Формирование коллектива и межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Важно не только знать признаки и структуру коллектива, но и рассматривать этапы его развития как целостный неделимый процесс образования от простой группы до крепкого и сплоченного коллектива.

Содержание работы

I. Вступительная часть.
1.Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.
II. Основная часть.
1. Ученический коллектив, признаки и структура.
2. Этапы развития ученического коллектива.
3. Педагогические средства и методические подходы организации и формирования коллектива
4. Влияние педагога на развитие ученического коллектива
5. Межличностные отношения в ученическом коллективе.
III. Заключительная часть.
1. Вывод.
Библиография.

Файлы: 11 файлов

0 (Автосохраненный).doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Педагогические  средства и методические подходы  организации и формирования коллектива

         Важную роль играет характер  взаимоотношений, которые складываются  между  детьми  в изменяющейся  структуре постоянных и временных  объединений, что проводит всех  школьников через положение руководителей и исполнителей,  формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу,  создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

Особое место в укреплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение  кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под  воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от  принятых норм поведения.  Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом  сверстников. Но главное состоит в том,  что только в небольших группах каждый  ребенок может  определить  для себя такое положение в совместной работе,  при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности. Таким образом возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности,  в наибольшей степени адекватную  его индивидуальным склонностям.

К числу  важных  моментов  в организации детского коллектива относится  разновозрастное  построение  контактных   объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелирует обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов.  Ребенок испытывает  влияние  каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на  окружающих,   активизируя  собственное развитие.

 В частности  общешкольный  коллектив  обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и  младших школьников. Ежегодно обновляясь,  общешкольный коллектив сохраняет  в  то же время свои законы,  обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллективов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном коллективе,  тем  прочнее спаяны контактные объединения детей;  чем значимее,  обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем  прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии.  Целенаправленная организация разветвленного детского  коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.

Традиции это такие  устойчивые формы коллективной жизни которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают  жизнь. В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок вырабатывая устойчевые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий их поддерживает установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными – это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Особенно важным считал А.С.Макаренко  выбор цели. Практическую цель, которая  способна увлечь  и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость…Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе… Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных»

В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал 3 вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.

Близкая перспектива выдвигается  перед коллективом, находящимся  на любой стадии развития, даже на начальной. Основное требовании к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремиться к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы – это перспектива радости коллективного труда.

Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается  в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы  нужно приложить усилия. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался  хороший работоспособный актив, который может выступать с инициативой и повести за собой школьников. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.

Далекая перспектива – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цели. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.

Система перспективных  линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива  и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным  успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач – обязательное условие прогрессивного движения коллектива. Непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может  быть малоэффективным.  Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. А.С. Макаренко выдвинул принцип параллельного действия. В его основе – требования воздействовать на школьника ни не посредственно, а опосредованно через первичный коллектив. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием, по крайней мере, 3 сил – воспитателя, актива и всего коллектива.

Коллективизм  составляет  одно из определяющих отношений  личности в ее конкретной деятельности - творческое отношение к   учебной  деятельности,  выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном  лишь на достижении своих целей,  что таит  опасность развития групповщины.  Нередко дети,  проявляя  внутри своего коллектива отношения товарищества,  взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качеств коллективиста  за  пределами своего коллектива.

В чем  причина  слабой сформированности коллективистских качеств? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе. Формирование коллектива класса,  ученической бригады, несомненно,  способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу,  внутри коллектива.  Однако даже товарищеские отношения,  отношения  деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности  отдельных  детей,  составляющих  коллектив. Коллективизм не может основываться лишь на делах своего  коллектива,  потому  что быть коллективистом - значит болеть не только за дела своего коллектива.  Главное в коллективизме - общественная ориентация деятельности,  творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

Поэтому формирование  подлинно коллективистских качеств  личности предполагает "абстрагирование" от дел и целей  конкретного коллектива, связь  этих  дел  и  целей с более широкими задачами других коллективов,  образующих общество,  именно на этом пути у подростка, юноши формируется личная ответственность за общие дела. В этом плане показательны данные,  полученные в исследовании по выявлению условий формирования коллективистских качеств личности детей подросткового возраста

 Задача  взрослых  заключается в такой организации   деятельности в условиях  детского  коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане.  Именно в этом  случае  происходит  становление личности ребенка,  для которого общественное дело - потребность. Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношения  детей не только к цели данного коллектива (при сохранении ее конкретной значимости),  но и к  общему  делу вообще.

Полученные  данные убеждают  в  необходимости  одновременного включения детей  в  специально  организованную "скользящую сеть" различных коллективов:

     а)  учебных, трудовых, организационно-общественных, художественных, спортивных, игровых;

     б)  постоянных, сезонных, временных;

     в)  одно- и разновозрастных;

     г)  малочисленных и многочисленных.

 

Такая подвижная  сеть  многоплановых коллективов при условии соподчинения социально значимых целей деятельности всех  коллективов и  подчинения  решению  общей  задачи не позволяет ребенку замкнуться в кругу близких товарищей. Она непрерывно включает малый коллектив  в  большой,  группы детей одного возраста в разновозрастный коллектив,  создавая переплетение взаимозависимостей,  разрывая рамки своего конкретного,  "нашего" коллектива, выводя детей в целом на общество. Причем это не формальный разрыв, когда ребенок участвует "то там, то тут", а система, которая, с одной стороны, способствует формированию непосредственно-личностного общения детей в коллективе,  а с другой - обеспечивает осознание ребенком его  включенности  не только в данный коллектив, но и в общество.

В частности,  большое число коллективов,  в  состав  которых ребенок одновременно входит, не дает ему возможности  стать в известную оппозицию,  а скользящие формы разнопланового коллектива эту возможность  исключают,  создавая условия для разнообразного общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы,  сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.

Итак, формирование личности  человека-коллективиста  требует организации системы  многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такого специально  заданного многопланового  коллектива  при  соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социально  значимых задач. Необходимо подчеркнуть,  что  обучение детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности - это не один из ряда важных  педагогических принципов, а особый, качественно своеобразный подход  к  формированию  растущего человека как личности.

 

 

 


Библиография.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вывод.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульный.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Эпиграф.docx

— 12.24 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Формирование коллектива и межличностных отношений