Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:15, дипломная работа
Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования содержание и технологии коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей в процессе внеурочной деятельности.
Цель исследования – разработать содержание коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на устранение трудностей в общении младших школьников с разным типом темперамента.
Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические аспекты развития коммуникативной компетентности младших школьников………………………………………………………
1.1 Общая характеристика личности младшего школьника…………….
1.2 Учет индивидуально-типологических особенностей личности в процессе воспитания младших школьников………………………..…….
1.3 Проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников в психолого-педагогической литературе …
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей…………………………...
2.1 Методика и результаты констатирующего исследования………………………………………………..……………….
2.2 Организация, содержание и методика формирующего эксперимента………………………………………………………………...
2.3 Результаты контрольного исследования………………………………
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет психологии и дефектологии
Кафедра коррекционной педагогики и специальных методик
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет психологии и дефектологии
Кафедра коррекционной педагогики и специальных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
д-р пед. наук, доцент
__________Н. В. Рябова
«____»___________2012 г.
Реферат
Дипломная работа содержит 77 страниц, 74 использованных источника, 9 приложений.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ТЕМПЕРАМЕНТ, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, КОММУНИКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования - содержание и технологии коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей в процессе внеурочной деятельности.
Цель исследования – разработать содержание коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на устранение трудностей в общении младших школьников с разным типом темперамента.
В ходе работы были использованы следующие методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, констатирующее исследование, формирующий эксперимент и контрольное исследование.
В результате исследования разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий по формированию коммуникативных умений младших школьников с учетом типа темперамента, а также рекомендации для учителей и родителей.
Степень внедрения - частичная.
Область применения – использование в практике работы учителей и психологов общеобразовательных школ.
Эффективность - формирование индивидуального стиля общения младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей, повышение коммуникативной компетентности учащихся.
Содержание |
|
Введение………………………………………………………… |
5 |
1 Теоретические
аспекты развития |
9 |
1.1 Общая характеристика личности младшего школьника……………. |
9 |
1.2 Учет индивидуально- |
17 |
1.3 Проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников в психолого-педагогической литературе … |
27 |
2 Опытно-экспериментальная
работа по формированию |
39 |
2.1 Методика и результаты |
39 |
2.2 Организация, содержание и 2.3 Результаты
контрольного исследования…………… |
52 60 |
Заключение…………………………………………………… |
67 |
Список использованных источников………………………………………… |
71 |
Приложение 1…………………………………………………………………. Приложение 2…………………………………………………………………. Приложение 3………………………………………………………………….. |
78 94 99 |
Приложение 4 …………………………………………………………………. Приложение 5………………………………………………………………… Приложение 6 ………………………………………………………………… Приложение 7………………………………………………………………….. Приложение 8………………………………………………………………….. Приложение 9…………………………………………………………………. |
104 106 124 139 148 154 |
Введение
Обучение школьников коммуникативной компетентности приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка.
Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению приобретает особую значимость в современной ситуации. Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком.
Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной компетентности гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и обеспечивает становление высших уровней социализации индивида.
Потребность в общении – одна из основных социальных потребностей человека, она рано возникает и постепенно развивается. На протяжении младшего школьного возраста общение со взрослыми остается одним из ведущих факторов развития личности ребенка, хотя к концу этого этапа общение со сверстниками начинает играть все более значительную роль (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Д. Б. Эльконин и др.). Именно в этот период происходит формирование личности. От того, насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни.
Вопросам общения
младших школьников посвящены многочисленные
исследования отечественных и зарубежных
авторов, на их основе разработаны учебно-
Для рассмотрения степени успешности общения детей младшего школьного возраста с учетом типа темперамента, стоит обратиться к исследованиям Г. С. Васильевой, А. И. Ильиной, Э. И. Маствилискер, которые указывают на то, что именно в этом возрасте начинает формироваться индивидуальный стиль общения ребенка, он интенсивно накапливает опыт взаимодействия с окружающими его людьми и именно «индивидуальный стиль влияет на успешность общения человека» (B. C. Мерлин). В исследованиях Г. С. Васильевой, Н. М. Гордецовой, А. И. Ильиной, Л. П. Колчиной, Э. И. Маствилискер, B. C. Мерлина осуществлен анализ трудностей общения, обусловленных особенностями темперамента. Проблема индивидуального стиля общения, вопросы степени успешности общения детей с учетом типа темперамента были предметом исследования многих ученых, таких как: С. П. Безносовым, Б. А. Вяткиным, А. Г. Исмагиловой, А. И. Крупновым, И. Л. Руденко, И. П. Шкуратовой, М. Р. Щуркиным, А. И. Щебетенко.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А. А. Бодалева, А. А. Брудного, Л. С. Выготского, И. А. Зимней, М. С. Кагана, М. И. Лисиной, Н. И. Шевандрина, Я. А. Яноушека и др. Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования. Однако все они не затрагивают проблемы влияния темперамента на успешность формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте, что и предопределило актуальность выбранной нами темы исследования.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования – содержание и технологии коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей в процессе внеурочной деятельности.
Цель исследования – разработать содержание коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на устранение трудностей в общении младших школьников с разным типом темперамента.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретическую и методическую литературу, посвященную проблемам формирования коммуникативной компетентности школьников, а также влиянию темперамента младших школьников на операциональную и невербальную стороны общения;
2) изучить особенности развития коммуникативных умений младших школьников с разным типом темперамента;
3) разработать содержание коррекционно-развивающих занятий по формированию коммуникативных умений младших школьников с учетом типа темперамента;
4) экспериментально проверить эффективность предложенной методики работы.
Гипотеза исследования состоит в том, что успешное развитие коммуникативных умений младших школьников будет более эффективно, если учитывать тип темперамента детей, использовать игровые упражнения, направленные на развитие мотивации к коммуникативной деятельности, а также специальные методические приемы для организации речевого взаимодействия учащихся при помощи тренингов, диспутов, деловых и ролевых игр.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы педагогами, педагогами-психологами при работе с младшими школьниками с разным типом темперамента, испытывающих затруднения в речевом взаимодействии.
1 Теоретические
аспекты развития
компетентности младших школьников
1.1 Общая характеристика личности младшего школьника
Современные первоклассники, по свидетельствам учителей, очень отличаются от своих сверстников, которые садились за парты десять лет назад. Дети, напичканные сверх всякой меры непонятной и ненужной информацией, безусловно, стали более развитыми, свободными в выражении своих чувств. Произошло существенное расслоение людей, что начинают понимать и дети. Школе стало очень трудно удовлетворять их возросшие запросы. Воспитание должно успевать за этими переменами и вовремя перестраиваться.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10-11 лет. В этот период, по мнению М. К. Акимова и В. Т. Козлова, происходит дальнейшее психическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа человеческого мозга и нервной системы. По данным физиологов к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой [1, с. 29]. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственного детям данного возраста особенностях поведения, организация деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте, указывает Д. Б. Эльконин, отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков [72, с. 155].
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка, полагает А. В. Мудрик. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на группу сверстников [49, с. 89].
В учебном пособии «Детская психология» под редакцией Р. П. Ефимкиной отмечается, что в возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты), коллективные понятия, знания и идеи, существующие в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностные ориентации. В то же время он понимает, что отличается от других, и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников [20, с. 36].
В условиях обучения в школе от ребенка требуется дисциплина, что призывает к сознательному подавлению экспрессии. Подавляемые привычные эмоции формируют у него определенный тип статичных поз и двигательных реакций: скованность движений, защитные позы, застывшие позы, готовность к агрессии. Так как позы и телесные движения не существуют сами по себе, они рефлекторно связаны и с мимикой ребенка. Именно доминирующие позы, жесты, мимика младшего школьника свидетельствуют о его доминирующем психическом состоянии, указывает А. В. Запорожец [24, с. 109].
В учебном пособии «Возрастная и педагогическая психология» под редакцией А. В. Петровского указывается, что образ тела – сложное образование, сопряженное с индивидуальными телесными особенностями, полом и традиционными культурными ожиданиями. Важно, чтобы ребенок мог себя чувствовать и принимать как уникальное в физическом и психическом плане существо, как представителя своего пола и как представителя своей культуры, своего этноса. Особое внимание следует уделять развитию физической культуры ребенка. С первых лет обучения в школе именно на уроках физкультуры дети должны приобретать привычки и устойчивый интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом. Овладение своим телом, ощущение тонуса, готовность к подвижным играм и соревнованию – все это должно культивироваться в сознании ребенка как чистая радость бытия, как ответственность перед другими: ведь быть красивым, стойким и сильным, быть чистым и опрятно одетым: – значит радовать собой других [12, с. 78].
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект личности, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
И. В. Дубровина считает, что поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, меняющий в целом иерархию его притязаний на признание. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми. Меняются социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от существования, лишенного постоянных обязанностей, к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Теперь он подчинен системе строгих, обязательных для всех школьных и связанных со школой общих социальных правил [21, с. 19].
Информация о работе Коммуникативная компетентность младших школьников