Формирование коллектива и межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Важно не только знать признаки и структуру коллектива, но и рассматривать этапы его развития как целостный неделимый процесс образования от простой группы до крепкого и сплоченного коллектива.

Содержание работы

I. Вступительная часть.
1.Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.
II. Основная часть.
1. Ученический коллектив, признаки и структура.
2. Этапы развития ученического коллектива.
3. Педагогические средства и методические подходы организации и формирования коллектива
4. Влияние педагога на развитие ученического коллектива
5. Межличностные отношения в ученическом коллективе.
III. Заключительная часть.
1. Вывод.
Библиография.

Файлы: 11 файлов

0 (Автосохраненный).doc

— 30.00 Кб (Скачать файл)

Роль  учебно-воспитательного коллектива в развитии личности

      Практическими путями воспитания как формирования высших свойств личности являются: а) общие жизненные условия, в каких находится данная личность и коллектив, в который она включена; б) система воспитывающего обучения, организованная для данного коллектива и включенной в него личности; в) воздействия на личность средств массовых коммуникаций, в наших условиях подконтрольных обществу.

Все виды воздействия на личность осуществляются, как правило, через коллектив, действуют сначала на познавательную сферу личности, постепенно закрепляясь в форме определенного опыта знаний, навыков, умений, привычек. Сочетаясь с отношениями человека к другим людям, к труду и к самому себе, они и формируют его личность. Любое свойство личности приобретает в коллективе своеобразные черты. При коллективном мышлении крепнет целеустремленность каждого члена коллектива в решении возникшей задачи. Каждый член коллектива получает возможность подумать и осветить ее более разносторонне.

 Совместное решение  задачи способствует проявлению  более смелой инициативы каждого,  вместе с тем усиливается критичность  к недостаточно аргументированным  решениям. В свою очередь, это  способствует развитию у каждого  члена коллектива самокритичности, обогащает его знания и опыт, способствует соревнованию, создает положительный эмоциональный тонус. Все это сокращает срок решения возникшей задачи и повышает его объективность. Наконец, решение одной задачи побуждает решать новые задачи, появившиеся в процессе коллективного мышления, что беспрерывно двигает коллектив вперед. О групповой воле речь уже шла Вне коллектива воспитать личность невозможно. Однако вполне обеспечивает успешное воспитание личности не каждый коллектив, а лишь дружный и сплоченный.

Для того чтобы учебная  группа стала сплоченным коллективом, необходимо: ставить перед учащимися  общие для всей группы, трудные, но вполне посильные задачи достичь  конкретных показателей в учебной, производственной, спортивной или какой-либо другой общественно-полезной работе; доводить до сознания каждого учащегося важность успешного решения каждой групповой задачи для самой группы, училища и общества; организовать решение группой задачи так, чтобы каждый учащийся имел конкретные обязанности в этой работе и мог показать товарищам свои силы, способности и в целом свою личность с лучшей стороны; организовать совместную работу учащихся, их взаимодействие и взаимопомощь так, чтобы каждый учащийся и группа в целом имели успех в решении коллективных задач; отмечать успехи группы в выполнении трудных работ и успех каждого учащегося в коллективной деятельности, с тем чтобы вызвать у учащихся чувства удовлетворения и радости достигнутым.

Только при выполнении всех этих условий учебная группа станет коллективом, воспитывающим  у каждого его члена коллективизм. Но создать такие условия деятельности учащихся нелегко — от преподавателя  требуется для этого большая  организаторская и педагогическая работа.

Сложившиеся в  коллективе отношения способствуют воспитанию особо важных общественных качеств, разностороннему развитию личности и приближению ее к гармоничному взаимоотношению с окружающим миром.

В коллективе проявляется  ряд социально- психологических закономерностей, имеющих качественное отличие от процессов в группах иного, низкого уровня развития

  • С увеличением количества человек в составе коллектива не уменьшается вклад, вносимый членами;
  • Несмотря на большое количество членов данной группы, не снижается уровень групповой эмоционально идентификации;
  • Не ослабевает стремление действовать совместно даже при увеличении коллектива;
  • Отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами;
  • Присутствует прямо пропорциональная связь между эффективностью выполняемой совместно деятельности и благоприятным психологическим климатом;
  • Происходит интеграция и персонализация с наивысшими из возможных вариантами

Библиография.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вывод.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульный.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Эпиграф.docx

— 12.24 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Формирование коллектива и межличностных отношений