворсу; обмакивать кисть  в краску по мере надобности; воспитывать  у детей отзывчивость, доброжелательность

Рисунок с изображением домика; длинный лист ватмана или обоев, кисточки, баночки с водой, подставки  для кисточек, салфетки.

2.

«Снег идёт»

 

(рисование ватными палочками) 

Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. 

Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки - непроливайки, салфетки.

3.

«Ёлочка - зелёная иголочка»

 

(рисование фломастерами) 

Упражнять детей в рисовании  хвои штрихами, используя фломастеры; поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми. 

Хвойная веточка; лист ватмана, на котором нарисован ствол ёлочки; листы бумаги формата А4 (по количеству детей), фломастеры зелёного цвета.

4.

«Маленькая ёлочка в гости  к нам пришла»

 

(рисование пальцами; дорисовывание деталей) 

Учить детей располагать  фонарики определённого цвета, используя  дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать  эстетическое восприятие, желание рисовать. 

Альбомные листы бумаги для  рисования с изображением ёлочки (по количеству детей); гуашь красного, синего, жёлтого цветов; влажные  тряпочки, салфетки; дид. игра «Укрась ёлочку».


 

Январь

1.

«Зимний узор»

 

(рисование восковыми  карандашами) 

Продолжать учить детей  правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес  к рисованию; развивать эстетическое восприятие. 

Цветной картон синего цвета  ( по количеству детей); восковые карандаши белого цвета; образцы готового рисунка и несколько элементов узора.

2.

«Снеговик»

 

(рисование кисточкой) 

Учить детей закрашивать  контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно. 

Гуашь синего цвета; листы  белой бумаги с нарисованным контуром снеговика (по количеству детей); рисунок-образец, баночки с водой, кисточки, салфетки.

3.

«Покормим птичек»

 

(рисование кисточкой) 

Закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая всё пространство листа; познакомить с чёрным цветом; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. 

Заготовка - кормушка, нарисованная на листе ватмана, аппликативное  изображение птиц; гуашь чёрного  цвета; кисточки, непроливайки, салфетки, семечки.

4.

«Нарядное платье для куклы»

 

(рисование кисточкой;  дорисовывание деталей) 

Учить детей правильно  держать кисть, ритмично наносить мазки  на силуэт платья; развивать восприятие цвета; закреплять знание основных цветов; развивать интерес и желание  рисовать. 

Гуашь 4-х цветов: красная, синяя, зелёная, жёлтая на выбор детей; платья-заготовки (по количеству детей), кисточки, баночки с водой, салфетки.


 

Февраль

1.

«Полосатые варежки»

 

(рисование кисточкой;  дорисовывание деталей)

Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета

Заготовки - силуэты варежек, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей); гуашь 4-х цветов; кисточки, непроливайки.

2.

«Снежинки»

 

(рисование фломастерами) 

Продолжать учить детей  рисовать фломастерами, правильно держать  его в руке, сильно не сжимать  и не нажимать; украшать снежинки - рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес  и положительное отношение к  рисованию. 

Фломастеры синего цвета (по количеству детей); листы бумаги с заготовками - нарисованными основами снежинки (по количеству детей); листы  с готовым изображением снежинок; 3-4 снежинки, вырезанные из бумаги

3.

«Снежные колобки»

 

(рисование кисточкой) 

Продолжать учить детей  пользоваться кисточкой, рисовать круги  от пятна, повторять изображение, заполняя свободное пространство листа; поддерживать игровое отношение к образу. 

Лист картона формата  А4 голубого или синего цветов ( по количеству детей); гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, салфетки.

4.

«Бусинки»

 

(рисование фломастерами) 

Продолжать учить детей  правильно держать в руке фломастер, рисовать им, не делая сильного нажима; рисовать круги и заштриховывать их по кругу; закреплять знания цветов; воспитывать эстетическое восприятие.

Фломастеры на каждого  ребёнка; листы бумаги для рисования  с заготовкой - нарисованной линией бус (по количеству детей); готовый рисунок-образец; нитка настоящих бус.


 

Март

1.

«Букет для мамы» (рисование  карандашами) 

Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми  движениями, не отрывая карандаша  от бумаги, правильно держать его. 

Листы бумаги с заготовками - аппликативное изображение веточки  розы с листочками в горшочке; карандаши  на каждого ребёнка.

2.

«Светит солнышко в окошко»

 

(рисование кисточкой;  дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей  рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий  «один», «много». 

Листы бумаги для рисования  формата А4 (по количеству детей); гуашь оранжевого и жёлтого цветов, кисти, баночки с водой, салфетки.

3.

«Капель» (рисование

 

кисточкой) 

Продолжать учить детей  правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков. 

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

4.

«Ай качи, качи, качи» (рисование

 

кистью; дорисовывание деталей) 

Закреплять с детьми умение рисовать замкнутые линии, похожие  на круги; учить вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирая  краску на кисть; вызывать интерес к  полученному результату. 

Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь жёлтого цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки-непроливайки, салфетки.


 

Апрель

1.

«Плывёт кораблик по весенним ручейкам» (рисование кисточкой)

Продолжать учить детей  ритмично проводить линии на листе  бумаги, двигая кисть по ворсу; учить  ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию. 

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки  под кисточки, баночки с водой, салфетки; бумажный кораблик, таз с  водой.

2.

«Яблоки»

 

(рисование фломастерами; дорисовывание деталей) 

Продолжать учить детей  правильно держать в руке фломастер, рисовать небольшие по размеру круги, располагать круги равномерно, не выходить за пределы контура; формировать интерес к рисованию. 

Фломастеры жёлтого, красного, зелёного цветов; листы бумаги для  рисования с заготовками - на листе контур дерева ( по количеству детей); яблоко.

3.

«Трава на лужайке» (рисование  кистью) 

Упражнять детей в быстрых, ритмичных изобразительных действиях  кистью; продолжать учить рисовать вертикальные линии (траву); воспитывать  любовь к живой природе. 

Листы бумаги для рисования (по количеству детей), гуашь зелёного цвета, кисточки, непроливайки.

4.

«Деревья проснулись» (рисование  кистью; дорисовывание деталей) 

Продолжать учить детей  правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание  рисовать. 

Альбомные листы бумаги для  рисования с изображением деревьев без листвы ( по количеству детей); гуашь зелёного цвета, кисточки, подставки под кисточки, непроливайки, салфетки.


 

Май

1.

«Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей  рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить  с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. 

Вырезанные из бумаги силуэты  бабочек (по количеству детей); готовый  образец с несложным узором; гуашь  основных цветов, кисточки, подставки  по кисточки, непроливайки, салфетки.

2.

«Забавные зверюшки - полосатые игрушки» (рисование кистью; дорисовывание деталей) 

Закреплять умение рисовать кисточкой; проводить прямые линии  в разных направлениях (слева направо  и сверху вниз), соблюдая движение кисти  по ворсу; воспитывать у детей  отзывчивость. 

Силуэты лошадок, уточек, козликов и т.д., выполненных в стиле  филимоновских игрушек; гуашь красного и чёрного цветов, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки.

3.

«Цветочная поляна» (рисование  ватными палочками)

Продолжать учить детей  рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать  интерес и положительное отношение  к рисованию. 

Тонированные в зелёный  цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок - образец, репродукции  с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

4.

«Цветущая веточка» (рисование  кистью; дорисовывание деталей) 

Учить рисовать щетинной кистью цветы цветущих деревьев (черёмуха, жасмин); вызвать желание полюбоваться цветущей веткой, желание нарисовать; воспитывать эстетическое восприятие. 

Тонированные листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или  жасмина.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе 2.

В младшем возрасте на первом плане выдвигаются задачи обучения изобразительными умениями и навыкам. Научить изображению разнообразных  и кругообразных форм несложных  предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму). Развивать композиционные навыки - располагать изображение  в средние листа бумаги, совершенствовать технические навыки. Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных  форм, используя яркие, красочные  тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные  возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при  изображении других предметов.

 Тематика упражнений  в проведении прямых линий  в различных направлениях указана  в программе: рисование ленточек, дорожек карандашей, дождик. Разнообразие  тематики способствует сохранению  интереса детей к занятиям.

 В младших группах  освоение нового программного  материала занимает меньше места,  чем занятия по закреплению  приобретенных умений и навыков.  При этом, вторая половина образовательной деятельности обычно отводится для работы детей    по собственному желанию, примерно треть образовательной деятельности может быть отведена рисованию на свободные темы, выбранным самыми малышами. Основная цель такой образовательной деятельности – закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать основные проблемы.

 Подготовка к непосредственно образовательной деятельности начинается с плана. Воспитатель подбирает такую тему, чтобы детям было интересно. Готовит необходимые материалы, беседу, стихи, рассказы игрушку для применения игрового приема.

 Воспитатель должен  создать творческую атмосферу  и заинтересовать детей подобранной  темой для рисования. Показ  картин, иллюстраций создают эмоциональный настрой у детей.

 Правильная организация  рабочего места зависит о воспитателя  (освещения, столы с клеенкой, краски, кисти, карандаши, салфетки  для рук,).

 Воспитатель должен  в конце образовательной деятельности дать общую одобрительную оценку, анализировать работы детей рассматривая их с ребятами.

 В процессе работы  воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем,  чтобы начатая работа была  доведена до конца. 

 Воспитатель должен  научить детей правильно держать  карандаш, кисточку, пользоваться красками.

Информация о работе Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования