Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:30, контрольная работа
Цель написания моей контрольной работы: выявить, каким образом формируется эстетическая культура подрастающего поколения в процессе культурно-досуговой деятельности.
В связи с этим, можно определить, что задачи моей работы – это исследование таких вопросов, как:
Психофизические и социальные особенности подросткового возраста.
Культурно-досуговая деятельность подростков.
Формирование эстетической культуры средствами искусства (музыка и театр).
Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1: «Особенности подросткового возраста»…………………………….... 5
Глава 2: «Культурно-досуговая деятельность подростков»………………....... 8
Глава 3: «Формирование эстетической культуры подрастающего поколения средствами искусства»……………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………... 16
Список литературы……………………………………………………………….. 17
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1: «Особенности подросткового возраста»…………………………….... |
5 |
Глава 2: «Культурно-досуговая деятельность подростков»………………....... |
8 |
Глава 3: «Формирование эстетической
культуры подрастающего поколения средствами
искусства»…………………………………………………… |
11 |
Заключение…………………………………………………… |
16 |
Список литературы………………………………… |
17 |
Введение
От уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития всего общества. Поэтому вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда будет актуален. Основой эстетической культуры личности является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Но для того чтобы человек мог в полной мере воспринимать красоту или проявлять себя в творчестве, нужны еще и некоторые теоретические знания, то есть эстетический кругозор.
Эстетические позиции, идеалы и взгляды человека проявляются в его умении видеть прекрасное, отличать истинную красоту от ложной. Это умение называется эстетическим вкусом. В процессе творческой деятельности человек может быть сам создателем прекрасного.
Формирование эстетического вкуса и развитие художественных способностей, конечно же, нужно начинать с самого раннего возраста. Начинается эстетическое воспитание в семье, когда ребенок слушает музыку, колыбельные песни, сказки, изучая, рассматривает предметы и картинки… Но ребенок растет – и его уровень духовного развития должен расти вместе с ним. Поэтому, формирование эстетической культуры – одна из важнейших задач всех образовательных учреждений: от детского сада до высших учебных заведений.
Сама я работаю педагогом дополнительного образования в «Центре развития творчества детей и юношества» города Луховицы: в Образцовом Детском Музыкальном Театре «Капелька». Я преподаю в старшей группе театра: моя работа связана с детьми 13 – 17 лет. Поэтому в своей работе мне хотелось бы затронуть тему подросткового возраста.
Подростковый возраст - это возраст кипучей энергии, стремления к познанию и жажды деятельности. Подростка легко увлечь чем-либо - но трудно сохранить и развить этот интерес. В этом возрасте закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. Этот возраст, изменчивый, хрупкий, ранимый, требует особого подхода к человеку.
Заметное развитие в подростке приобретают такие черты характера, как: настойчивость, упорство в достижении цели, импульсивность. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Восприятие становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.
Чтобы во время досуга деятельность подростков не приводила к бездумному времяпровождению и не способствовала возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них разумное управление своим поведением, умения самоанализа и адекватную самооценку. Для этого подросткам нужно овладеть навыками самоорганизации. И вот здесь хочется заметить, что особенно в развитии данных качеств и навыков помогают занятия в театральном кружке: работа актёра требует особой дисциплины, самоорганизации, и невозможна без контроля над собой и самоанализа.
Зачастую, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Это одна из сложностей данного возраста. Не обладая устойчивостью интересов, подростки более охотно перенимают от взрослых модели заполнения досуга, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их развития. Это ещё одна сложность. К тому же, предлагаемые взрослыми общественные формы досуга не всегда отвечают потребностям и интересам личности подростка, что порождает пассивность в процессе приобщения к духовным ценностям. А это уже проблема внешкольных досуговых учреждений, которые не всегда успевают за современными тенденциями или просто игнорируют их.
Цель написания моей контрольной работы: выявить, каким образом формируется эстетическая культура подрастающего поколения в процессе культурно-досуговой деятельности.
В связи с этим, можно определить, что задачи моей работы – это исследование таких вопросов, как:
Объект исследования - эстетическая культура подростков.
Предмет исследования - процесс формирования эстетической культуры подростков средствами культурно - досуговой деятельности.
Глава 1. Особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст - это самый ответственный период становления личности, потому что здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе и к обществу, раскрываются жизненные позиции и стремления человека.
Этот возраст принято считать кризисным, переходным от детства к взрослости и связанным с гормональной перестройкой организма. Подростков в это время характеризует импульсивность, мечтательность, эмоциональность, чувствительность, максимализм, негативизм, критичность ума. В связи с этим, подростки являются противоречивой социально - подвижной частью общества.
Развитие организма подростка происходит одновременно с формированием его личности. Этот процесс сопровождает множество противоречий. Одно из них - желание реализовать себя и неумение это сделать.
Еще одно противоречие: между массовым характером обучения и индивидуальными познавательными методами. Так как образование имеет свои стандарты, то педагоги предъявляют, как правило, одинаковые требования ко всем ученикам, не учитывая индивидуальных склонностей и способностей подростка. Индивидуальные познавательные методы позволяют не только выявлять способности ребёнка, но и развивать их на основе проектирования учебной деятельности, ориентированной на конкретного ученика. Об индивидуальных образовательных программах в массовой школе мечтать не приходится, но в учреждениях дополнительного образования и досуга они вполне осуществимы.
У многих подростков существуют противоречия между духовными и материальными потребностями.
Потребность проявить себя в среде сверстников, желания понравиться, особенно противоположному полу, ведёт к переживаниям по поводу внешности и мнению о своем физическом уродстве. У многих молодых людей возникает желание спрятаться от людей, что приводит некоторых подростков к одиночеству, своеобразным видам защиты. Из-за желания скрыть свои переживания многие подростки ведут себя нарочито грубо или легкомысленно, а свою беспомощность и неуверенность часто прикрывают показной решительностью.
Выражена потребность в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками: они становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет себя и свои ценности. Желание быть принятым средой значимых людей и боязнь быть отвергнутым типичны для подросткового возраста. В связи с этим учебная деятельность и отношения с родителями могут быть отодвинуты на задний план. Подростки ищут поддержку, прежде всего, у сверстников, чтобы справиться с проблемами и изменениями, которые с ними происходят.
В подростковом возрасте проявляются потребности и способности к познанию самого себя как личности, с ее специфическими качествами. В связи с этим появляется стремление к самовыражению, самоутверждению и саморазвитию. При самоанализе у подростка начинают формироваться ценностные ориентации, складываются образцы поведения, соответствующие требованиям, которые подростки предъявляют к людям и к самим себе.
В этом возрасте происходит перестройка ранее сложившихся психологических структур, происходит переоценка ценностей. Прежние интересы подростка утрачивают ценность, а новые формируются интенсивно. Возрастает самостоятельность, отношения с другими людьми становятся значительно многообразней и серьёзней. Подросток активно осваивает чужую социальную позицию.
Основное психологическое новообразование в подростковом возрасте - формирование чувства взрослости, отношения к самому себе как к взрослому. Физическое взросление дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его не меняется. Борьба за признание своей самостоятельности непременно приводит к конфликту между подростками и взрослыми.
Важнейшим средством познания для подростка становится художественная деятельность, в которую входит как усвоение, так и создание художественных ценностей. Этот процесс требует творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности приобретаются и проявляются.
Художественная деятельность воспитывает умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное. Развитие творческих способностей даже в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. Используя все умения и умственные силы в процессе занятия искусством, подросток распространяет эту способность и на другие виды деятельности.
Отрочество - время становления индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. Это время обострённого стремления к познанию и оценки самого себя, к формированию целостного образа собственного «Я». Основные задачи взрослых в работе с подростками: поддержка и ориентирование к духовным ценностям, нравственным нормам; создание условий для раскрытия и реализации возможностей с учетом индивидуальности каждого.
Глава 2. Культурно-досуговая деятельность подростков.
Досуг - свободное время человека, когда он может заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Досуговая деятельность классифицируется по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, творчество и самообразование. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, размышлением, созерцанием природы и т.п. Активный отдых - физическая и культурная деятельность (физкультура, туризм, чтение, рисование и т.п.) – обеспечивает получение новых впечатлений и знаний, и имеет компенсационный характер.
Показателем ценностей является не сам досуг, а характер его использования. Досуг может способствовать развитию личности: например, средствами искусства. Но может и навредить: привести к ограничению духовного мира и асоциальности поведения.
В системе профилактической работы, существуют конкретные направления деятельности по профилактике правонарушений с использованием ресурсов учреждений культуры. В первую очередь, это проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков: надо стараться максимально уходить от принципа запрета и поучения. Вместо «нельзя» (нельзя совершать преступления, пить, курить и т.д.) лучше говорить «можно»: можно заниматься творчеством, читать, петь, играть на гитаре и т.д.
Социализация личности происходит в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства - альтернатива подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок асоциальному поведению. В наше технологически развивающееся время вопрос досуга обостряется ещё одной проблемой: Средства Массовой Информации. Особенно интернет. Эти источники практически не несут никакой ответственности за свою работу: интернет вообще никому не подчиняется. В глобальной сети можно всё и школьники переносят ощущение вседозволенности в свою реальную жизнь. У детей меньше позывов к активной культурной или спортивной деятельности, потому что в интернете возможности общения и развлечения безграничны. А подростки очень тянутся к общению и информации. При этом они ещё идеологически неустойчивы, в их умы легко внедрить как положительное, так и отрицательное.
Наиболее эффективно в социализации подростков работают досуговые учреждения. Они дают возможность школьникам развивать свои творческие способности и помогают в самореализации личности. Воспитание, просвещение и самовоспитание подрастающего поколения – цели досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность, по содержанию подразделяется на: познавательную, практически-преобразующую, ценностно-ориентированную и творческую.
Познавательная деятельность – процесс, когда усвоение информации и получение знаний происходит в результате участия в дискуссиах, тематических вечерах, лекциях, кружковых занятиях и т. д.
Информация о работе Формирование эстетической культуры подрастающего поколения средствами искусства