Формирование коллектива и межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Важно не только знать признаки и структуру коллектива, но и рассматривать этапы его развития как целостный неделимый процесс образования от простой группы до крепкого и сплоченного коллектива.

Содержание работы

I. Вступительная часть.
1.Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.
II. Основная часть.
1. Ученический коллектив, признаки и структура.
2. Этапы развития ученического коллектива.
3. Педагогические средства и методические подходы организации и формирования коллектива
4. Влияние педагога на развитие ученического коллектива
5. Межличностные отношения в ученическом коллективе.
III. Заключительная часть.
1. Вывод.
Библиография.

Файлы: 11 файлов

0 (Автосохраненный).doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

1.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Ученический коллектив. Признаки и структура  ученического коллектива.

Коллектив –  группа людей, объеденных по определенным признакам. Примерами признаков  могут являться общие цели и задачи. Коллектив образуется для совместной деятельности и в ее процессе достигает высокого уровня развития.

Высшая форма  организованной группы — коллектив, но не всякая внешне и внутренне  организованная группа становится коллективом. Группа, организованная только внутренними  целями, не выходящими за ее рамки, относится  к корпорациям, враждебным друг другу (шайки воров, религиозные общины, группы бизнесменов).

Коллектив —  это группа людей, являющаяся частью общества, объединенная с ним общими целями, ставшими мотивами совместной деятельности. Иными словами, «коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества».

В педагогике понятие  коллектив имеет ряд важных признаков

  1. Общая социально значимая цель.

        Цели деятельности коллектива, обязательно вынесенные за рамки данной группы, создают отношения ответственной зависимости внутри группы. В этом сущность коллектива, ибо, замкнув цели деятельности внутри себя и оторвавшись от целей общества, он перестает быть коллективом, превращается в существующую лишь для себя корпорацию. Следовательно, коллектив — это всегда группа людей, но не каждая группа. Главное требование коллектива к отдельной личности, входящей в него, — сознательное подчинение личности целям, сплачивающим данную группу, превращая ее в коллектив. Этот объективный закон, стихийно проявляющийся во всяком коллективе, самоукрепляет его. Но он может осуществляться и сознательно как членами коллектива по отношению друг к другу, так и его лидерами (вожаками) и официальными руководителями. Суть этого закона заключается в том, что коллектив сам проектирует и создает нужные ему личности. Задача воспитателей — содействовать этому процессу, не подменяя коллектив, а опираясь на него.

 

  1. Общий выборный руководящий орган.

        В отличие от неорганизованных групп, где существует паритетность, т. е. равные межличностные отношения членов группы без элементов руководства и подчинения, в любой организованной группе всегда есть руководитель, вожак, лидер. Он может быть назначенным или официально выбранным либо неофициально, но фактически выдвинутым и признанным в силу положительных личных отношений к нему со стороны большинства, признающего его авторитет и по собственной инициативе прислушивающегося к нему Наиболее крепкой становится группа, фактический лидер которой выбран или назначен руководителем

 

  1.   Отношения ответственной зависимости.

Между членами  коллектива устанавливаются специфические  отношения, отражающие не только единство цели  и деятельности, но и единство переживаний связанных с ними. Основными показателями благоприятного социально-психологического климата в коллективе являются: терпимость членов коллектива по отношению друг к другу; защищенность личности каждого в коллективе; взаимная доброжелательность; глубокая заинтересованность коллектива в переживаниях каждого его члена; такт, деликатность, чуткость во взаимоотношениях

 

  1. Общая совместная деятельность.

Коллектив держится, растет, укрепляется и воспитывает  своих членов достижениями и успехами в трудных, но полезных делах. Без  таких дел и успехов в них  коллектив существовать не может — он превратится в административно созданную группу, не оказывающую никакого влияния на воспитание коллективизма. Поэтому организовать коллектив и ставить перед ним важные задачи — это только начало воспитания у его членов коллективизма. Сущность же этого воспитания — в успешной совместной деятельности.

На основе выше сказанного можно составить систему  ученического коллектива

 

    • Органичная часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего по мимо детского  и коллектив педагогов-воспитателей;

 

    • Относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

 

    • Скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, и определяющих его организационное строение и деятельность, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения

 

    • Объект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;

 

    • Носитель общего интегративного свойства – его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как целое образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, его эмоциональных реакциях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

 

    • Субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих членов.

 

При этом ученический  коллектив рассматривается как  система динамическая, развитие которой  детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников, изменениями  в  жизни общества в целом, в  непосредственно окружающей коллектив  среде, в характере педагогического руководства деятельностью коллектива. Движет процесс развития коллектива борьба противоречий, возникающих между перспективами, достигнутыми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе.

       Характер отношений между личностью и коллективом зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятные отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития. Для выявления роли коллектива в личностном развитии школьника целесообразно сопоставить характер отношений в разного вида группах. Важнейшим показателем развития группы выступает групповая сплоченность - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности ее членов. В качестве конкретных показателей, как правило, рассматриваются уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях и степень привлекательности группы для ее членов.

 

 

 

В связи с  этим в школе имени Н.К. Крупской в 4 «Г» классе мной была проведена методика Сишора направленная на выявление уровня групповой сплоченности, состоящей из 5 вопросов с предлагаемыми вариантами ответов. Полученные результаты выявили наличие высокого уровня сплоченности в данном классе, что указывает на сформированность коллектива.

 

 

 

 

Социальная  психология выделяет следующие уровни сплоченности: диффузная группа, ассоциация, кооперация и коллектив. При этом в диффузной группе представлен  самый низший уровень сплоченности. Примером может служить группа первоклассников в первые дни после прихода в школу. Высший уровень реализуется в коллективе. Как могут выглядеть характеристики стержневых отношений в этих полярных квалификациях групп.

 

 

На основе итогов проведенной  методики и личных наблюдений считаю возможным отнести 4 «Г» к  группе- коллективу.

 

В итоге совокупность отношений, характерных для диффузной группы, создает неблагоприятный (препятствующий развитию личности) психологический  климат; совокупность отношений в  группе-коллективе способствует развитию личности. Следовательно, социально-психологический климат - это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Помимо климата  как понятия, отражающего устойчивые отношения, необходимо ввести понятие  психологической атмосферы коллектива, которое отражает преобладающее  эмоциональное состояние в течение  небольшого периода времени, вызванное подготовкой или проведением какого-то конкретного дела или комплекса дел, событием, эпизодом. Психологическая атмосфера - неустойчивое, динамичное образование, сравнительно легко поддающееся изменению. Психологический климат - более устойчивое явление, корректируется значительно сложнее. Существенным фактором сплочения коллектива выступает процесс формирования здорового общественного мнения; под ним следует понимать ту преобладающую оценку, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни. Для воспитания принципиальности и здорового общественного мнения важно выносить на коллективное обсуждение все более или менее значительные события и явления в жизни школы, класса, давать им правильную общественную оценку, развивать среди учащихся дух плюрализма и демократии.

Воспитывая общественное мнение, нужно всячески повышать роль органов общественного самоуправления в формировании дисциплинированности, принципиальности и взаимной требовательности среди учащихся, Как писал А.С.Макаренко, «коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

В то же время  система воздействий на ученика  призвана обеспечивать благоприятный  психологический климат в школьном классе, органическое единство личного  и социального, которое проявляется  в коллективизме. Коллективизм - чувство  солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школе достигается различными путями: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; активизацией работы детских и юношеских самодеятельных организаций.


Библиография.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вывод.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульный.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Эпиграф.docx

— 12.24 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Формирование коллектива и межличностных отношений