Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:35, курсовая работа
В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоритические основы изучения развития изобразительных умений и детей раннего возраста в процессе рисования.
Анализ психико - педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………….6
Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования…………………………………………...14
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………25
Глава 2. Мониторинг.
2.1. Констатирующий этап эксперимента……………………………………28
2.2. Разработка перспективного плана по рисованию на учебный год……...31
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45
Октябрь
1. |
«Дождик»
(рисование фломастерами; дорисовывание деталей) |
Учить детей правильно
держать в руке фломастер; учить
рисовать фломастером - не нажимать сильно,
рисовать прямые вертикальные линии; не
выходить за пределы ограничительной
линии; формировать интерес и
положительное отношение к |
Фломастеры синего или голубого цвета; листы бумаги с заготовками (по количеству детей), в верхней части листа нарисована синяя туча, а внизу горизонтальная линия - земля, чтобы дети, рисуя дождь, не выходили за пределы нижней границы. |
2. |
«Поможем жучкам спрятаться в траве»
(рисование карандашом; дорисовывание Деталей) |
Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами. |
Цветные восковые карандаши
зелёного цвета; листы бумаги для
рисования с нарисованными |
3. |
«Листья жёлтые летят» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) |
Учить детей рисовать листья, примакивая кисточку к листу бумаги; продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой. |
Альбомные листы формата А4 с нарисованными деревьями (по количеству детей); жёлтая краска, кисточки №4, баночки с водой, тряпочки |
4. |
« По ровненькой дорожке»
(рисование пальцами) |
Учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги; продолжать знакомить детей с цветом (красный, синий, зелёный), закреплять названия цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Демонстрационный лист с изображением двух домиков с красной и синей крышами, расположенных друг напротив друга (между домиками проведена дорожка карандашом и краской); полоски бумаги для рисования 1/2 листа по количеству детей; гуашь зелёного цвета, влажные салфетки для рук. |
Ноябрь
1. |
«Дождик, дождик, пуще»
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей) |
Учить детей наносить кисточкой ритмичные мазки под словесное сопровождение; продолжать учить правильно держать кисточку, пользоваться краской, убирая лишнюю о край баночки; продолжать знакомить с синим цветом. |
Альбомные листы с изображением туч; синяя краска, баночки-непроливайки, кисточки, салфетки. |
2. |
«Веточка рябины»
(рисование пальцами; дорисовывание деталей) |
Продолжать учить детей
рисовать пальчиками; набирать краску;
радоваться полученному результату;
закреплять знания основных цветов; развивать
интерес и положительное |
Листы бумаги для рисования с изображением веточки рябины без ягод (по количеству детей); ветка рябины, рисунок - образец; гуашь красного цвета, влажные салфетки для рук. |
3. |
«Спрячь картинку»
(рисование карандашами или фломастерами) |
Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); правильно сидеть за столом; учить рисовать штрихи; развивать желание рисовать |
Цветные карандаши или фломастеры; листы бумаги для рисования формата А4 с нарисованными заготовками (картинками) по количеству детей. |
4. |
«Полюбуйся на герань»
(рисование штампом;
деталей) |
Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить пользоваться штампом: окунать его в густую гуашь, а затем прижимать к листу бумаги; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. |
Листы бумаги с заготовками (изображение герани в горшочке с пустыми черенками); гуашь красного цвета, штампы по количеству детей; салфетки; цветущая герань. |
Декабрь
1. |
«Домик с забором»
(рисование кисточкой) |
Учить проводить линии сверху вниз по ворсу; обмакивать кисть в краску по мере надобности; воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность |
Рисунок с изображением домика; длинный лист ватмана или обоев, кисточки, баночки с водой, подставки для кисточек, салфетки. |
2. |
«Снег идёт»
(рисование ватными палочками) |
Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. |
Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки - непроливайки, салфетки. |
3. |
«Ёлочка - зелёная иголочка»
(рисование фломастерами) |
Упражнять детей в рисовании хвои штрихами, используя фломастеры; поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми. |
Хвойная веточка; лист ватмана,
на котором нарисован ствол |
4. |
«Маленькая ёлочка в гости к нам пришла»
(рисование пальцами; дорисовывание деталей) |
Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. |
Альбомные листы бумаги для рисования с изображением ёлочки (по количеству детей); гуашь красного, синего, жёлтого цветов; влажные тряпочки, салфетки; дид. игра «Укрась ёлочку». |
Январь
1. |
«Зимний узор»
(рисование восковыми карандашами) |
Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие. |
Цветной картон синего цвета ( по количеству детей); восковые карандаши белого цвета; образцы готового рисунка и несколько элементов узора. |
2. |
«Снеговик»
(рисование кисточкой) |
Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно. |
Гуашь синего цвета; листы белой бумаги с нарисованным контуром снеговика (по количеству детей); рисунок-образец, баночки с водой, кисточки, салфетки. |
3. |
«Покормим птичек»
(рисование кисточкой) |
Закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая всё пространство листа; познакомить с чёрным цветом; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. |
Заготовка - кормушка, нарисованная на листе ватмана, аппликативное изображение птиц; гуашь чёрного цвета; кисточки, непроливайки, салфетки, семечки. |
4. |
«Нарядное платье для куклы»
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей) |
Учить детей правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт платья; развивать восприятие цвета; закреплять знание основных цветов; развивать интерес и желание рисовать. |
Гуашь 4-х цветов: красная, синяя, зелёная, жёлтая на выбор детей; платья-заготовки (по количеству детей), кисточки, баночки с водой, салфетки. |
Февраль
1. |
«Полосатые варежки»
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей) |
Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета |
Заготовки - силуэты варежек, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей); гуашь 4-х цветов; кисточки, непроливайки. |
2. |
«Снежинки»
(рисование фломастерами) |
Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки - рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Фломастеры синего цвета (по количеству детей); листы бумаги с заготовками - нарисованными основами снежинки (по количеству детей); листы с готовым изображением снежинок; 3-4 снежинки, вырезанные из бумаги |
3. |
«Снежные колобки»
(рисование кисточкой) |
Продолжать учить детей пользоваться кисточкой, рисовать круги от пятна, повторять изображение, заполняя свободное пространство листа; поддерживать игровое отношение к образу. |
Лист картона формата А4 голубого или синего цветов ( по количеству детей); гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, салфетки. |
4. |
«Бусинки»
(рисование фломастерами) |
Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать им, не делая сильного нажима; рисовать круги и заштриховывать их по кругу; закреплять знания цветов; воспитывать эстетическое восприятие. |
Фломастеры на каждого ребёнка; листы бумаги для рисования с заготовкой - нарисованной линией бус (по количеству детей); готовый рисунок-образец; нитка настоящих бус. |
Март
1. |
«Букет для мамы» (рисование карандашами) |
Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его. |
Листы бумаги с заготовками
- аппликативное изображение |
2. |
«Светит солнышко в окошко»
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей) |
Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много». |
Листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей); гуашь оранжевого и жёлтого цветов, кисти, баночки с водой, салфетки. |
3. |
«Капель» (рисование
кисточкой) |
Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков. |
Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. |
4. |
«Ай качи, качи, качи» (рисование
кистью; дорисовывание деталей) |
Закреплять с детьми умение рисовать замкнутые линии, похожие на круги; учить вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирая краску на кисть; вызывать интерес к полученному результату. |
Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь жёлтого цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки-непроливайки, салфетки. |
Апрель
1. |
«Плывёт кораблик по весенним ручейкам» (рисование кисточкой) |
Продолжать учить детей
ритмично проводить линии на листе
бумаги, двигая кисть по ворсу; учить
ориентироваться на листе бумаги;
развивать интерес к рисованию. |
Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки; бумажный кораблик, таз с водой. |
2. |
«Яблоки»
(рисование фломастерами; дорисовывание деталей) |
Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать небольшие по размеру круги, располагать круги равномерно, не выходить за пределы контура; формировать интерес к рисованию. |
Фломастеры жёлтого, красного, зелёного цветов; листы бумаги для рисования с заготовками - на листе контур дерева ( по количеству детей); яблоко. |
3. |
«Трава на лужайке» (рисование кистью) |
Упражнять детей в быстрых,
ритмичных изобразительных |
Листы бумаги для рисования (по количеству детей), гуашь зелёного цвета, кисточки, непроливайки. |
4. |
«Деревья проснулись» (рисование кистью; дорисовывание деталей) |
Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. |
Альбомные листы бумаги для рисования с изображением деревьев без листвы ( по количеству детей); гуашь зелёного цвета, кисточки, подставки под кисточки, непроливайки, салфетки. |
Май
1. |
«Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей) |
Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. |
Вырезанные из бумаги силуэты бабочек (по количеству детей); готовый образец с несложным узором; гуашь основных цветов, кисточки, подставки по кисточки, непроливайки, салфетки. |
2. |
«Забавные зверюшки - полосатые игрушки» (рисование кистью; дорисовывание деталей) |
Закреплять умение рисовать кисточкой; проводить прямые линии в разных направлениях (слева направо и сверху вниз), соблюдая движение кисти по ворсу; воспитывать у детей отзывчивость. |
Силуэты лошадок, уточек, козликов и т.д., выполненных в стиле филимоновских игрушек; гуашь красного и чёрного цветов, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки. |
3. |
«Цветочная поляна» (рисование ватными палочками) |
Продолжать учить детей
рисовать красками, используя ватные
палочки; закреплять знания цветов; формировать
интерес и положительное |
Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок - образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
4. |
«Цветущая веточка» (рисование кистью; дорисовывание деталей) |
Учить рисовать щетинной кистью цветы цветущих деревьев (черёмуха, жасмин); вызвать желание полюбоваться цветущей веткой, желание нарисовать; воспитывать эстетическое восприятие. |
Тонированные листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь белого цвета, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина. |
Вывод по главе 2.
В младшем возрасте на первом
плане выдвигаются задачи обучения
изобразительными умениями и навыкам.
Научить изображению
Тематика упражнений
в проведении прямых линий
в различных направлениях
В младших группах
освоение нового программного
материала занимает меньше
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности начинается с плана. Воспитатель подбирает такую тему, чтобы детям было интересно. Готовит необходимые материалы, беседу, стихи, рассказы игрушку для применения игрового приема.
Воспитатель должен
создать творческую атмосферу
и заинтересовать детей
Правильная организация
рабочего места зависит о
Воспитатель должен в конце образовательной деятельности дать общую одобрительную оценку, анализировать работы детей рассматривая их с ребятами.
В процессе работы
воспитатель наблюдает за
Воспитатель должен
научить детей правильно