Формирование коллектива и межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Важно не только знать признаки и структуру коллектива, но и рассматривать этапы его развития как целостный неделимый процесс образования от простой группы до крепкого и сплоченного коллектива.

Содержание работы

I. Вступительная часть.
1.Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.
II. Основная часть.
1. Ученический коллектив, признаки и структура.
2. Этапы развития ученического коллектива.
3. Педагогические средства и методические подходы организации и формирования коллектива
4. Влияние педагога на развитие ученического коллектива
5. Межличностные отношения в ученическом коллективе.
III. Заключительная часть.
1. Вывод.
Библиография.

Файлы: 11 файлов

0 (Автосохраненный).doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2.docx

— 18.31 Кб (Скачать файл)

Этапы развития ученического коллектива.

 

Признаки, характерные для  развитого коллектива, возникают  в детской общности не сразу и  не автоматически. Слово «коллектив»  происходит от латинского colligo, что  в переводе на русский означает «объединяю». Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих  отношений. Для этого педагог  и школьники, как правило, должны проделать определенный путь совместного  взаимодействия, на котором, по оценке А.С.Макаренко, можно выделить три  основных этапа развития, критерием  которого выступает отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

 

  1. Первая стадия –  становление коллектива ( стадия первоначального сплочения).В этом случае первая стадия в развитии коллективистских отношений характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. Как подчеркивал А.С.Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе. Данная стадия считается завершенной, когда воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

 

  1. Вторая стадия развития коллективизма связана с появлением поддержки педагогических требований со стороны отдельных членов коллектива - активистов, т.е. когда на сторону педагога перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда возле него организуется группа мальчиков и девочек, сознательно поддерживающих все основные правила коллективной жизни. В актив, как правило, входят школьники, выполняющие те или иные постоянные поручения коллектива или состоящие в его органах самоуправления. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем  развитии требования коллектива или, наоборот отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями. Поэтому в развитии коллектива неизбежны  скачки, остановки, движения вспять.

 

  1. Третья стадия развития характеризуется  рассветом коллектива. Она отличается рядом особых качеств достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Это свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Третья стадия развития коллектива - когда определенные требования к школьникам выдвигает сам коллектив. В этом случае работа педагога уходит на задний план, а коллектив во многом становится самоуправляемой организацией. Главным органом самоуправления коллектива является общее собрание воспитанников. Коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на этой стадии

 

Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный  переход от одной стадии к другой. Между ними нет четких границ: возможности  для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая в этом процессе не сменяет  предыдущую, а как бы добавляется  к ней. Коллектив не может и  не должен останавливаться в своем  развитии, даже если он достиг очень  высокого уровня. Поэтому некоторые  педагоги выделяют четвертую и последующие  стадии движения. На них каждый школьник благодаря прочно усвоенному опыту  сам предъявляет к себе определенные требования,   выполнение   нравственных   норм   становится   его потребностью, процесс воспитания переходит в  процесс самовоспитания.

 

Предъявляя к учащимся определенные требования и стимулируя их активность, необходимо обеспечивать надлежащие условия для их реализации и позаботиться о том, чтобы каждый из них добивался успехов, чтобы  следование этим требованиям вызывало у них положительные эмоциональные  переживания и в порядке обратного  воздействия обусловливали их активность и личностное развитие. При этом за основу целесообразно взять принцип максимального развития субъектности школьника, т.е. личностного качества, которое характеризует способность соотносить свое «Я» с окружающим миром и сознательно строить поведение, предвосхищая его последствия в контексте социальных отношений.

 

В то же время система  воздействий на ученика призвана обеспечивать благоприятный психологический  климат в школьном классе, органическое единство личного и социального, которое проявляется в коллективизме. Коллективизм - чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма  в школе достигается различными путями: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; активизацией работы детских  и юношеских самодеятельных организаций.

 

А. С, Макаренко писал, что  коллектив в своем формировании проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива. То есть коллектив как  воспитывающая среда в процессе формирования переживает несколько стадий. Вначале в качестве его основного связующего ядра выступают требования воспитателя, которые затем начинают проводиться активом, затем эти требования становятся нормой коллективной жизни и, наконец, внутренним законом каждого.

Воспитателю по мере того как  происходит становление коллектива, необходимо делегировать, передавать свою власть органам самоуправления, которые в свою очередь


Библиография.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вывод.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульный.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Эпиграф.docx

— 12.24 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Формирование коллектива и межличностных отношений