Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:20, курсовая работа
Важно не только знать признаки и структуру коллектива, но и рассматривать этапы его развития как целостный неделимый процесс образования от простой группы до крепкого и сплоченного коллектива.
I. Вступительная часть.
1.Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.
II. Основная часть.
1. Ученический коллектив, признаки и структура.
2. Этапы развития ученического коллектива.
3. Педагогические средства и методические подходы организации и формирования коллектива
4. Влияние педагога на развитие ученического коллектива
5. Межличностные отношения в ученическом коллективе.
III. Заключительная часть.
1. Вывод.
Библиография.
Этапы развития ученического коллектива.
Признаки, характерные для развитого коллектива, возникают в детской общности не сразу и не автоматически. Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю». Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. Для этого педагог и школьники, как правило, должны проделать определенный путь совместного взаимодействия, на котором, по оценке А.С.Макаренко, можно выделить три основных этапа развития, критерием которого выступает отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.
Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный переход от одной стадии к другой. Между ними нет четких границ: возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На них каждый школьник благодаря прочно усвоенному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Предъявляя к учащимся
определенные требования и стимулируя
их активность, необходимо обеспечивать
надлежащие условия для их реализации
и позаботиться о том, чтобы каждый
из них добивался успехов, чтобы
следование этим требованиям вызывало
у них положительные
В то же время система
воздействий на ученика призвана
обеспечивать благоприятный психологический
климат в школьном классе, органическое
единство личного и социального,
которое проявляется в
А. С, Макаренко писал, что коллектив в своем формировании проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива. То есть коллектив как воспитывающая среда в процессе формирования переживает несколько стадий. Вначале в качестве его основного связующего ядра выступают требования воспитателя, которые затем начинают проводиться активом, затем эти требования становятся нормой коллективной жизни и, наконец, внутренним законом каждого.
Воспитателю по мере того как происходит становление коллектива, необходимо делегировать, передавать свою власть органам самоуправления, которые в свою очередь
Информация о работе Формирование коллектива и межличностных отношений