Формирование коллектива и межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Важно не только знать признаки и структуру коллектива, но и рассматривать этапы его развития как целостный неделимый процесс образования от простой группы до крепкого и сплоченного коллектива.

Содержание работы

I. Вступительная часть.
1.Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.
II. Основная часть.
1. Ученический коллектив, признаки и структура.
2. Этапы развития ученического коллектива.
3. Педагогические средства и методические подходы организации и формирования коллектива
4. Влияние педагога на развитие ученического коллектива
5. Межличностные отношения в ученическом коллективе.
III. Заключительная часть.
1. Вывод.
Библиография.

Файлы: 11 файлов

0 (Автосохраненный).doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

    Влияние педагога на развитие коллектива.

    В начальной школе учитель играет объединяющую роль. В первые годы школьной жизни учащиеся ориентируются на мнение учителя, часто авторитет его очень высок (Мне учитель сказал… Нам так показывали….)

Младший школьный возраст, представляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования личности.

Без правильного педагогического  руководства и влияния законы коллективной жизни в классе могут  подменяться жестокими законами группового конформизма, направленного  на подавление отдельной личности. Печальные последствия подобных явлений со всей остротой и трагизмом показаны в фильме "Чучело", поставленном Р. Быковым, где девочка с высокой степенью искренности, человечности, духовности стала объектом жестокой коллективной расправы такого несостоявшегося коллектива.

В. А. Сухомлинский писал: "Властвование над детьми - одно из труднейших испытаний педагога, один из показателей педагогической культуры... Дорожить доверием, а значит, и беззащитностью ребенка - эта педагогическая мудрость должна преисполнить всю нашу работу"

Воспитателю по мере того как происходит становление коллектива, необходимо делегировать, передавать свою власть органам самоуправления, которые в свою очередь должны поддерживаться подавляющим большинством коллектива только при таких условиях коллектив способен формироваться как действенный орган воспитания.

«Педагог должен уметь  увлечь весь коллектив  воспитанников  и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее  усилий, труда, борьбы, дает, глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива» писал С.А. Макаренко.

Он выдвинул концепцию  принципа параллельности действия. Где  педагог играет роль руководителя процесса становления коллектива непосредственным влиянием на каждого учащегося (1) ,через  членов группы и под средством  влияния на актив  класса(2,3)   

 

 









 

 

Принцип параллельного  действия применим уже на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя  и сила воспитательного воздействия еще значительные. На более высоких уровнях развития коллектива возрастает влияние актива и коллектива. Это не значит. Что воспитатель полностью перестает прямо влиять на воспитанников. Теперь он опирается на коллектив класса, который уже сам становиться носителем воспитательного воздействия (субъектом воспитания).

Управлять ученическим  коллективом – это значит управлять  процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находиться. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как 2 взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика.

 

Оптимизация управления ученическим коллективом связанна с вычислением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений; разработкой критериев, характеризующих уровень  развития коллектива и положение школьника  в системе коллективных отношений; разработкой методик  изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации. Важнейшее условие  оптимизации  - интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: 1) использования  комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы  членов коллектива друг о друге в повседневной  жизни; 3) создания таких ситуации  в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на остальных членов; 4) расширения функций ученического самоуправления; 5) объединение усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.


Библиография.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вывод.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульный.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Эпиграф.docx

— 12.24 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Формирование коллектива и межличностных отношений