Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 16:17, курсовая работа
Цель исследования: обосновать влияние внеурочной деятельности на УДД младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Исследовать отношение младших школьников к учению.
3. Разработать рекомендации для педагогов по формированию УДД младших школьников во внеурочной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Глава Теоретические и методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через внеурочную деятельность………………………………………………….7
1.1 Коммуникативные УУД, требования ФГОС к ним…………………………7
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с новым стандартом……………………………..12
1.3 Кружок как активная форма реализации задач формирования коммуникативных УУД………………………………………………………....17
1.4 Программа работы кружка «Умники и умницы»………………………….19
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемых источников…………………………………………..
- пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;
- значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
1.4 Программа работы кружка «Умники и умницы»
По условиям введения
нового стандарта (ФГОС) особую
важность приобретает раздел
«внеурочная деятельность» (ФЗ). Организация
занятий по направлениям
Программа кружка «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Особенностью программы являются занимательность предполагаемого материала по форме, по содержанию, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.
В настоящее время исследования учёных доказали, что талантливых детей много. Задача заключается лишь в том, чтобы развить мышление ребёнка, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа.
Дети любознательны и полны
желания получать новую
Программа кружка «Умники и умницы» рассчитана на детей 3 класса.
Цель: развитие познавательных и творческих способностей у младших школьников.
Задачи:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих.
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
В данной программе большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей.
Подбор заданий строится с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей третьеклассников.
Формы занятий: игры, беседы, соревнования, конкурсы, викторины, КВН.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п |
Дата |
Тема |
Краткое содержание |
1 |
Диагностика уровня развития познавательных процессов у третьеклассников. |
||
2 |
Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Запомни и нарисуй. Составь новые слова Логические задачи. | |
3 |
Тренировка внимания. |
Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Игры на внимание. | |
4 |
Мозговая гимнастика. |
Тренировка слуховой памяти. Прочитай слова, правильно поставь ударение. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | |
5 |
« Шапка для размышлений». |
Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». | |
6 |
Поиск закономерностей. |
Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Игра «Так же, как…..» Найди буквенную закономерность (числовую) Логические задачи. | |
7 |
Работа со спичками. |
Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию) | |
8 |
«Это интересно!» |
Повторение алфавита, игра «Шифровальщик», составляем новые слова, решение логических задач. | |
9 |
Игра «Умники и умницы». |
Кто быстро и правильно ответить на вопросы. | |
10 |
Логические задачи. |
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова. | |
11 |
«Закодированное слово». |
Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Произнеси слово задом наперёд. Отгадайте слово по первым буквам слов. | |
12 |
Ира «Найди фигуру». |
Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Тренировка зрительной памяти. Игра «Угадай число». Ответь на вопросы, по словам на доске. | |
13 |
Поиск закономерностей. |
Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание» Как получилось слово? | |
14 |
Игра «Фантазёр». |
Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы Игра «На что похоже?» | |
15 |
Разгадывание ребусов. |
Знакомство с ребусами, разгадывание ребусов. | |
16 |
«Весёлые вопросы». |
Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Кто больше составит вопросов. Нарисуй вид сверху. Логические задачи. | |
17 |
Игра «Умники и умницы». |
Уровень кругозора | |
18 |
Игра «Внимание». |
Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Тренировка слуховой памяти. Игра в слова. | |
19 |
Измени свойство. |
Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы Тренировка зрительной памяти. Найди 10 отличий. Игра «Измени свойство». | |
20 |
Игра «Так же, как…» |
||
21 |
Работа с изографами |
Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов. | |
22 |
Математический марафон. |
Решение логических задач, решение числовых выражений, отгадывание чисел. | |
23 |
Вопросы – загадки |
Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. | |
24 |
Игра «Выполни просьбы букв». |
Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова. | |
25 |
Поиск закономерностей. |
Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание» Как получилось слово | |
26 |
Игра «Умники и умницы». |
Уровень кругозора | |
27 |
Логические задачи. |
Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова. | |
28 |
Посмотри и дополни |
Мозговая гимнастика. Разгадывание ребусов. | |
29 |
ЧТО? ГДЕ? КОГДА? |
Интеллектуальная игра. | |
30 |
Работа со спичками. |
Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию) | |
31 |
Литературная викторина. |
Угадай героев сказок, рассказов, повестей. | |
32 |
Игра «Лабиринт». |
Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах. | |
33 |
Игра «Самый умный». |
Уровень кругозора | |
34 |
Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года. |
Мозговая гимнастика. Уровень кругозора |
Предполагаемые результаты:
- расширение знаний по учебным предметам;
- уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- усиление учебной мотивации;
- повышение качества
- участие в олимпиадах и конкурсах;
- создание условий поверить в собственный талант и неповторимость;
- повышение уровня готовности
к сдаче мониторингового
Вывод по главе 1.
По условиям введения нового стандарта (ФГОС) особую важность приобретает раздел «внеурочная деятельность». Организация занятий по направлениям становится частью образовательного процесса в школе. Данный курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа кружка «Умники и умницы» предполагает систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Особенностью программы являются занимательность предполагаемого материала по форме, по содержанию, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.
Заключение
В ходе изучения теоретического материала по проблеме исследования было выявлено, что эффективная работа по формированию коммуникативных УДД может быть организована путем реализации определенных условий, созданных педагогом в процессе внеурочной деятельности.
Функции универсальных
учебных действий: самостоятельно
осуществлять деятельность
Таким образом, коммуникативные универсальные учебные действия есть учение, обучение, ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте, особая форма социальной активности. В учении младших школьников привлекают эмоциональные моменты, внешняя занимательность урока, игровые моменты в нем и - в значительно меньшей степени - познавательная сторона. Для формирования познавательной мотивации большое значение имеет сам характер учебной деятельности, постепенно их начинают привлекать отдельные приемы учебной работы.
Выяснилось, что основная цель УУД - это научение младших школьников самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели и контролировать процесс и результаты деятельности, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по направлениям развития личности: спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, общеинтеллектуальное, социальное общекультурное.