Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через внеурочную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать влияние внеурочной деятельности на УДД младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Исследовать отношение младших школьников к учению.
3. Разработать рекомендации для педагогов по формированию УДД младших школьников во внеурочной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Глава Теоретические и методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через внеурочную деятельность………………………………………………….7
1.1 Коммуникативные УУД, требования ФГОС к ним…………………………7
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с новым стандартом……………………………..12
1.3 Кружок как активная форма реализации задач формирования коммуникативных УУД………………………………………………………....17
1.4 Программа работы кружка «Умники и умницы»………………………….19
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемых источников…………………………………………..

Файлы: 1 файл

ормловачрлмрвал.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

- пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

- значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

- умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

 

1.4 Программа работы кружка «Умники и умницы»

 

  По условиям введения  нового стандарта  (ФГОС) особую  важность приобретает раздел  «внеурочная деятельность» (ФЗ). Организация  занятий по направлениям становится  частью образовательного процесса  в школе. Данный курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках обще интеллектуального направления.

Программа кружка «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Особенностью программы являются занимательность предполагаемого материала по форме, по содержанию, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

В настоящее время исследования учёных доказали, что талантливых детей много. Задача заключается лишь в том, чтобы развить мышление ребёнка, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа.

           Дети любознательны и полны  желания получать новую информацию. На уроках идёт конкретный  учебный материал, усвоение терминов, понятий, фактов. Очень мало времени остаётся на дополнительный материал и игры с повышенным уровнем сложности, поэтому, чтобы развивать познавательный интерес и творчество у учащихся нужно организовывать внеклассную работу. Одной из форм является кружок.

Программа кружка «Умники и умницы» рассчитана на детей 3 класса.

Цель: развитие познавательных и творческих способностей у младших школьников.

Задачи:

  1. Формировать интеллектуальные умения (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков), учебную мотивацию.
  2. Расширить знания по предметам.
  3. Развивать: память, внимание, логическое мышление, воображение.
  4. Воспитывать самостоятельность при выполнении задания, аккуратность, умение работать в группе.
  5. Воспитание у детей настойчивости, любознательности, воли и упорства в достижении цели,  чувства коллективизма и формирование умения работать в сотрудничестве со сверстниками.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих.

Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.

В данной программе большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей.

Подбор заданий строится с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей третьеклассников.

Формы занятий: игры,  беседы, соревнования, конкурсы, викторины, КВН.

Календарно – тематическое планирование.

 

п/п

Дата

Тема

Краткое содержание

1

 

Диагностика уровня развития познавательных процессов

у третьеклассников.

 

2

 

Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Запомни и нарисуй.

Составь новые слова Логические задачи.

3

 

Тренировка внимания.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Игры на внимание.

4

 

Мозговая гимнастика.

Тренировка слуховой памяти.

Прочитай слова, правильно поставь ударение.

Логические задачи на развитие способности рассуждать.

5

 

« Шапка для размышлений».

Знакомство с разными геометрическими фигурами.

Игра «Внимание».

Игра «Найди фигуру».

6

 

Поиск закономерностей.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Игра «Так же, как…..»

Найди буквенную закономерность (числовую)

Логические задачи.

7

 

Работа со спичками.

Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию)

8

 

«Это интересно!»

Повторение алфавита, игра «Шифровальщик», составляем новые слова, решение логических задач.

9

 

 Игра «Умники и умницы».

Кто быстро и правильно ответить на вопросы.

10

 

Логические задачи.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка внимания.

Составляем новые слова.

11

 

«Закодированное слово».

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Произнеси слово задом наперёд.

Отгадайте слово по первым буквам слов.

12

 

Ира «Найди фигуру».

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка зрительной памяти.

Игра «Угадай число».

Ответь на вопросы, по словам на доске.

13

 

Поиск закономерностей.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Игра «Внимание»

Как получилось слово?

14

 

Игра «Фантазёр».

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы

Игра «На что похоже?»

15

 

Разгадывание ребусов.

Знакомство с ребусами, разгадывание ребусов.

16

 

«Весёлые вопросы».

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Кто больше составит вопросов.

Нарисуй вид  сверху.

Логические задачи.

17

 

Игра «Умники и умницы».

Уровень кругозора

18

 

Игра «Внимание».

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка слуховой памяти.

Игра в слова.

19

 

Измени свойство.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы Тренировка зрительной памяти.

Найди 10 отличий. Игра «Измени свойство».

20

 

Игра «Так же, как…»

 

21

 

Работа с изографами

Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов.

22

 

Математический марафон.

Решение логических задач, решение числовых выражений, отгадывание чисел.

23

 

Вопросы – загадки

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

24

 

Игра «Выполни просьбы букв».

Знакомство с разными геометрическими фигурами.

Игра «Внимание».

Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова.

25

 

Поиск закономерностей.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Игра «Внимание»

Как получилось слово

26

 

Игра «Умники и умницы».

Уровень кругозора

27

 

Логические задачи.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка внимания.

Составляем новые слова.

28

 

Посмотри и дополни

Мозговая гимнастика.

Разгадывание ребусов.

29

 

ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Интеллектуальная игра.

30

 

Работа со спичками.

Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию)

31

 

Литературная викторина.

Угадай героев сказок, рассказов, повестей.

32

 

Игра «Лабиринт».

Тренировка слуховой памяти.

Определи на слух общий звук в словах.

33

 

Игра «Самый умный».

Уровень кругозора

34

 

Диагностика уровня развития познавательных процессов  в конце года.

Мозговая гимнастика.

Уровень кругозора




 

Предполагаемые результаты:

- расширение знаний по  учебным предметам;

- уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;

- усиление учебной мотивации;

- повышение качества образования;

- участие в олимпиадах  и конкурсах;

- создание условий поверить  в собственный талант и неповторимость;

- повышение уровня готовности  к сдаче мониторингового обследования  в конце учебного года.

Вывод по главе 1.

По условиям введения нового стандарта  (ФГОС) особую важность приобретает раздел  «внеурочная деятельность». Организация занятий по направлениям становится  частью образовательного процесса в школе. Данный курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа кружка «Умники и умницы» предполагает систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Особенностью программы являются занимательность предполагаемого материала по форме, по содержанию, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

Заключение

 

В ходе изучения теоретического материала по проблеме исследования было выявлено, что эффективная работа по формированию коммуникативных УДД  может быть организована  путем реализации определенных условий, созданных педагогом в процессе внеурочной деятельности.

 Функции универсальных  учебных действий: самостоятельно  осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели и способы  их достижения; контролировать и  оценивать процесс и результаты  деятельности; обеспечение возможностей учащегося; формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Таким образом, коммуникативные универсальные учебные действия  есть учение, обучение, ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте, особая   форма социальной активности. В учении младших школьников привлекают эмоциональные моменты, внешняя занимательность урока, игровые моменты в нем и - в значительно меньшей степени - познавательная сторона. Для формирования познавательной мотивации большое значение имеет сам характер учебной деятельности, постепенно  их начинают привлекать отдельные приемы учебной работы.

Выяснилось, что основная цель УУД  - это научение младших школьников самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели и контролировать процесс и результаты деятельности, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта  организуется по направлениям развития личности: спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, общеинтеллектуальное, социальное общекультурное.

Список используемых источников

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 2012. - 80 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной - М.: Педагогика, 2009. - 168 с.
  3. Бондарев П. Путь к национальному возрождению // Народное образование. - 2010. - № 10. - С. 7-14.
  4. Бондаренко С.М. Пути формирования интереса к грамматической деятельности у школьников. Дисс.канд. пед. наук. - М., 1971. - С. 98-112.
  5. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. - 1993. - № 5. - С. 12 - 15.
  6. Выготский Л.С. Собр. соч. в 7 т. - Т. 4.. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
  7. Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1002.- 96с.
  8. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.: КРОНУС, 1998. - С. 102-124.
  9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1996. - 263 с.
  10. Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. - 2013.- №6.- 87с.
  11. Иванова А. В., Развивающее обучение. - М.: Просвещение, 1998. - 254 с.
  12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
  13. Ковалев А.Г. Психология личности. - Л.: Ленинградский госпединститут, 1983. - 264 с.
  14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
  15. Маркова А.К. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования /Формирование учебной деятельности. - М.: Педагогика, 1982. -С. 54-59.
  16. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Ваклер, 1997. - 300 с.
  17. Маткин В.В. Теория и практика развития интереса к профессионально- творческой деятельности у будущих учителей: ценностно-синергетический подход. - Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т., 1999. - 204 с.
  18. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М.: Просвещение, 1972. - 280 с.
  19. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Оникс, 2010. - 377 с.
  20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 224 с.
  21. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 4т. Т.2. - М.: Просвещение, 1991. - С. 216-684.
  22. Цукерман Г.А,  Введение в школьную жизнь. - М.: Пеленг, 1996. - 341 с.
  23. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М.: Просвещение, 1995.– 245 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через внеурочную деятельность